Цели урока:
- Координировать самостоятельную работу
учащихся с учётом их личностных особенностей, в
целях создания максимально благоприятных
условий для их проявления.
- Продумать основные типы общения, формы
сотрудничества между учениками и учителем с
учётом личностного взаимодействия,
равноправного партнёрства на уроке.
- В условиях личностно-ориентированного обучения
предоставить каждому ученику, опираясь на его
способности, склонности, интересы, субъективный
опыт, возможность реализовать себя в познании
разнообразия почв России и их зависимости от
растительности.
Задачи урока:
- Используя субъективный опыт каждого ученика о
почвах, умении самостоятельно получать
информацию с помощью карт, сформировать знания о
разнообразии почв России.
- Побудить учащихся к самостоятельному выбору и
использованию наиболее значимых для них
способов углубленного изучения материала об
основных типах почв России.
- Стимулировать ученика к саморазвитию и
самовыражению при выборе и выполнении
практических заданий, решении проблемных
вопросов.
- Оказать помощь творческой группе в изучении
почв нашей местности, влиянии хозяйственной
деятельности населения на загрязнение и охрану
почв.
- Провести рефлексию, оценку приобретённых
знаний.
Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, посмотрите на
почвенную карту России. Назовите основные почвы,
двигаясь с севера на юг.
Учитель: Какие главные природные
компоненты принимают участие в формировании
почв:
- Горные породы
- Растения и животные
- Климатические условия
- Рельеф
- Уровень грунтовых вод
- Вечная мерзлота
- Время
Учитель: Как вы думаете, распределение почв
не только в России, а во всём мире хаотично или
подчиняется законам природы? Ученики:
Распределение почв подчиняется
закону широтной зональности, в горах высотной
поясности. Учитель:
Сейчас мы с вами ознакомимся с
основными типами почв России и постараемся
заполнить таблицу, характеризующую почвы.
Главные почвы России
Типы почв |
Условия почвообразования |
Содержание гумуса |
Свойства почвы |
Природная зона |
1. Арктические |
Мало тепла и растительности |
нет |
Не плодородная |
Арктическая пустыня |
2. Тундрово-глеевые |
Вечная мерзлота, мало тепла,
переувлажнение |
1,5% |
Маломощные, имеют глеевой слой |
Тундра |
3. Подзолистые |
К увл. > 1 Прохладно. Растительные
остатки – хвоя, вымывание перечное |
1,5 – 2% |
Промывные, кислые, малоплодородные. |
Тайга |
4. Дерново-подзолистые |
К увл. > 1 Больше растительных
остатков, промыв почв весной |
2 – 2,5% |
Более плодородные, кислые |
Смешанные леса |
5. Серые лесные, бурые лесные |
К увл. = 1 Умеренно-континентальный
климат, остатки лесной и травянистой
растительности |
2 – 5% |
Плодородные |
Широколист- венные леса |
6. Чернозёмы |
К увл. ? 1 Много тепла и растительных
остатков |
10 – 12% |
Самые плодородные, зернистая |
Степи |
7. Каштановые |
К увл. = 0,8, 0,7 Много тепла |
3 – 5% |
Плодородные |
Сухие степи |
8. Бурые и серо-бурые |
К увл. < 0,5 Сухой климат,
мало растительности |
1% |
Засоление почв |
Полупустыни |
Арктические почвы:
- Весь год низкие температуры.
- Материнская порода покрыта снегом или льдом.
- Растительный покров представлен мхами и
лишайниками.
- Процесс почвообразования затруднен.
- Арктические почвы образуются на незначительных
участках островов Арктики, незанятых снегом и
льдом, в короткое летнее время.
Тундрово-глеевые почвы:
- Лето – холодное, короткое.
- Наличие многолетней мерзлоты.
- Растительный покров: мхи, лишайники,
низкорослые кустарники.
- Почвообразование, замедленное из-за недостатка
тепла.
- Гумуса содержится 1,5 %
- Природная зона – тундра.
Подзолистые почвы:
Лето прохладное, К увл. > 1.
- Избыточное увлажнение приводит к промыву
гумуса, образуется неплодородный слой вымывания
– подзол.
- Растительный покров представлен хвоей.
- Почвообразование затруднено, так как хвоя
содержит смолы, которые затрудняют гниение и
придают повышенную кислотность.
- Гумуса – 1,5 – 2 %.
- Природная зона – тайга.
Дерново-подзолистые почвы:
Лето тёплое, К увл. > 1.
- Промыв почв только весной.
- Растительный покров более разнообразен.
- Почвы более плодородные.
- Гумуса – 2 %.
- Природная зона – смешанные леса.
Серые лесные почвы:
- Климат умеренно-континентальный с тёплым летом,
К увл. = 1.
- Растительный покров представлен остатками
лесной и травянистой растительности.
- Почвы плодородные.
- Гумуса 2 – 5 %.
- Природная зона – широколиственные леса.
Чернозёмные почвы:
- Умеренно-континентальный и континентальный
тёплый климат, К увл. =< 1; 0,9.
- Растительный покров представлен травянистой
растительностью, нет промыва, что способствует
накоплению гумуса.
- Почвы – очень плодородные.
- Гумуса – 10 – 12 %.
- Природная зона – степи.
Каштановые почвы:
- Континентальный засушливый климат, много тепла,
К увл. < 1; 0,8.
- Растительный покров представлен травянистой
растительностью, но много тепла и мало влаги
формируют менее разнообразный растительный
покров.
- Почвы плодородные.
- Гумуса 3 – 5 %.
- Природная зона – сухие степи.
Бурые и серо-бурые почвы:
- Резко-континентальный, сухой климат, К увл. < 0,5.
- Малый растительный покров.
- Образование почв затруднено в результате
высоких температур, уменьшения влаги и
растительного опада.
- Гумуса – 1 %.
- Почвы засолены.
- Природная зона – пустыни.
Учитель: Мы с вами проследили смену почв с
севера на юг на территории Русской равнины. Какие
вы можете сделать выводы о разнообразии почв и
главных природных компонентах, влияющих на
формирование почв?
Ученики: Прослеживается широтная
зональность. В результате изменения
климатических особенностей тепла и влаги,
меняется растительный покров, а от растительного
опада напрямую идет формирование разнообразных
почв. Одинаково плохо для формирования почв как
недостаток тепла и влаги также и их избыток.
Почвы плодородные формируются при достаточном
количестве тепла и влаги и ежегодном опаде
растительности.
Учитель: Какие почвы характерны для нашей
местности?
Ученики: Черноземы.
Учитель: Одним из главных богатств
Белгородской области являются почвы. Основным
свойством почвы является наличие в ней гумуса.
Область расположена в благоприятных
природно-климатических условиях, которые
способствовали формированию высокоплодородных
почв. О почвах нашего села расскажут учащиеся
исследовательской группы.
Ученики: Территория села Пушкарное
расположена к северо-западу от города Белгорода
в бассейне малых рек Везелки и Искринки, притоков
Северного Донца в ярко-выраженной лесостепной
зоне. У нас степные пространства сочетаются с
лесными урочищами, где произрастает
растительность широколиственных лесов.
В лесных районах почвы – серые и тёмно-серые
лесные. На равнинных степных районах – черноземы
обыкновенные. В долинах рек – черноземно-луговые
и пойменные почвы.
Кислотность почв в северо-западной части
Пушкарских полей повышена, требуется
известкование.
Длительность земледельческого освоения
территории влияет на плодородие и запасы гумуса
в почвах. Человек своей деятельностью
отрицательно воздействует на почвы. На
территории нашего села рельеф очень сложный,
ровных мест мало, поэтому вспашка должна вестись
поперёк склонов, много оврагов, что также
усложняет работу в полях. Преобладает водная
эрозия, и смыв гумусового слоя с полей.
Экологический отряд нашего класса ведёт борьбу
со стихийными свалками на территории села. Под
нашу охрану взята пойменная часть реки Везелки, а
также сама река, от бытового мусора. Люди на своих
огородах продолжают весной и осенью жечь костры,
остатки растений, не понимая, что это ценное
сырьё, повышающее плодородие почв и костры
сжигают имеющиеся в почве микроорганизмы.
Учитель: Почва – это сложное природное
образование. Последние исследования учёных всё
больше подтверждают, что почва – это особое
природное образование, переходное между живым и
неживым.
Спасибо ребятам за проделанную работу. Они
провели исследовательскую работу и ознакомили
нас с главными почвами нашего села.
Сейчас слово предоставим Бахаеву Н.В., он нас
ознакомит с новыми технологиями позволяющими
получать высокие урожаи; но бережно относиться к
почвам, так как плодородие – это главное
качество почв Агросберегающие технологии.
В современную концепцию агросберегающих
технологий входит использование всех
экологически целесообразных и экологически
малоопасных методов защиты культурных растений
от вредных организмов.
Основными методами являются агротехнический,
биологический и химический.
1. Агротехнический метод включает в себя
следующие виды:
а) Севообороты. Правильный севооборот –
главная составная часть системы земледелия и
один из этапов борьбы с сорняками, так как
сельскохозяйственные культуры по-разному влияют
на разные виды сорных растений.
б) Обработка почвы имеет важное значение в
борьбе с сорняками.
2. Биологический метод предполагает борьбу с
сорняками, посевами культурных растений, которые
обладают высокой конкурентоспособностью на
отношение к сорнякам, то есть фитоценозы одних
культур сильно подавляют развитие сорняков (рожь,
озимая пшеница).
Также используются биологические объекты –
насекомые, микроорганизмы, нематоды, которые
подавляют рост и развитие сорных растений. Но
этот метод ещё не получил широкого развития в
России.
3. Химический метод. В настоящее время активно
применяются гербициды. Он не является решающим
по отношению к другим методам, а используют в
сочетании с ними. В связи со сложным и не всегда
однозначно полезным влиянием пестицидов на
экосистемы. Их применение должно быть
рациональным, то есть экономически и
экологически обоснованным.
Все, вышеперечисленные агросберегающие
технологии, плюс внесение минеральных удобрений,
природного фактора, (выветривания, вымывания и
так далее) всё таки имеет негативное
воздействие на плодородие почв, то есть
содержания гумуса и, естественно, существует
проблема восстановления плодородия почв, и одним
из путей сберечь то, что осталось – это внесение
органических удобрений, биологический метод и
рационально экологически обоснованные
агротехнические методы.
Домашнее задание: Индивидуальные
разноуровневые задания.
Проверка фактического материала.
- Почему происходит смена почв?
- Кто является основоположником науки
почвоведения?
- Какие почвы самые плодородные?
Умение работать с картой.
- Какие почвы расположены в Ярославской области?
- Какие почвы сформировались в нижнем течении
реки Волги?
- Определить почвы на Кольском полуострове?
Причинно-следственные связи.
- Почему уменьшается накопление гумуса в зоне
лесов?
- Почему самые плодородные почвы России –
черноземы?
- Почему почвы тайги содержат мало гумуса, но
повышенную кислотность?
Творческое применение знаний.
- Приведите примеры, доказывающие отрицательное
влияние человека на почвы, ведущие к её
деградации.
- Приведите примеры защиты почв.
- Почему пользоваться удобрениями нужно с
осторожностью?
Рефлексия:
- Я оцениваю свою работу…
- Я сегодня узнал…
- Мне было…
|