Цели:
- определение свойств и особенностей горных
пород, встречающихся в своей местности;
- формирование умения описывать горные породы по
плану;
- расширение знания о горных породах своей
местности;
- совершенствование умения работать с цифровым
микроскопом;
- совершенствование общеучебного умения –
умения сравнивать, находить
общее;
- развитие умения работать в группе;
- развитие монологической речи.
Задачи:
- определить в коллекции горные породы,
встречающиеся в своей местности:
калийные и поваренные соли, песок,
глина, торф;
- рассмотреть под микроскопом их структуру;
- заполнить таблицу «Описание горных пород нашей
местности»;
Оборудование: образцы горных пород:
калийные и поваренные соли, песок, глина, торф;
цифровые микроскопы Digital Blue(8), компьютеры (8),
медиапроектор, экран, презентация,
приготовленная учителем, карточки с
инструктажем и планом описания горной породы
(одну на группу).
Урок проводится в медиакабинете, форма
работы – групповая (группы определены заранее –
по 3 человека).
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся на урок
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
– На прошлом уроке мы рассмотрели группы
горных пород, слагающих земную кору, по
происхождению.
– По фотографиям определите группы горных пород
по происхождению, к которым они относятся (презентация
«Горные породы», слайды 1 – 14, использованы
фотографии из диска «Планета Земля»).
– Выберите лишнее и обоснуйте свой ответ: песок
глина, базальт, соли, торф.
– Как вы думаете, почему именно эти горные породы
мы будем рассматривать и описывать сегодня на
уроке? (определяют тему урока).
– Какие цели урока мы можем поставить перед
собой? (учащиеся называют, учитель корректирует и
дополняет).
3. Прослушивание заранее приготовленных
учениками мини-сообщений о горных породах своей
местности в форме рубрики «А знаете ли вы?»
А знаете ли вы, что песок – рыхлая,
сыпучая обломочная горная порода, состоящая из
минералов кварца, полевых шпатов, с примесью
слюды, иногда обломков горных пород и скелетов
организмов. По способу образования различают
горные, морские, речные пески. А еще на Земле
встречаются поющие, визжащие, свистящие, причем
звучат только чистые, сухие пески. При этом
долинные пески издают тихие звуки высокой
тональности, а пустынные – громоподобные, низких
тонов. В местах с приливно-отливным движением
встречаются зыбучие пески – плывучие, как вода.
Если на поверхность такого песка положить
какой-либо предмет, то песок быстро начнет
всасывать его внутрь. Мощность подобных грунтов
может достигать нескольких метров, и тогда
зыбучие пески способны затягивать в свою толщу
крупные предметы, даже людей и лошадей.
А знаете ли вы, что глина –
пластинчатая горная порода, состоящая из
тончайших частиц, составляет половину (50%) всех
осадочных пород земной коры. Диаметр частиц
менее 0,005мм. Глины бывают серого, белого,
красного, желтого, коричневого, синего, зеленого,
лилового и даже черного цвета. У нас преобладают
красные глины.
А знаете ли вы, что торф, образующийся
в болотах, способен удерживать огромное
количество воды. Он состоит их из неполностью
разложившихся остатков растений. В зависимости
от условий образования различают верховой и
низинный торф. Россия располагает крупнейшими в
мире запасами торфа.
А знаете ли вы, что когда-то очень
давно на месте нашего города плескались воды
древнего моря, где и образовались соли:
галит (поваренная соль), сильвинит (калийная
соль), карналлит (сырье для производства магния).
Их расположение похоже на слоеный пирог. Наше
месторождение, одно из богатейших в мире,
называется Верхнекамское. Галит – это
единственный минерал, который можно употреблять
в пищу. В прошлом галит (поваренная соль) бывал и
дефицитен, и дорог, о чем напоминает
ветхозаветный обычай встречать дорогого гостя с
хлебом и солью. На Руси бывали времена, когда соль
доставалась лишь именитым и богатым, остальным
приходилось покидать застолье «несолоно
хлебавши». Причина не в редкости галита, это один
из самых распространенных минералов на Земле.
Однако он не встречается повсеместно, а
сосредоточен в месторождениях. По цвету минерал
преимущественно белый, встречается и бесцветный.
Иногда из-за примесей других минералов
приобретает синий или красный цвет. Красная соль
– сильвинит, калийная соль. Калийная соль – тоже
продукт питания, но для полей, чтобы получить
высокий урожай.
4. Выполнение практической работы
– Переходим к выполнению групповой
практической работы по описанию этих горных
пород и минералов, сначала познакомимся с
инструктажем.
Инструктаж по проведению практической
работы:
– определить горные породы из предложенной
коллекции;
– рассмотреть внешний вид горных пород,
заполнить соответствующие графы в таблице: 1, 2, 3,
4, 5;
– рассмотреть небольшие частички горных пород,
используя цифровой микроскоп, сфотографировать
их и поместить в коллекцию;
– описать их структуру, следы органического
происхождения у торфа (корни, стебли…),
увиденные под микроскопом, заполнить 6
пункт таблицы;
– сделать вывод, какие горные породы по
происхождению преобладают в нашей местности,
указать их общие особенности;
– указать список группы учащихся, сдать
заполненные карточки учителю.
Комментарий по использованию цифрового
микроскопа:
Микроскоп увеличивает в 10, 60 и 200 раз, поэтому
просмотрите горные породы при разных
увеличениях. Разрешение микроскопа небольшое,
прежде чем фотографировать, добейтесь
максимальной четкости, вращая регулировочные
винты. К сожалению, микроскопы недостаточно
совершенны, следовательно, качество фотографий
достаточно низкое.
Таблица. Описание горных пород
нашей местности.
План |
Горные породы |
1.Название |
|
|
|
|
2.Группа горных пород |
|
|
|
|
2.Плотная, рыхлая или сыпучая |
|
|
|
|
3.Цвет |
|
|
|
|
4.Блеск |
|
|
|
|
5. Масса: тяжелая, средней тяжести, легкая |
|
|
|
|
6.Структура частичек горных пород под цифровым
микроскопом: зернистая, землистая. |
|
|
|
|
Вывод:
5. Рефлексия
– Сделайте выводы по результатам практической
работы. (Ученики читают выводы, написанные
после работы).
– Помог ли вам микроскоп узнать что-то новое о
горной породе? Какие открытия для себя вы
сделали?
Закончить показом коллекции
сфотографированных под микроскопом горных
пород, сделанной учителем, сравнить с
коллекциями учеников (слайды 16 – 19).
6. Домашнее задание:
- стр. 50 – 51;
- по желанию придумать кроссворд или ребус по
теме «Горные породы и минералы»;
- если дома есть горные породы, найти о них
материал в Интернете или книгах и
приготовить краткий рассказ
к следующему уроку.
- Приготовить индивидуальные сообщения об
использовании горных пород и минералов нашей
местности к теме «Человек и мир камня» (в конце
изучения темы «Литосфера»).
|