Суббота, 20.07.2024, 19:55                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [59]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [41]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ГЕОГРАФИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

География почв России
18.04.2012, 09:25

Цели урока:

  1. Координировать самостоятельную работу учащихся с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
  2. Продумать основные типы общения, формы сотрудничества между учениками и учителем с учётом личностного взаимодействия, равноправного партнёрства на уроке.
  3. В условиях личностно-ориентированного обучения предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании разнообразия почв России и их зависимости от растительности.

Задачи урока:

  1. Используя субъективный опыт каждого ученика о почвах, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания о разнообразии почв России.
  2. Побудить учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов углубленного изучения материала об основных типах почв России.
  3. Стимулировать ученика к саморазвитию и самовыражению при выборе и выполнении практических заданий, решении проблемных вопросов.
  4. Оказать помощь творческой группе в изучении почв нашей местности, влиянии хозяйственной деятельности населения на загрязнение и охрану почв.
  5. Провести рефлексию, оценку приобретённых знаний.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, посмотрите на почвенную карту России. Назовите основные почвы, двигаясь с севера на юг.

Учитель: Какие главные природные компоненты принимают участие в формировании почв:

  1. Горные породы
  2. Растения и животные
  3. Климатические условия
  4. Рельеф
  5. Уровень грунтовых вод
  6. Вечная мерзлота
  7. Время

Учитель: Как вы думаете, распределение почв не только в России, а во всём мире хаотично или подчиняется законам природы?
Ученики:
Распределение почв подчиняется закону широтной зональности, в горах высотной поясности.
Учитель:
Сейчас мы с вами ознакомимся с основными типами почв России и постараемся заполнить таблицу, характеризующую почвы.

Главные почвы России

Типы почв Условия почвообразования Содержание гумуса Свойства почвы Природная зона
1. Арктические Мало тепла и

растительности

нет Не плодородная Арктическая

пустыня

2. Тундрово-глеевые Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение 1,5% Маломощные, имеют глеевой слой Тундра
3. Подзолистые К увл. > 1

Прохладно. Растительные остатки – хвоя, вымывание перечное

1,5 – 2% Промывные, кислые, малоплодородные. Тайга
4. Дерново-подзолистые К увл. > 1

Больше растительных остатков, промыв почв весной

2 – 2,5% Более плодородные, кислые Смешанные

леса

5. Серые лесные, бурые лесные К увл. = 1

Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности

2 – 5% Плодородные Широколист-

венные леса

6. Чернозёмы К увл. ? 1

Много тепла и растительных остатков

10 – 12% Самые плодородные, зернистая Степи
7. Каштановые К увл. = 0,8, 0,7

Много тепла

3 – 5% Плодородные Сухие степи
8. Бурые и серо-бурые К увл. < 0,5

Сухой климат,

мало растительности

1% Засоление почв Полупустыни

Арктические почвы:

  1. Весь год низкие температуры.
  2. Материнская порода покрыта снегом или льдом.
  3. Растительный покров представлен мхами и лишайниками.
  4. Процесс почвообразования затруднен.
  5. Арктические почвы образуются на незначительных участках островов Арктики, незанятых снегом и льдом, в короткое летнее время.

Тундрово-глеевые почвы:

  1. Лето – холодное, короткое.
  2. Наличие многолетней мерзлоты.
  3. Растительный покров: мхи, лишайники, низкорослые кустарники.
  4. Почвообразование, замедленное из-за недостатка тепла.
  5. Гумуса содержится 1,5 %
  6. Природная зона – тундра.

Подзолистые почвы:

Лето прохладное, К увл. > 1.

  1. Избыточное увлажнение приводит к промыву гумуса, образуется неплодородный слой вымывания – подзол.
  2. Растительный покров представлен хвоей.
  3. Почвообразование затруднено, так как хвоя содержит смолы, которые затрудняют гниение и придают повышенную кислотность.
  4. Гумуса – 1,5 – 2 %.
  5. Природная зона – тайга.

Дерново-подзолистые почвы:

Лето тёплое, К увл. > 1.

  1. Промыв почв только весной.
  2. Растительный покров более разнообразен.
  3. Почвы более плодородные.
  4. Гумуса – 2 %.
  5. Природная зона – смешанные леса.

Серые лесные почвы:

  1. Климат умеренно-континентальный с тёплым летом, К увл. = 1.
  2. Растительный покров представлен остатками лесной и травянистой растительности.
  3. Почвы плодородные.
  4. Гумуса 2 – 5 %.
  5. Природная зона – широколиственные леса.

Чернозёмные почвы:

  1. Умеренно-континентальный и континентальный тёплый климат, К увл. =< 1; 0,9.
  2. Растительный покров представлен травянистой растительностью, нет промыва, что способствует накоплению гумуса.
  3. Почвы – очень плодородные.
  4. Гумуса – 10 – 12 %.
  5. Природная зона – степи.

Каштановые почвы:

  1. Континентальный засушливый климат, много тепла, К увл. < 1; 0,8.
  2. Растительный покров представлен травянистой растительностью, но много тепла и мало влаги формируют менее разнообразный растительный покров.
  3. Почвы плодородные.
  4. Гумуса 3 – 5 %.
  5. Природная зона – сухие степи.

Бурые и серо-бурые почвы:

  1. Резко-континентальный, сухой климат, К увл. < 0,5.
  2. Малый растительный покров.
  3. Образование почв затруднено в результате высоких температур, уменьшения влаги и растительного опада.
  4. Гумуса – 1 %.
  5. Почвы засолены.
  6. Природная зона – пустыни.

Учитель: Мы с вами проследили смену почв с севера на юг на территории Русской равнины. Какие вы можете сделать выводы о разнообразии почв и главных природных компонентах, влияющих на формирование почв?

Ученики: Прослеживается широтная зональность. В результате изменения климатических особенностей тепла и влаги, меняется растительный покров, а от растительного опада напрямую идет формирование разнообразных почв. Одинаково плохо для формирования почв как недостаток тепла и влаги также и их избыток. Почвы плодородные формируются при достаточном количестве тепла и влаги и ежегодном опаде растительности.

Учитель: Какие почвы характерны для нашей местности?

Ученики: Черноземы.

Учитель: Одним из главных богатств Белгородской области являются почвы. Основным свойством почвы является наличие в ней гумуса. Область расположена в благоприятных природно-климатических условиях, которые способствовали формированию высокоплодородных почв. О почвах нашего села расскажут учащиеся исследовательской группы.

Ученики: Территория села Пушкарное расположена к северо-западу от города Белгорода в бассейне малых рек Везелки и Искринки, притоков Северного Донца в ярко-выраженной лесостепной зоне. У нас степные пространства сочетаются с лесными урочищами, где произрастает растительность широколиственных лесов.

В лесных районах почвы – серые и тёмно-серые лесные. На равнинных степных районах – черноземы обыкновенные. В долинах рек – черноземно-луговые и пойменные почвы.

Кислотность почв в северо-западной части Пушкарских полей повышена, требуется известкование.

Длительность земледельческого освоения территории влияет на плодородие и запасы гумуса в почвах. Человек своей деятельностью отрицательно воздействует на почвы. На территории нашего села рельеф очень сложный, ровных мест мало, поэтому вспашка должна вестись поперёк склонов, много оврагов, что также усложняет работу в полях. Преобладает водная эрозия, и смыв гумусового слоя с полей. Экологический отряд нашего класса ведёт борьбу со стихийными свалками на территории села. Под нашу охрану взята пойменная часть реки Везелки, а также сама река, от бытового мусора. Люди на своих огородах продолжают весной и осенью жечь костры, остатки растений, не понимая, что это ценное сырьё, повышающее плодородие почв и костры сжигают имеющиеся в почве микроорганизмы.

Учитель: Почва – это сложное природное образование. Последние исследования учёных всё больше подтверждают, что почва – это особое природное образование, переходное между живым и неживым.

Спасибо ребятам за проделанную работу. Они провели исследовательскую работу и ознакомили нас с главными почвами нашего села.

Сейчас слово предоставим Бахаеву Н.В., он нас ознакомит с новыми технологиями позволяющими получать высокие урожаи; но бережно относиться к почвам, так как плодородие – это главное качество почв Агросберегающие технологии.

В современную концепцию агросберегающих технологий входит использование всех экологически целесообразных и экологически малоопасных методов защиты культурных растений от вредных организмов.

Основными методами являются агротехнический, биологический и химический.

1. Агротехнический метод включает в себя следующие виды:

а) Севообороты. Правильный севооборот – главная составная часть системы земледелия и один из этапов борьбы с сорняками, так как сельскохозяйственные культуры по-разному влияют на разные виды сорных растений.

б) Обработка почвы имеет важное значение в борьбе с сорняками.

2. Биологический метод предполагает борьбу с сорняками, посевами культурных растений, которые обладают высокой конкурентоспособностью на отношение к сорнякам, то есть фитоценозы одних культур сильно подавляют развитие сорняков (рожь, озимая пшеница).

Также используются биологические объекты – насекомые, микроорганизмы, нематоды, которые подавляют рост и развитие сорных растений. Но этот метод ещё не получил широкого развития в России.

3. Химический метод. В настоящее время активно применяются гербициды. Он не является решающим по отношению к другим методам, а используют в сочетании с ними. В связи со сложным и не всегда однозначно полезным влиянием пестицидов на экосистемы. Их применение должно быть рациональным, то есть экономически и экологически обоснованным.

Все, вышеперечисленные агросберегающие технологии, плюс внесение минеральных удобрений, природного фактора, (выветривания, вымывания и так далее) всё таки имеет негативное воздействие на плодородие почв, то есть содержания гумуса и, естественно, существует проблема восстановления плодородия почв, и одним из путей сберечь то, что осталось – это внесение органических удобрений, биологический метод и рационально экологически обоснованные агротехнические методы.

Домашнее задание: Индивидуальные разноуровневые задания.

Проверка фактического материала.

  1. Почему происходит смена почв?
  2. Кто является основоположником науки почвоведения?
  3. Какие почвы самые плодородные?

Умение работать с картой.

  1. Какие почвы расположены в Ярославской области?
  2. Какие почвы сформировались в нижнем течении реки Волги?
  3. Определить почвы на Кольском полуострове?

Причинно-следственные связи.

  1. Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов?
  2. Почему самые плодородные почвы России – черноземы?
  3. Почему почвы тайги содержат мало гумуса, но повышенную кислотность?

Творческое применение знаний.

  1. Приведите примеры, доказывающие отрицательное влияние человека на почвы, ведущие к её деградации.
  2. Приведите примеры защиты почв.
  3. Почему пользоваться удобрениями нужно с осторожностью?

Рефлексия:

  1. Я оцениваю свою работу…
  2. Я сегодня узнал…
  3. Мне было…
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок географии, конспект урока географии, поурочные планы уроков географии, учителю географии, география в школе, открытый урок географии, карта
Просмотров: 4710 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru