Тип урока: экскурсия на природу.
Цели, задачи урока:
- закрепить понятие о теле, веществе, живой и
неживой природе, фенологических наблюдениях;
- методом наблюдения установить особенности
осеннего этапа развития живой природы;
- формирование внимательного и бережного
отношения к окружающей среде;
- выработка навыков и умений наблюдать и
сопоставлять увиденное, формирование
творческого подхода к выполнению работ;
- формирование интереса к естественным наукам.
Оборудование: тетради для записей,
карандаши, бумажные пакеты для гербария,
фотоаппараты, раздаточный материал.
План урока:
1. Ввести понятия фенология и фенологические
наблюдения.
2. Постановка целей и задач на проведение
экскурсии.
3. Проведение вводного инструктажа по технике
безопасности.
4. Организация и проведение экскурсии.
5. Домашнее задание по итогам экскурсии.
ХОД УРОКА
1. Знакомство с понятиями «фенология»
и «фенологические наблюдения», «фенологические
сезоны»
В качестве опережающих заданий классу были
выданы тексты для домашнего изучения, в классе
проводится фронтальный опрос по проверке
усвоения материала.
На доске висят таблички с понятиями:
ФЕНОЛОГИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ,
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ
2. Постановка целей и задач (цели
висят на доске)
Цель экскурсии – расширить
фактические знания об особенностях окружающей
среды в осенний период развития природы.
Задачи:
- уметь наблюдать за природой и ее особенностями;
- выявлять характерные признаки природы и ее
частей в различных проявлениях;
- научиться творчески оформлять и
демонстрировать изученный материал;
- научиться быстро и слаженно работать в группе.
3. Экскурсия на пришкольный участок
Класс разбить на 4 группы, в каждой группе
выбрать бригадира, художника-оформителя,
биологов, журналистов и ответственного за
презентацию. На каждую группу выдать лист с
инструкциями и заданиями и план пришкольного
участка, с обозначенным на нем маршрутом
экскурсии. Учитель проводит экскурсию по
территории пришкольного участка, показывает и
называет растения (деревья, кустарники, цветы и
травы), произрастающие во дворе школы, вместе с
учениками определяет и перечисляет особенности
развития природы в осенний период. Ученики
записывают основную информацию, фотографируют
или зарисовывают растения, собирают растения для
гербария.
5. Постановка домашнего задания
Домашнее задание прописано в раздаточном
материале, который был выдан на группу (лист
подсказок). Учителю необходимо еще раз напомнить
учащимся об этих заданиях и указать критерии
оценок для их проверки.
На следующем уроке каждая бригада защищает
свой творческий проект: «Лицо-коллаж
пришкольного участка». Основные критерии
для оценки: (записаны в раздаточном материале).
Раздаточный материал:
1. Информационный лист и основные критерии
оценки.
2. Лист подсказок
3. Задания для группы.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
БРИГАДИР – лицо ответственное за работу всей
бригады, порядок и дисциплину в группе при
проведении экскурсии и работы в целом.
ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ – отвечает за оформление и
эстетическую подачу материала, под его
руководством группа создает проект.
БИОЛОГ – отвечает за правильность написания
названий растений и животных, подбирает и
готовит необходимую информацию об изучаемых
объектах живой природы, отвечает за подготовку и
оформление гербария с растениями.
ЖУРНАЛИСТ – отвечает за подбор разного рода
информации (тексты, фотографии, картинки,
музыкальное сопровождение и т.д.), составляет или
пишет тексты, готовит картинки или фотографии
изучаемых объектов, отвечает за подачу
материала.
ОРАТОР – организует и проводит презентацию и
защиту творческого проекта.
ЛИСТ ПОДСКАЗОК
ФЕНОЛОГИЯ – наука о сезонном развитии живой
природы в связи со сменой времен года и
изменениями погоды.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ – части года, границы
между которыми устанавливаются по наступлению
особенно характерных сезонных явлений:
1) предвесенний – время пробуждения небольшого
числа самых ранних видов растений.
2) ранняя весна – время появления и начала
развития листьев большинства деревьев и
кустарников до начала цветения фруктовых
деревьев и ягодных кустарников.
3) разгар весны – до начала цветения озимой ржи на
полях и малины в садах.
4) раннее лето – время максимального цветения
луговых растений и начала созревания первых ягод
до цветения липы мелколистной.
5) полное лето – время созревания ранних плодов и
уборки хлебов, кончается полным созреванием
плодов рябины и началом осеннего пожелтения
листьев берез и лип.
6) ранняя осень – время созревания поздних
плодов, осеннего расцвечивания листьев у
древесной и кустарниковой растительности.
7) глубокая осень – время массового листопада,
кончается полным листопадом и прекращением
вегетации травянистых растений.
8) зима – период покоя растительности.
Задания для группы:
1. Изучить маршрут экскурсии, определить места
стоянок.
2. Собрать максимум информации о растениях и
животных, которые встретятся во время экскурсии
(названия научные и народные, характеристики,
применение их человеком, фотографии, картинки и
рисунки каждого объекта).
3. Собрать материалы для осеннего гербария,
оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. На листе ватмана подготовить и защитить
творческую работу группы: «Лицо-коллаж
пришкольного участка».
Основные критерии для оценки творческих
заданий:
- правильность отображения собранной информации
– 2 балла;
- образность создания творческого проекта – 1
балл;
- уверенная и интересная защита выполненной
работы, яркая презентация – 2 балла.
Итого: максимально – 5 баллов.
Тема урока: «Весенняя экскурсия».
Цели, задачи урока:
- повторить и закрепить понятие фенология и
методах изучения природы, методом наблюдения
установить особенности весеннего этапа развития
живой природы, сравнить его с осенними
признаками;
- формировать внимательное и бережное отношение
к окружающей среде, чувства сострадания и помощи
природе от негативного влияния природного и
антропогенного воздействия;
- выработать навыки и умения наблюдать и
сопоставлять увиденное, формировать творческий
подхода к выполнению работ, формировать умения
определять причинно-следственные связи
природных и антропогенных явлений и их
последствий.
Оборудование: блокноты для записей,
карандаши, бумажные пакеты для гербария,
фотоаппараты, раздаточный материал на группу,
табличка «БАНК ДАННЫХ».
План урока:
1. Постановка целей и задач для экскурсии,
оформление выставки работ «Банк данных»
(творческие работы по результатам осенней
экскурсии).
2. Проведение вводного инструктажа по технике
безопасности.
3. Организация и проведение экскурсии на
пришкольный участок.
4. Домашнее задание по итогам урока.
ХОД УРОКА
1. Постановка целей и задач для экскурсии(висят
на доске в печатном варианте)
Цели экскурсии:
- изучить территорию пришкольного участка,
определить количество деревьев и кустарников
- на территории пришкольного участка;
- выявить пострадавшие растения, обозначить их на
плане;
- объяснить причины бедственного состояния
растений на территории;
- разработать программу помощи пострадавшим
растениям;
- подготовить и защитить творческую работу
«Экологический паспорт пришкольного участка».
2. Проведение вводного инструктажа по ТБ
3. Экскурсия на пришкольный участок
Класс разбить на 4 группы, в каждой группе
выбрать ответственных. На группу выдать листы с
инструкциями, приложениями и заданиями и план
пришкольного участка, с обозначенным на нем
маршрутом экскурсии, а так же вывесить на доске
под рубрикой «Банк данных»
творческие работы учащихся по результатам
осенней экскурсии, для восстановления знаний.
Учитель проводит экскурсию по территории
пришкольного участка, напоминает называния
растения деревьев и кустарников, произрастающие
во дворе школы, вместе с учениками определяет и
перечисляет особенности развития природы в
весенний период, обращает внимание на
повреждения изучаемых растений после зимы.
Ученики записывают основную информацию,
фотографируют или зарисовывают растения и
поврежденные участки, определяют степень и
причины повреждений, собирают растения для
гербария.
4. Домашнее задание
Домашнее задание прописано в раздаточном
материале, который выдается на группу. Учителю
необходимо еще раз напомнить учащимся об этих
заданиях и указать критерии оценок для их
проверки, для удобства рассмотрения
раздаточного материала на доске вывешиваются
материалы листа подсказок и критерии оценки.
На следующем уроке каждая бригада защищает свой
творческий проект: «Экологический паспорт
пришкольного участка».
Основные критерии оценки (висят на
доске и выдаются бригадирам):
- правильность и четкость отображения собранной
информации – 1 балл;
- образность создания творческого проекта – 1
балл;
- уверенная, интересная и яркая защита
выполненной работы – 1 балл;
- творческий подход к презентации групповой
работы (проекта) – 1 балл;
- высказывание собственных мнений и суждений по
оценке и перспективам изучаемых объектов – 1
балл.
Итого:максимально – 5 баллов.
Раздаточный материал:
1. Информационный лист (из материалов осенней
экскурсии) и основные критерии оценки.
2. Лист подсказок (из материалов осенней
экскурсии)
3. Задания для группы.
4. Требования к созданию творческого проекта.
Задания для группы:
1. Вспомнить маршрут осенней экскурсии, места
стоянок, названия растений.
2. Собрать максимум информации о пострадавших
растениях, которые встретятся во время экскурсии
(названия научные и народные, их характеристики,
использование человеком, фотографии, картинки и
рисунки каждого объекта, возможные способы
поддержки растений и устранение обнаруженных
травм на растениях), определить фенологический
сезон.
3. Собрать материалы для весеннего гербария,
оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. В произвольной форме подготовить и защитить
творческую работу группы: «Экологический
паспорт пришкольного участка».
Требования к созданию творческого проекта:
1. Информация о месте нахождения территории.
2. Информация об объектах территории (описание
объектов).
3. Задачи исследования.
4. Результаты исследования (что выявлено в
результате исследования и изучения территории и
объектов).
5. Предложения по выявленным результатам
исследований, личное мнение и отношение к
полученным сведениям (программа посильной
помощи пострадавшим объектам).
6. Творческий подход.
7. Аккуратность и эстетичность оформления работы
8. Список использованной литературы и источников.
Итогом работы является творческая защита
проекта «Экологический паспорт пришкольного
участка», который заслушивается на следующем
учебном занятии. Особо заинтересованные ученики
продолжают работу в летний период, где могут
реализовать свой план помощи пострадавшим
растениям. Для некоторых эта работа является
своеобразным этапом в научно-исследовательской
и проектной деятельности. Подобные работы в
старших классах стимулируют учеников не только к
развитию географической культуры, но и к
самопознанию и самосовершенствованию.
|