Понедельник, 29.04.2024, 04:09                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [59]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [41]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ГЕОГРАФИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Япония: заселение островов, особенности природы
18.04.2012, 09:04

Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же…

Исса

По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!

Исса

Цели и задачи занятия:

  • познакомить учащихся с историей заселения Японских островов, основными особенностями природы и климата Японии на основе изучения географических карт и научно-популярной информации;
  • выяснить, как экстремальные  природно-климатические условия повлияли на характер взаимоотношений в обществе и природе;
  • продолжить формировать умение самостоятельной работы с текстами.

Учебно-наглядный комплекс: карта мира – физическая, раздаточный материал (карточки с текстом, знакомящими с особенностями природы и климата Японии, её историей).

Тип занятия: комбинированное.

Виды деятельности учащихся и учителя: эвристическая беседа учителя и учащихся с элементами лекции.

Термины и понятия: экстремальные условия, коллективизм

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель предлагает ознакомиться с понятиями: коллективизм и экстремальный

Экстремальный – крайний, предельный

Коллективизм – принцип общественной жизни деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи.

Предлагает изучить карты атласа и на их основе сделать вывод об экстремальности условий японских островов.

Вывод по итогам изучения карт:

  • Япония – страна архипелаг
  • Острова вытянуты от тропиков до умеренных широт
  • На востоке омывает теплое течение Куросио
  • Климат морской
  • Более теплый климат восточной и южной частей
  • Есть вулканы, бывают землетрясения так как японские острова входят в зону Тихоокеанского огненного кольца
  • Цунами
  • Ветры со стороны моря: тайфуны, ураганы
  • Бывает снег, но только на северных островах (Хоккайдо)
  • Ливневые дожди

Учитель предлагает изучить выдержки из научно-популярной литературы и дополнить список.

1. Токио. Японская зима – самое сухое и солнечное время года. За соседними горами на западном побережье выпадают такие глубокие снега, что многие селения оказываются надолго отрезанными от внешнего мира.

2. В Японии не так уж часто бывает снег. Но когда он идет, в домах нестерпимо холодно, потому что это не дома, а беседки. И все же для японца первый снег – праздник.

3. Весна не приносит на японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнины в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни.

4. Мы делаем вещи с расчетом на прочность, японцы же – на недолговечность. Очень мало обиходных предметов предназначено в Японии для длительного использования. Соломенные сандалии, которые заменяются на каждом этапе пути; палочки для еды, которые всегда даются новыми, а потом выбрасываются; раздвижные створки – седзи, которые служат как окна или как перегородки, заново оклеиваемые бумагой дважды в год; татами – которые заменяют каждую осень. Все это демонстрирует примиренность японцев с недолговечностью.

Лафкадио Хери, 1934

5. Климат здесь так себе: летом в Токио влажная жара, как в Вашингтоне, а зимой – если живешь в японском доме – мерзнешь не меньше, чем в Лапландии. А когда не жарко и не холодно, то обычно идет дождь.

Уолл  Шэлдон. 1961

6. На весь год приходится примерно лишь тридцать дней отличной погоды, когда не холодно и не жарко, безветренно и безоблачно. Сверх того найдется, пожалуй, еще примерно тридцать хороших дней, когда один их этих четырех признаков отсутствует. Лучшие месяцы – это апрель и май, октябрь и ноябрь. А для других сезонов на один хороший день в неделю приходится три средних и три плохих. 

Б.Мэнт 1963

7. Холодный дождь без конца.
Так смотрит продрогшая обезьянка,
Будто просит соломенный плащ.

Басе

С треском лопнул кувшин:
Ночью в нем вода замерзла.
Я пробудился вдруг.

Басе

Майские дожди
Водопад похоронили –
Залили водой.

Басе

Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

Басе

О, если б осенний вихрь
Столько опавших листьев принес,
Чтобы согреть очаг!

Исса

Учитель уточняет, какую информацию можно добавить еще к этому списку.

1. Японцы имеют холодные жилища, но они удобны на случай землетрясения – в этом заключается их безопасность.

2. Восточная часть страны более теплая, так как ее утепляет течение Куросио.

3. Западная часть более холодная, так как от теплого течения ее отгораживают горы, протянувшиеся  в меридиональном направлении с севера на юг. Горы, преграждают путь теплым воздушным массам. Высоко в горах выпадает очень много снега.

4. Горный климат более суровый, чем равнинный. На одной широте разная погода.

5. Очень мало дней с ясной солнечной погодой. Типичный морской климат.

6. Частые стихийные природные явления приучили японцев к мысли о недолговечности. Многие предметы домашнего обихода недолговечны.

7. Отражение природы в поэзии японцев тоже  краткое. Трехстишия.

8. Чтобы выжить в экстремальных условиях японских островов требовалось сотрудничество и взаимопомощь – коллективизм.

9. Коллективизм, как национальная черта японцев помогает им и сейчас быть  передовой державой  мира.

10. В поэзии Японии ярко отражены, как климатические особенности страны, так и устройства жилища (Басе)

Исходя из дополненного списка, какие черты характера японца могли быть еще сформированы у японцев, кроме коллективизма?

Примерные ответы по результатам эвристической беседы:

  • Помощь
  • Философское отношение к недолговечности жизни
  • Смелость, неустрашимость
  • Ум
  • Умение приспосабливаться к стихиям
  • Терпение
  • Спокойствие в экстремальных ситуациях
  • Умение ценить красоту природы

Учитель просит прочитать историческую справку «История заселения и освоения Японских островов»

 ИСТОРИЯ

Археологическими исследованиями установлено, что ок.7000 лет до н.э. на территории Японии обитали древнейшие неолитические племена (т.н. культура протодзёмон). Очевидно, что в более позднее время на формирование физического типа и становление культуры местного населения немалое воздействие оказали народы Северо-Восточной Азии. Уместно говорить также о наличии влияния, исходившего из Южного Китая или Юго-Восточной Азии.
Наиболее ранняя японская культура именуется дзёмон (VI–I тысячелетия до н.э.). Для нее характерны находки глиняной посуды с «веревочным узором». Первобытные племена этого времени занимались охотой, собирательством, рыболовством и сбором съедобных моллюсков в прибрежной полосе. Жили они в землянках и вручную, без использования гончарного круга, изготовляли глиняные изделия. Примерно в 3 в. до н.э. дзёмон стал вытесняться на западе Японии культурой яёй, для которой характерна глиняная посуда, изготовленная на гончарном круге. Племена культуры яёй занимались рисосеянием и разведением скота – коров, свиней, лошадей. Из Китая и Кореи были заимствованы бронзовые орудия труда и оружие. В 1 в. н.э. бронза широко использовалась для производства таких изделий, имевших церемониальное назначение, как зеркала и колокола.
Культура дзёмон доминировала на севере и востоке Японии в течение многих веков. В центральном и западном регионах страны начиная с середины 3 в. н.э. к культуре яёй добавилась курганная культура, названная по наличию огромных курганов, в которых были погребены правители и знать. По гончарным изделиям (ханива) и другим находкам внутри захоронений и вблизи них можно сделать вывод об образе жизни людей той эпохи. Правящий класс состоял из воинов-всадников, которые пользовались железным оружием. Вероятно, эта культура имела сходство с современной ей корейской культурой.
Определенно можно сказать, что под курганами были погребены основатели японского государства, хотя ранние хроники, основанные на устной традиции, указывают, что императорская династия много старше и берет начало от простых смертных, обитавших на о.Кюсю, и потомков богини солнца Аматэрасу. Несомненно, первые императоры придерживались именно этой версии. В стране не было постоянной столицы, и каждый император переносил ее по своему усмотрению. К концу 3 в. центр власти располагался на равнине Ямато, на месте современного города Нара. Отсюда он переместился в Идзумо, близ побережья Японского моря, затем на Кюсю, а еще позднее на восток, на равнину Канто, в район современного Токио. Здесь позиции императоров были слабее, земля и люди оставались под контролем полуавтономных кланов, называвшихся удзи (к которым относился и императорский клан). Тем не менее, существовавшая система политической организации позволила императорам во второй половине 4 в. совершить экспансию на юг Кореи. Императоры Одзин (ок. 346–395) и Нинтоку (ок. 395–427) обладали большой властью и несметными богатствами, о чем свидетельствуют размеры курганов, под которыми они погребены.
Этнический состав и языки.
Население Японии исключительно однородно в расовом, этническом, языковом и религиозном отношениях. Тем не менее, в стране имеется ок. 600 тыс. корейцев, хотя многие из них родились и выросли на островах, говорят на японском языке и порой носят японские имена. Другое меньшинство, – эта, или буракумин, потомки средневековой касты, члены которой занимались забоем скота, выделкой кож, были мусорщиками, скоморохами и считались «людьми подлых профессий». В настоящее время насчитывается ок. 3 млн. буракумин.
Хотя японцы воспринимают себя как «чистую» расу и не стремятся ассимилировать представителей других народов, их нация сложилась из разных потоков переселенцев. Считается, что древнейшим народом, населявшим острова, были айны. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю они смешивались с австронезийскими племенами, а на Хоккайдо – с выходцами с восточного побережья материковой Азии. В середине I тысячелетия до н.э. на Японских о-вах появились т.н. протояпонские племена. Развитие культур этих племен происходило вплоть до 5 в. н.э. в тесном взаимодействии с австронезийско-айнскими племенами.
В 6–7 вв. народ, населявший Японские о-ва, воспринял некоторые элементы китайской и корейской культур, а к 8 в. на юге Кюсю закончилась ассимиляция австронезийцев. В это же время началось заселение северной половины о.Хонсю, а местное айнское население отчасти смешалось с пришельцами, а отчасти было вытеснено в более северные районы, на о.Хоккайдо.
Хотя Япония относительно небольшая страна, в японском языке выделяют три основные группы диалектов – северо-восточная, юго-западная и центральная – и множество говоров. Особняком стоит диалект рюкюсцев. В основе литературного стандартного языка лежит говор одного из центральных диалектов – города Токио и равнины Канто. Благодаря телевидению токийский диалект имеет широкое распространение. Японский язык, как и китайский, построен на иероглифической основе, письменность заимствована в 5–6 вв. в Китае. В 10 в. была создана собственная слоговая азбука – кана, состоящая из двух фонетических разновидностей – хирагана и катакана. Обычно корни слов записываются иероглифами, а при помощи кана – служебные глаголы, окончания знаменательных глаголов и грамматические частицы. Слова, для которых нет китайских иероглифов, на письме выражаются также с использованием кана. Язык постоянно пополняется большим количеством иностранных слов, главным образом английских.

Этап эвристической беседы по материалам исторической справки

Учитель предлагает заслушать домашнее задание – сообщения.

Примерный список сообщений:

Ханами – любование цветами
Юкими
– любование первым снегом
Цукими
– любование полной луной
Бонсай
– выращивание карликовых деревьев
Икебана
– искусство составления букетов
Хризантема
– символ Японии
Японский сад

Кимоно
– национальная одежда
Нэцке
– брелок-пуговица
Чайная церемония

Кабуки
– вид классического драматического театра
Самураи
– японские воины
Кюдо
– стрельба из лука
Национальная прическа

Гейша
– женщина, умеющая развлекать мужчин умением петь, танцевать, читать стихи
Японский дом

Японская кухня

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок географии, конспект урока географии, поурочные планы уроков географии, учителю географии, география в школе, открытый урок географии, карта
Просмотров: 1828 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru