Объявление
На уроках географии в 6 классе мы изучаем нашу планету, которая
очень интересная, разнообразная по своему строению и виду, красивая
загадочная.
Ученые и исследователи изучают Землю в лабораториях и экспедициях,
космонавты изучают из космоса на околоземной орбите, а мы изучаем на
уроках географии.
Результатом урока явилась яркая презентация, буклеты учащихся
(технологическая карта урока) с личной картой юного путешественника
Цель: сформировать представления о водной оболочке Земли – Гидросфере, её главной части – Мировом океане.
Задачи:
- Образовательные: начать формирование у учащихся
представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её
составных частей. Создать общее представление о своеобразии,
неповторимости планеты Земля.
- Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с
учебником, печатным материалом. Развитие логически мыслить и
лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного
поиска необходимой информации.
- Воспитательные: воспитания чувства интереса к открытиям
на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины.
Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Логика урока: Мотивация – актуализация опорных
знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание –
первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление –
анализ.
Материальное обеспечение урока: учебник 6 класса –
Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 6-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 174, (2) с.: ил., карт.; атлас по
географии для 6 класса – серия Сферы. Планета Земля. 6 класс;
презентация Power point по теме урока, технологическая карта урока.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель обозначает цель урока, организовывает подготовку учащихся к
уроку, представляет ученикам их технологическую карту на урок.
2. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА
Учитель: Видели ли вы когда-нибудь иллюстрации Земли из космоса? Какой космонавты видят нашу планету из космоса?
Предполагаемый ответ: Космонавты видят необъятные водные пространства – океаны и огромные участки суши – материки.
Учитель: Кто мне может сказать, какую оболочку нашей планеты представляют материки?
Предполагаемый ответ: литосферу.
Учитель: Вы уже сказали, что на Земной поверхности ещё
существуют водные пространства, которые по площади значительно больше
чем материки. Может кто-нибудь знает, какую оболочку Земли образует это
водное пространство, как она называется?
Предполагаемый ответ: гидросфера.
3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (первая часть урока)
Учащиеся записывают тему урока в технологической карте «ГИДРОСФЕРА»
Учитель: Давайте прочитаем определение гидросферы в учебнике (с.68) и запишем это определение в технологическую карту.
Учитель: Гидросфера состоит из нескольких частей, так из каких?
- Запишите пожалуйста составные части гидросферы в технологическую карту.
- Давайте проанализируем слайд (происходит фронтальный опрос).
- Самая большая часть гидросферы?
Записывают в технологическую карту – Мировой океан.
Учитель: В каких водоёмах на суше содержится вода? – озёра, реки, ледники, подземные воды.
Записывают в технологическую карту – воды суши.
- А вы знаете, ребята, что ещё вода находится в атмосфере, в виде осадков, вод пара.
Записывают в технологическую карту – вода в атмосфере.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами изучим только одну, сам большую часть гидросферы.
- Напомните, как она называется? (Мировой океан)
- С остальными частями гидросферы мы познакомимся на следующем уроке.
Учитель: Мировой океан неоднороден, он делится на части.
- Запишите, пожалуйста, с помощью слайда составные части Мирового океана в технологическую карту.
- Узнать и записать определение первой, самой грандиозной части М.
океана, мы сможем с помощью учебника, прочитайте определение МИРОВОГО
ОКЕАНА в учебнике на с.71.
Учитель: Для начала, посмотрим на слайде, как правильно проводить границы океанов.
Границы между океанами совпадают с берегами материков и островов, а
там, где океаны свободно сообщаются, между ними нет чётких границ.
Границы между тремя океанами в южном полушарии условно проводят по
меридианам от крайних южных точек Африки, Южной Америки и Тасмании в
Антарктиде.
Учитель: Сейчас мы вместе определим, сколько океанов
выделяют учёные на земном шаре, для этого откройте атласы на с. 14, а
также назовём все океаны от самого большого по площади к самому
маленькому. Вам будет помогать атлас, а мне настенная географическая
карта.
- Вы, наверное, слышали, что учёные сейчас предлагают выделять ещё
Южный океан по особенностям его вод, омывающий Антарктиду. Северную
границу океана они проводят по линии, соединяющие южные точки Африки,
Южная Америка и Тасмания.
- А теперь, ребята, запишите в технологическую карту океан, который самый большой по площади.
Учитель: Следующая часть Мирового океана – моря (слайд).
- Прочитайте в учебнике на с.72 определение МОРЯ.
Различают 2 вида морей – внутренние и окраинные, кто может догадаться, почему моря так называются?
- Для начала найдём в атласе Средиземное море, проследите какая у него береговая линия.
- Так почему же моря называются внутренними?
Предполагаемый ответ: Береговая линия моря очень извилистая, окружено сушей.
- А теперь, ребята, запишите в технологическую карту Средиземное море.
- Бывают окраинные моря.
- Найдите в атласе Берингово море, проследите его береговую линию,
чем она отличается от береговой линии внутреннего моря и почему же моря
называют окраинными?
Предполагаемый ответ: менее извилистая, оно открыто к океану своими водами.
- А теперь, ребята, запишите в технологическую карту Берингово море.
Учитель: -Перейдем к следующей части Мирового океана? Это – заливы (слайд).
- Прочитайте в учебнике на с.72 определение ЗАЛИВ, и ответьте на мой
вопрос, как вы думаете, чем залив будет отличаться от моря?
Предполагаемый ответ: заливы меньше по площади, отличаются от морей свойствами своих вод.
- Сейчас найдите на карте самые крупные заливы на земной поверхности, это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы.
- А теперь, ребята, запишите в технологическую карту самый крупный на Земле залив – Бенгальский.
Учитель: Какую часть Мирового океана мы изучим сейчас?
- Прочитайте в учебнике на с.73 определение ПРОЛИВ.
- Такая часть Мирового океана как пролив играют очень важную роль
для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник
Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был
назван в его честь – Магелланов пролив. Части Мирового океана
соединяются между собой проливами.
- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и
Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка.
- А теперь, ребята, запишите в технологическую карту пролив Дрейка.
4. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, из как частей состоит Мировой океан?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Учащиеся выходят к доске, называют части Мирового океана и
показывают на настенной карте по одному-два примера океана, моря,
залива, пролива).
6. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (вторая часть урока)
Учитель: Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша.
- Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей.
- С помощью слайда посмотрим из каких и запишем их в технологическую карту.
Далее происходит аналогичная работа с частями суши в Мировом океане,
учащиеся работают с учебником, атласом, технологической картой.
Учитель: Найдём определение МАТЕРИК в учебнике на с. 71.
- Сейчас мы вместе определим, сколько материков на земном шаре и перечислим их от самого крупного к мелкому.
- Запишем в технологическую карту материк, который является рекордсменом по площади (Евразия).
Учитель: Следующие участки суши, которые располагаются в океане и со всех сторон омываются водой – ОСТРОВА.
- Найдите определение острова в учебнике на с. 71.
- Сейчас мы вместе определим, самый большой остров на земном шаре – Гренландия.
- Запишем в технологическую карту этот остров.
Учитель: Теперь посмотрите как называется следующий участок суши в своей технологической карте – это АРХИПЕЛАГ.
- Найдите определение острова в учебнике на с. 71.
- Запишем в технологическую карту название архипелага – Малайский архипелаг.
7. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Итак, давайте подведем итог, назовите, из как частей состоит суша в Мировом океане?
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Учащиеся закрепляют полученные знания второй части урока «части суши
в Мировом океане», выходят к доске, называют части суши Мирового
океана и показывают на настенной карте по одному-два примера материка,
острова, архипелага).
Учитель: А теперь, когда мы с вами знаем составные части
Мирового океана и сушу в океане, давайте попробуем совершить
путешествие из Нью-Йорка в Токио. Для каждого это будет своё уникальное
путешествие.
- Возьмите в технологической карте лист контурной карты – это будет вашей путевой картой путешественника.
- Ваша задача подписать эти города и проложить между ними свой особенный маршрут между двумя городами.
- Наносите свой маршрут аккуратно, карандашом.
Учитель задает вопросы классу.
- Через какие части Мирового океана вы совершали путешествие, мимо каких участков суши проплывали?
2-3 учащихся выходят по очереди к доске и показывают на настенной карте свой путь из Нью-Йорка (США) в Токио (Япония).
Учитель: Сейчас мы с вами только отметили свой маршрут, а
дома, чтобы вы могли рассказать своим друзьям, в каком увлекательном
путешествии вы были, какие интересные названия морей, заливов вы
встретили во время вашего удивительного путешествия, нанесите на свою
контурную карту их названия.
9. ПОДВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО ВЫВОДА УРОКА
- Сформулируем вывод урока – какую оболочку Земли мы изучали на уроке?
- Как называется одна из её составных частей?
- Мы узнали, что кроме водной поверхности в океане ещё существует суша, на какие части делятся суша в Мировом океане?
Учитель: Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне
понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, давали полные
ответы на мои вопросы.
(Выставление оценок за урок.)
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - параграф в учебнике, до конца оформить личную карту путешественника.
|