Пятница, 22.11.2024, 11:55                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [59]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [41]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ГЕОГРАФИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Городское и сельское население. Уровень жизни
06.06.2012, 11:34

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: урбанизация, город, агломерация, мегаполисы, субурбанизация. Продолжить формирование представлений и знаний о географии населения земли. Рассмотреть основные формы расселения населения. Изучить вопросы, связанные с городами - их появлениями, статусом, особенностями, проблемами и ролью в современном мире.
  • Продолжить обучение работы с учебником, картами-схемами, атласами и другими источниками информации. Продолжить работу по формированию навыков записи лекций со слов учителя в виде схем, таблиц и ключевых слов. Закрепить навыки самостоятельной работы на уроке, а также в оценивании собственных знаний.
  • Воспитывать правильность и красоту оформления лекций в тетради, а также гордость за архитектуру зданий, созданных человеком.

Оборудование: блок-схемы уроков, учебники, тесты, атласы, статистические данные, карта полушарий, небоскрёбы.

Ход урока

УЭ-1. Проверка домашнего задания. Тестирование по теме: "Размещение населения и миграции".

1. Какие из указанных территорий в конце 20 века входили в зону этнорелигиозных конфликтов?

А) Северная Ирландия, Б) Лапландия , В) Косово, Г) Аляска, Д) Палестина.

2. Выберите факторы, способствующие формированию высокой плотности населения в Европе.

А) Развитие поливного земледелия, Б) Развитие промышленности и рост городов, В) Демографический взрыв, Г) Наличие важнейших транспортных и торговых путей, Д) Все перечисленные факторы.

3. Средняя плотность населения мира. А) 45ч/км, Б) 50ч/км, В) 25ч/км, Г)35ч/км.

4. Выберите правильное утверждение:

А) Основная причина миграций в 20 веке - экономическая,

Б) Основной поток эмигрантов направляется из развитых стран в развивающиеся.

В) США больше не является центром притяжения трудовых ресурсов.

Г) Переманивание иностранных специалистов получило название "утечка умов".

Д) Примером вынужденной миграции являются потоки беженцев из Афганистана.

5. Написать соответствие материков и плотности населения.

1. Азия А) 75ч/км
2. Европа Б) 19ч/км
3. Африка. В) 3ч/км
4. Америка Г) 70ч/км
5. Австралия и Океании Д) 60ч/км

Е) 22ч/км

УЭ-2 Записать лекцию учителя в виде схемы.

Далее учащиеся под руководством учителя заполняют следующую схему:: "Основные формы расселения". Расселение - процесс распределения и перераспределения населения на определенной территории. Кочевая форма расселения - это отголосок далекого прошлого. Кочевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах. Первые сельские поселения появились в связи с развитием оседлых поселений. Сельских поселений в мире насчитывается около 20 млн, в России 150 тыс. Сельские поселения различаются по функциональным особенностям: сельские, несельские (лесные, промысловые), смешанные. Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеянное. Примером группового расселения является деревня, а рассеянного - фермы, хутора. Деревни распространены в Европе, Азии, Африке. Фермы распространены в США, Канаде, Австралии .

УЭ-3. Записать лекцию учителя о городах в виде ключевых слов. Города. Н.Н. Баранский назвал города "командным составом" территории каждой страны. Зарождение и развитие городов с самого начала тесно связано с древнейшими цивилзациями и формировавшейся. особой, так называемой урбанизационной среды. Городские поселения возникли в результате развития ремёсел, задолго до начала нашей эры на востоке. Древнейшими явились цивилизации доколумбовской Америки: Мексики и Перу. Город от слова "городить", "отгораживать". Уже к первому тысячелетию до н.э. города-столицы существовавших рабовладельческих государств в годы их подъёма достигали, как предполагают 100-250 тыс. жителей: (Ниневия - 120 тыс., Вавилон - 430 тыс. , Мемфис - 100 тыс.). В истории цивилизации с древнейших времён и до середины 19 века Восток был более "городским", чем Запад. Так с 5 века до н.э. и до середины 19 века большинство из 25 крупнейших городов мира находились в Африке и Азии. С 1360г. до 1800г. - самым крупным городом трижды считался Пекин и именно в 1800 г - впервые в истории он стал первым городом миллионером. Хотя многие историки считают, что первым таким городом стал Рим во времена Юлия Цезаря, а это 100-44г. до н.э. Самыми древними городами среди столиц мира являются: Афины, Дели, Рим. До н.э. существовали: Анкара, Белград (Сингидиум), Дамаск, Лондон (Лондониум), Париж (Лютеция), Лиссабон (Олимпсо). Города возникли в связи с отделением ремесла и торговли от земледелия. Города оказали сильное влияние на развитие средневекового общества, способствуя созданию централизованных государств, росту товарно-денежных отношений, зарождению элементов капиталистического производства. Повышение роли городов в жизни общества сопутствовало человечеству на протяжении всей истории. С 1800-1900г. при общем росте населения земного шара в 1,7 раза, городское население увеличилось в 4,4 раза. Городское население росло главным образом за счёт миграции из сельских районов. Таким образом, города явились как пункты концентрации населения, основными занятиями которого были торговля, ремесло, административное управление, проведении е религиозных культов. Во второй половине 20 века функции городов ещё более расширились. Однофункциональные города: горнопромышленные, лесопромышленные. Научные (Москва, Санкт-Петербург), курортные (Сочи, Алушта, Трускавец). Столичные. Некоторые были специально построены, чтобы выполнить роль столицы. Канберра (Сидней и Мельбурн), Оттава, Вашингтон, Бразилиа.

УЭ-4. В наши дни размещение населения всё больше определяется географией городов. Единого для всех стран понятия город не существует.

Задание. Прочитать пример (16) стр.75.

Ещё вашему вниманию хочу предложить интересную информацию.

Информация.

В мире под городской застройкой занято -3% территории, в Нидерландах - 31%, Великобритании - 15%, Японии - 14%, Франции -13%. По приближённым подсчётам масса зданий и сооружений в городах мира составляет - 57 млрд.т., 2005г. - 120-130млрд.т. В 21 веке суммарная территория городов составит 11% площади суши.

УЭ-5. Таким образом, мы подошли с вами к понятию "Урбанизация". Прочитать и записать определение на стр. 67. Урбанизация - от латинского слова город, называется рост удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие всё более сложных сетей и систем городов. Урбанизация составляет исторический процесс повышения роли городов в жизни общества, постепенное преобразование его в преимущественно городское по характеру труда, образу жизни и культуре населения. В настоящее время 50% населения мира проживает в городах.

УЭ-6. Рассмотрим диаграмму размещения городского населения по регионам мира и таблицу №3 стр.69. Какой материк самый урбанизированный? Какой нет?

УЭ-7. Современная урбанизация проходит несколько стадий и имеет общие черты, характер Черты урбанизации.

1). Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Задание: Прочитать учебник на стр. 70, кратко записать пример.

В среднем городское население мира увеличивается на 60 млн. чел. В 1900г. в городах проживало - 14% всего населения;

1950г. - 29%

1995г. - 45%

2000г. - 47,5%

УЭ-8

2). Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах.

Задание: Прочитать учебник на стр. 70, кратко записать пример.

В начале 20в. - в мире насчитывалось360 больших городов. В начале 21в. - 4000. Города-миллионеры: 20в.- 10; 1980г. - 200; 1995г. - 325; 2000г. -4000. В России 2009г. - 11 городов миллионеров. Уфа на 11 месте. Из этого списка ушли Волгоград и Пермь.

Города удовлетворяют потребности населения в материальном и культурном плане. Однако в больших городах рождаются сложные проблемы:

- Загрязнение атмосферы, водной среды.

- Усиление шума.

- Сложные социально-экономические проблемы (безработица, наркомания).

- Создаются проекты подземных городов и сверхвысотных зданий. Прочитать пример на стр. 72.

УЭ-9. Доклад. "Небоскрёбы". Явственно выделяются три региона концентрации самых высоких строений:

Восточная и Юго-Восточная Азия;

Северная Америка;

Аравийский полуостров.

Почему именно эти места стали центрами небоскребостроения? Первое - это высокая плотность населения. Сопоставьте имеющуюся у вас карту небоскребов с мировой картой плотности населения. Несложно заметить, что высочайшие здания мира сконцентрированы в зонах повышенной плотности людского сообщества. Это и побережье Китая, и Тайвань, и Малайзия, и зоны американских мегаполисов. Есть, однако, и отступления от начавшего было вырисовываться правила. Многие перенаселенные ареалы не подчеркнуты появлениями высочайших зданий. Индия, Индонезия, Египет, Мексика, страны Западной Европы, Атлантическое побережье Латинской Америки не вовлечены в строительную гонку к небесам. Индия, Бангладеш, Пакистан, бесспорно, самые плотно заселенные страны мира, в них все более отчетливо ощущается дефицит свободных земель, нужных и для сельскохозяйственного использования, и для развития промышленности. Жители Южной Азии, наверное, не были бы против сокращения площадей городов и устремления их ввысь. Отсутствие небоскребов здесь объясняется относительной бедностью этих стран, не располагающих пока достаточными материальными ресурсами для сооружения помпезных и дорогостоящих сооружений. Второй фактор. Это относительно высокий уровень экономического развития. Только та страна в состоянии строить небоскребы, которая имеет достаточно средств для производства огромного количества строительных материалов. Которая способна вести научные разработки и осуществлять технические проекты высотного строительства. Которая может нанять необходимое число квалифицированных рабочих и инженеров. Если же всего перечисленного в стране нет, то, по крайней мере, она должна быть в состоянии закупить всё перечисленное у других стран (так поступают, например, нефтяные монархии Персидского залива).

Не случайно первой в мире "небоскребной" державой стали США - самая мощная в экономическом отношении страна. Вслед за США, по мере взрывного экономического развития Восточной и Юго-Восточной Азии, небоскребы перешагнули океан и стали активно распространяться в Старом Свете, сначала в островной части (Гонконг, Тайвань, Сингапур), а затем и на континентальном побережье (КНР, Малайзия, Таиланд). Сегодня больше всего самых высоких зданий (из первой мировой полусотни) находится на территории США - 1 7, но вплотную к лидеру приближается динамично развивающийся Китай. Ныне у него уже 1 3 зданий, высотой превышающих 270 м (не считая небоскребов Тайваня), а в ближайшем будущем их станет еще больше.

Четвертый фактор - природный. Именно им в основном объясняется неразвитость небоскребов в Японии и Калифорнии. Это районы, как известно, плотно заселенные и очень богатые, но высокие сооружение здесь строить боятся из-за высокой сейсмичности территорий. Даже если здесь и строят высотные здания, себестоимость их увеличивается из-за внесения в конструкцию сооружения и технологию строительства сейсмостойких элементов.

Небоскреб - высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и т. д.). Появление их стало возможным после изобретения надежного лифта и стальной каркасной конструкции. Первым небоскребом считается здание страховой компании в Чикаго, построенное в 1884 г. по проекту архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. В этом проекте впервые был применен стальной каркас и стальные перекрытия. В те же годы началось возведение небоскребов и в Нью-Йорке. В 1895 было построено 21-этажное здание Америкэн Шурти-билдинг. В 1913 в Нью-Йорке было построено здание Вулворт в 60 этажей, которое оставалось самым высоким в мире до 1931, когда был построен Эмпайр Стейт-билдинг (381 м). В 1920-30-е гг. архитектор Мис Ван дер Роэ разработал тип здания со стальным каркасом, нерасчлененными внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен. Позднее наряду со стальным каркасом стал применяться бетонный опорный ствол. Новаторским решением был проект двух башен всемирного торгового центра в Нью-Йорке, построенных в 1962-77 гг. Они долгое время возглавляли список самых высоких зданий мира. По наружной поверхности каждой из 4 сторон здания шла стальная балка, по которой были натянуты тросы. Внутри во всей высоте лифтовых шахт были протянуты пакеты тросов. Здания были рассчитаны на ураганный ветер. Из других зданий - "Сире и Робак" в Чикаго, 1970-74 гг., 109 этажей, высота 442 м; "Петронас-Тауэр" в Куала-Лумпуре, 1996 г., 88 этажей, 452 м; "Джин Мао Билдинг" в Шанхае, 1999 г., 110 этажей, 442 м.

УЭ-10.

3)."Расползание городов", расширение их территории. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного "точечного" города к городским агломерациям - территориальным скоплениям городского и сельского населения вокруг крупного города.

Задание. Прочитать пример. Рассмотреть рис. 17 стр. 68, схему, таблицу. Изучите размещение крупных агломераций мира, динамику численности.

Охарактеризуйте общую тенденцию изменений, сделайте вывод. Проанализируйте таблицу.

Информация: С середины 20в. В мире быстро растут города, как правило, это агломерации, с населением свыше 1 млн. жителей. Их количество, по оценкам демографов ООН, увеличилось в 1950-1990гг. с 77 до 275, а суммарная численность населения - с 187 до 800 млн. чел. Начался этап "сверхкрупногородской" урбанизации с формированием очень больших агломераций и надагломерационных систем расселения. В результате в 1995г. в агломерациях-миллионерах (их стало 330) проживало свыше 1/3 всех горожан и более 15% населения мира. Особенно быстро растут агломерации миллионеры в странах Азии, Латинской Америки и Африки. В Азии насчитывалось 115 таких агломераций, больше всего в Китае(38), Индии(24), Пакистане, Индонезии и Республике Корея (по 6 каждой из них); в Латинской Америке -40, в Африке - 24.

Смотрите рисунок. Динамика численности населения крупнейших городских агломераций мира в 1970-2010гг.

Выводы:

1. На карте мировой урбанизации резко выделяются три основных её очага: США. Западная Европа, Япония.

2. В последние 2 десятилетия эту картину несколько меняют быстро растущие городские агломерации в Восточной и Южной Азии, а так же в странах Латинской Америки и меньше Африки.

3. Азиатский вектор в урбанизации мира находит отражение в быстром росте сверх крупных городских агломераций с населением свыше 5 млн. чел.

Проверь себя! Что называется агломерацией?

Городские агломерации - взаимосвязи групп поселений (городских), объединённых трудовыми, культурно-бытовыми связями.

УЭ-11 Задание. Прочитать учебник стр. 70. Выявить уровни урбанизации. Заполнить таблицу, используя карто-схему 18 стр. 69.

Информация: Городское население ОАЭ -80%, Катаре - 87%, Кувейте - 97%. В городах-государствах: Сингапур, Ватикан, Сан-Марино - 100%.

УЭ-12 К настоящему времени все страны по показателям темпов роста городского населения можно разделить на 2 группы: страны с высокими темпами роста городского населения и страны с низкими темпами.

Задание. Проанализируйте предложенную таблицу и предположите от чего зависят темпы урбанизации.

Вывод. Темпы урбанизации зависят от её уровня:

  1. В развитых странах урбанизация продолжает развиваться "вглубь"
  2. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти "вширь", а городское население увеличивается.

В результате происходит стремительное развитие пригородов крупных городов - субурбанизация. Это 4 черта.

УЭ-13. Задание. Записать понятие субурбанизация. По рассказу учителя записать понятия: "городского взрыва" и "трущобная или ложная" урбанизация.

Субурбанизация (дословно - урбанизация пригородов) сокращение численности населения ядер городских агломераций, рост пригородов, сокращение сельского населения. Население стремиться выехать в пригородные зоны, которые не имеют проблем больших городов. В настоящее время в развивающихся странах находится и больше городов-миллионеров. Особенно велика их доля в Азии. Это явление получило название "городского взрыва". Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом населения городов, как следствие - появляются трущобы, безработица. При этом неимущее население обычно селиться на окраинах, где возникают пояса нищеты. Подобная урбанизация называется трущобная, ложная.

УЭ-14. Записать 5 черту урбанизации. Рассмотреть таблицу, записать примеры и найти их на карте.

Мегаполисы - (от греческого слова большой город) - огромное скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Крупнейшие мегаполисы мира.

УЭ-15. Урбанизацией занимается наука геоурбанистика. Стр. 73 прочитать, что она изучает:

  1. Основные исторические этапы городов.
  2. Главные особенности современного процесса урбанизации.
  3. Географические аспекты урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон мира.
  4. Сети и системы городов.
  5. Основы проектирования городов и градостроительства.

УЭ-16. Вывод урока. Проверь себя. Назови 5 стадий урбанизации.

  1. Появление городских поселений, рост численности населения в них.
  2. Появление больших городов, опережающий рост городского населения по сравнению с сельским.
  3. Появление городских агломераций.
  4. Субурбанизация.
  5. Деконцентрация городского населения, образование мегаполисов.

УЭ-17. Оценочный тест урока:

1. Какие из указанных стран относятся к высокоурбанизированным?

А) Судан; Б) Индонезия, В) Канада, Г) Ливия, Д) Швеция

2. Какие из перечисленных стран являются слабоурбанизированными?

А) Саудовская Аравия, Б) Нигер, В) Непал, Г) Китай, Д) Украина.

3. Каковы причины низких темпов урбанизации в большинстве экономически развитых стран.

А) Многие горожане предпочитают жить в пригородах, где экологическая ситуация более благоприятная.

Б) В крупных городах наиболее остро стоят транспортные и экологические проблемы.

В) Жители городов переезжают в сельскую местность, где легче найти работу.

Г) Все перечисленные причины.

4. Выберите правильные утверждения.

А) В ближайшее время решающее воздействие на численность и воспроизводство населения Земли будут оказывать развивающиеся страны.

Б) Снижение темпов роста городского населения в развитых странах будет способствовать возрождению традиции многодетных семей и быстрому росту населения этих стран за счёт сельских жителей.

В) Рост населения городов в развивающихся странах будет опережать их реальное развитие.

Г) В Австралии преобладает групповая (деревенская) форма сельского населения.

5. Агломерации каких из указанных городов являются крупнейшими в своих странах?

А) Осака, Б) Рио-де-Жанейро, В) Мехико, Г) Дели, Д) Шанхай.

Ответы у учителя. Проверь и оцени себя сам.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок географии, конспект урока географии, поурочные планы уроков географии, учителю географии, география в школе, открытый урок географии, карта
Просмотров: 6458 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru