Суббота, 27.04.2024, 02:18                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [59]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [41]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ГЕОГРАФИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Конспект урока "Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы"
12.12.2013, 13:16

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с экологическими проблемами мира, особенностями взаимодействия природы и общества.
  • Выработать умение оценивать экологическую обстановку наших дней.
  • Выяснить влияние местных предприятий на экологическую обстановку своей местности.
  • Воспитание ответственного отношения к природе.

Оборудование: Политическая карта мира, Экологическая карта РТ.

За месяц до урока была проделана исследовательская работа (история возникновения села Петровский завод, история открытия спирт завода в селе, количество машин в селе, влияние выхлопных газов на атмосферу, количество внесенных ядохимикатов и пестицидов на полях села Петровский завод).

Ход урока

Эпиграф.

До теперешней нашей Земли, до ее снегов, метелей
Бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
Это личная их беда, за нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви...
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
«Человек разумный» сидит на вершине этого древа.
А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты.
Да неужто и человек – тупиковая ветвь природы?!
Роберт Рождественский

Вступительное слово учителя.

Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее чаще называют эпохой глобальных проблем, т.е.проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из глобальных проблем – экологическая, связанная с разрушением окружающей среды. Окружающая нас природа серьезно больна. Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га леса.

Это в 10 раз превышает масштабы лесовостановления. Параллельно с этим идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из с/х производства 6 млн. га. земель. А мы знаем, что сейчас от хронического голода и недоедания страдает более 1 млрд. человек. Многие страны мира сталкиваются с серьезными проблемами нехватки чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. Объем сточных вод превысил в мире 1 тыс. м3. Среди наиболее загрязненных рек мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр.

На каждого жителя планеты ежегодно добывается 20 т. минерального сырья. 98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Масса отходов и загрязняющих веществ достигла 40 млрд. т.

Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могут покорять и подчинять природу во благо себе.

Давайте выясним влияние Сармановского спирт завода, расположенного в нашей местности на экологическую обстановку. Сегодня у нас в гостях представитель спиртзавода, краевед, эколог, защитники гидросферы, биосферы, атмосферы, литосферы, медработник, редактор газеты «Экологический вестник».

Первое слово предоставляется краеведу.

Краевед: В 1891 году купец первой гильдии Стахеев приезжает в края, где чистоводная речка Иганя омывает крутые склоны и бьют чистейшие родники около села Петровка Сармановского района. Увидев эту красоту, природные богатства (чистейшая родниковая и речная вода, залежи торфа, дешевое сырье, дешевая рабочая сила), Стахеев решает построить на склоне возвышенности около родников завод по производству спирта –сырца. Большими усилиями завод был построен в течении 5 лет, и в 1896 году было запущено производство и получена первая партия спирта-сырца. После начала производства спирта, в том же году было освоено производство водки. Завод получил название Петровский спиртзавод.

В военный период завод работал на повышенных мощностях-спирт и водку отправляли на фронт.

В послевоенные годы многое изменилось: расширилось производство спирта и водки, была осуществлена механизация технологических операций.

Учитель: С возникновением промышленного предприятия наверно обострились какие то экологические проблемы.

Слово предоставляется защитникам гидросферы.

Защитник гидросферы:

В России первые указы об охране вод были изданы Петром 1. За засорение Невы и других рек Петербурга грозила ссылка на каторжные работы. Мы хотели, чтобы представитель спиртзавода рассказал о производстве своего предприятия.

Ответ представителя предприятия.

Начиная с1997 года на Сармановском СВЗ ведется реконструкция технологической системы, оборудования и производственных зданий.

Сармановский СВЗ, производительностью 2000 дал в сутки, является первым предприятием в объединении, который освоил современную технологию низкотемпературного разваривания, что позволило ему существенно повысить выход спирта с тонны сырья, сэкономить энергоресурсы и улучшить физико-химические и органолептические показатели спирта категорий «Экстра», «Альфа» и «Люкс».

Освоение новой технологии повлекло за собой реконструкцию практически всех технологических отделений завода.

Основными покупателями спирта являются ООО «Омсквинпром», ЗАО «Веда» г. Кингисепп Ленинградской обл. ООО «Традиции качества» Московской обл., ООО «Арсенал».

Эколог: Используете ли вы воду реки Иганя?

Ответ представителя предприятия: Да мы используем воды р. Иганя – для охлаждения дрожжевых и бродильных чанов. В остальных процессах используется вода из скважин.

Защитник гидросферы: Знаете ли вы, что повышение температуры в водоемах при спуске в них различных стоков допускается не более чем на 3 С по сравнению с максимальной температурой воды в летний период? Содержание взвешенных веществ в воде не должно увеличиваться более чем на 0,75 мг/л. Окраска воды не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см.

Ответ представителя предприятия: Очистных сооружений нет. Охлажденная вода сбрасывается через канализационные пути обратно в реку. Берут анализ воды перед употреблением и после. Затем сравнивают эти химические анализы. Проверяют состав воды на содержание вредных примесей. Температура воды увеличивается на 2-3° С, при выходе обратно в реку.

Сбрасываемая вода является чистой, значит не вредит окружающей среде.

Эколог: Очень эффективно в борьбе с загрязнением водоемов повторное и оборотное водоснабжение предприятий всех отраслей промышленности. Все организации. деятельность которых влияет на водный режим обязаны: проводить на используемых территориях гидромелиоративные, лесомелиоративные агротехнические и санитарные мероприятия, улучшающие водный режим ; использовать водные источники не превышая установленных норм; сооружать очистные устройства с искусственной или естественной очисткой

(В США одна и та же вода используется 9 раз перед сбросом, в Японии 74 раза, высок процент оборотных вод и в России.)

Дополнительный материал: Около 1млрд людей на планете не имеют доступа к чистой воде.

В 600 городах не обеспечивается качественная очистка сточных вод..

Плохо закрытый водопроводный кран, из которого капает вода ( 50 капель в минуту ), расходует до 400 л воды в месяц.

Слово предоставляется защитникам атмосферы.

Опасные изменения происходят в атмосфере Земли. В мире ежегодно сжигают около 9 млрд тонн условного топлива. При этом в воздух, несмотря на применение очистных сооружений, выбрасывается более 20 млрд. тонн углекислого газа, десятки миллионов тонн двуокиси серы, окиси углерода и других газов. Сейчас в мире имеется более 500 млн. автомобилей. На них приходится почти 60% всех вредных выбросов в атмосферу. А ведь,по данным специалистов, в выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья компонентов.

Защитник атмосферы: Для охраны атмосферы От загрязнений законодательно предусмотрены следующие меры:

  1. В городах не разрешается создавать предприятия значительно загрязняющие атмосферный воздух. Их следует располагать по отношению к ближайшему жилому району с подветренной стороны и отделять от границ жилых районов санитарно – защитными зонами.
  2. Совершенствуются технологические процессы и разрабатывается новое оборудование с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду.
  3. Предприятия загрязняющие атмосферу оснащаются пыле – и газоулавливающими системами для очистки выбросов.
  4. Территория этих зон должна быть обязательно озеленена.

Эколог.: Растительность мира, ежегодно выделяя в атмосферу около 400 млрд. тонн кислорода, уже не в состоянии компенсировать его расход. Только один реактивный самолет при перелете из Америки в Европу сжигает в среднем от 50 до 100 т. кислорода, т.е.столько, сколько его производят за день 10 тыс. гектаров леса. Количество кислорода в атмосфере уменьшается на 10-12 млрд. тонн в год. Этому способствует и вырубка лесов. За последнее столетие погублено 40% существовавших на планете лесных массивов.

А ведь лес – важный стабилизатор окружающей среды, производитель кислорода и главный поглотитель углекислого газа и пыли. Подсчитано, что существующие у нас в стране масштабы сбора и переработки макулатуры позволяют ежегодно сберегать от вырубки 75 тыс. га леса. Использование 40 т макулатуры позволяет сохранить от вырубки 10 га строевого леса. Собирая ежегодно по 500 кг макулатуры, класс может спасти жизнь 20 деревьям. В прошлом году наша школа собрала 1407 кг макулатуры, значит мы спасли жизнь 50 деревьям.

Учитель: Вредные выбросы в атмосферу попадают не только от промышленных предприятий. Что еще служит причиной загрязнения воздушного бассейна?

Редактор: В селе Петровский завод всего136 автомашин.

По данным французского ученого Ж. Детри, выхлопные газы от бензиновых и дизельных двигателей содержат около 200 компонентов: углекислый газ, углеводороды, водород, альдегиды, окислы азота, сернистого газ,. канцерогенные высокотоксичные соединения. Один автомобиль, каждый день проходя 50 км за год выделяет в атмосферу: 3,25 т углекислого газа, 0,5 т угарного газа, 100 кг высокотоксичных углеводородов, 30 кг оксидов азота, сжигая 4,35 т кислорода. На долю транспорта в городах России приходится 37% общих загрязнений атмосферы.

Дополнительный материал: В атмосферу Земли в результате человеческой деятельности ежегодно выбрасывается 156 млн. т сернистого газа, 60 млн. т оксидов азота.

Учитель: Человек особая часть биосферы. Появление человека – важный этап развития биосферы. Деятельность человека является существенным фактором, воздействующим на природу Земли. В Европе приходится 10-11 т отходов на душу населения, доля бытовых – 6%, а в России – 3%.

Защитник биосферы: Повышенное содержание нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. В с/х в больших количествах применяются ядохимикаты. На полях нашего села при возделывании с/х культур применяются органические и минеральные удобрения. За год было внесено на поля 18200 т. органических удобрений, на 1 га – 7,1 т,7030 т. минеральных удобрений, на 1 га – 274 кг. Для борьбы с вредителями растений применяют пестициды.

Эколог: Только 10% пестицидов «работают» против вредителей, а 90% их загрязняют окружающую среду. Ядохимикаты способны концентрироваться в овощах, фруктах, семенах, в траве, а затем в молоке, масле. Попадая в нашу пищу, они отрицательно влияют на рост и развитие человека, на жизнеспособность, изменяют генную наследственность. По имеющимся данным, от отравления пестицидами в мире ежегодно погибают около 14 тыс. человек, а у более чем 700 тыс. человек ухудшается здоровье.

Защитник литосферы: Особую угрозу для экологии представляют «дикие свалки», откуда ядовитые вещества и микроорганизмы, попадая в подземные воды, распространяются на многие километры. На таких свалках сильно размножаются крысы, являющиеся переносчиками ящура, лихорадки, сыпного тифа, чумы, гельминтов. А то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмассы, кожа, дерево, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработке мусора. Сократить накопление отходов позволяет много разовое использование стеклянных бутылок, и полиэтиленовых пакетов для переплавки.

Редактор: Каждому человеку необходимо в день 300-400 л воды, около 2 кг пищи, 15 тыс. литров воздуха, примерно 1 кг различных материалов – бумаги, металл, 0,6 га среднеплодородной земли, чтобы прокормиться, 0,4 га на получение разных волокон, 0,2 га на дороги, здания, еще 0,8 га незагрязненной территории для отдыха. По мнению ученых, для сохранения природного равновесия треть океана не должны быть тронуты цивилизацией.

Медицинский работник: Общеизвестно, что здоровье человека зависит от состояния окружающей среды. Здоровье и болезнь человека – производное окружающей, и прежде всего социальной среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое. Оно является результатом воздействия социальных и природных факторов. Огромные темпы развития промышленности могут привести к нарушению экологического равновесия и вызвать деградацию не только среды, но и здоровья людей. От нехватки йода в нашем селе страдают 30 человек, 7 человек стоят на учете (зоб).

Редактор: Сейчас сотрудничают с «Программой ООН по окружающей среде» ( ЮНЕП) свыше 100 организаций. В числе международных организаций, связанных с охраной окружающей среды, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО), Международный союз охраны природы (МСОП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Научный комитет по проблемам окружающей среды, Международный фонд любителей живой природы и др.

Эколог: Я хочу процитировать слова М.М. Пришвина: «Для рыбы нужна вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса,степь, горы… А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Учитель: Помните, что, засоряя и отравляя реки. Почвы, воздух, мы не только обделяем себя, но и лишаем будущее поколение прекрасных творений природы. Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу о себе. Мы обращаемся к вашему разуму и патриотизму, надеемся, что наш призыв найдет отклик в ваших сердцах

Итак, сегодня на уроке мы с вами рассмотрели влияние Сармановского спиртзавода, с/х производства,. автотранспорта на экологическую обстановку нашей местности. Выполним несколько заданий на закрепление.

Задание 1. Соотнесите данные.

11 млн га. исчезает леса
20 т. на каждого жителя добывается минерального сырья.
40 млрд. т. масса отходов
9 млрд. т. ежегодно сжигают условного топлива
В 600 городах не обеспечивается качественная очистка сточных вод.
200 пагубных для здоровья компонентов в выхлопных газах
10-12 млрд т в год уменьшается количество кислорода в атмосфере
37% общих загрязнений атмосферы на долю транспорта
500 млн в мире автомобилей.
1 млрд. людей в мире не имеют доступа к чистой воде

Задание 2. Итак мы с вами выяснили, что в нашем селе всего 136 автомобилей. Рассчитайте сколько тонн углекислого газа, сколько тонн угарного газа выделяют в атмосферу 136 автомобилей за год, проходя каждый день по 50 км?

Задание 3. Вы получили опережающее задание: Разработать проект рекультивации карьера. Посмотрим ваши проекты.

В заключении урока учащиеся высказывают свое мнение и делают выводы о необходимости бережного отношения к природе.

Учащиеся: Помните, сорванный нами цветок, привлекший наше внимание, может оказаться последним; брошенный окурок может уничтожить лес, для восстановления которого понадобится не один десяток лет; оставленная нами бумага будет гнить более двух лет, десятки – сотни лет требуются для того, чтобы не осталось следа от брошенных в лесу консервных банок, полиэтиленовых пакетов.

Мы – часть природы и, как часть, без целого существовать не можем. Природа ныне попала в зависимость к человеку. Мы не вправе изменять что-то в окружающей среде, если не можем предвидеть, к чему это изменение приведет.

Домашнее задание: Предложите систему мер, которая позволила бы сделать защиту окружающей среды экономически прибыльной.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець
Просмотров: 3006 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru