Тип урока: традиционный урок с применением
мультимедийных технологий.
Цель урока: углубить понятия рельеф, формы
рельефа; познакомить учащихся с основными
формами рельефа и их классификацией,
сформировать умения составлять описания форм
рельефа.
Задачи:
- Образовательные: - дать общее
представление о крупных формах рельефа, раскрыть
силы, под воздействием которых формируется
рельеф; ввести понятия "горы", "горная страна",
"горный хребет", "межгорная долина",
"равнина"; классифицировать горы и равнины по
высоте; познакомить с изменением гор и равнин во
времени.
- Развивающие: - умение описывать горы и
равнины по плану; умение определять
географическое положение гор и равнин, их высоту;
показывать формы рельефа в контурных картах.
- Воспитательные: - воспитание чувства
прекрасного через созерцание образов гор и
равнин в презентации; воспитание культуры
учебного труда.
Оснащение урока: физическая карта России,
карта полушарий, экран с проектором, компьютер,
карта-схема "формы рельефа", карта с
изображением (холм, равнина, гора), учебники.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Приготовили всё необходимое для
успешной работы на уроке: учебники, тетради,
атласы, простые карандаши, линейки, ручки.
2. Постановка цели урока.
Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на
оформление доски, на карты. Что вы видите? Да,
верно, горы и равнины. А горы и равнины каким
одним словом можно назвать? (рельеф)
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
- Чему научиться?
- А с помощью чего мы это можем сделать так,
чтобы было интересно, наглядно и легко?
(Формулируем тему урока и цели урока, исходя из
ответов учащихся).
Записали в тетради число и тему урока "Главные
формы рельефа суши".
Сегодня мы начнём изучение темы, а на следующем
уроке продолжим познание рельефа дна океанов.
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, объясните, пожалуйста слово
"рельеф"? Верно.
- Рельеф земной коры создан под действием
процессов: каких? (внешних и внутренних).
- Вспомните, что относится к внутренним и
внешним силам и к чему они приводят? (Внутренние
силы - это движение земной коры и вулканизм, они
приводят к образованию разломов, складок,
поднятий и опусканий. Работа ветра, воды,
выветривания, ледника, они выравнивают и
сглаживают рельеф, разрушая горные породы и
перемещая их с одного места на другое).
- Вы уже знаете что крупнейшие формы рельефа на
Земле это - (выступы материков и
впадины океанов). И на дне океанов и на материках
выделяют две основные формы рельефа: горы и
равнины. (начертить схему в тетрадь)
И начну я объяснение темы с загадки.
Что такое? Что такое?
Очень грозное, большое!
С ледниками наверху
И подошвою внизу. (горы)
1) Работа с учебником.
- Вы, ребята , молодцы, но давайте найдём в нашем
учебнике, какое определение дают нам ученные.
Прочитаем определение вслух. Как оно выделено в
учебнике? (черным шрифтом) Что значит? Знать
наизусть.
Горы - активные участки земной коры,
здесь очень ярко проявляются все процессы,
связанные с внутренними силами.
2) Работа с рельефной таблицей. (карта-врезка)
- Ребята, одиночные горы встречаются редко. Горы
суши - это целые горные страны, протягивающиеся
на сотни и тысячи километров. Главными
элементами горных стран является: горный хребет
и межгорная котловина (учитель показывает по
карте горные страны, хребет, долину и гребень). Самая высокая часть хребта - гребень,
понижение в гребне - перевал. (показ по рельефной
таблице)
3) Различия гор по высоте
- Одним из существенных признаков горных
стран является различие их по абсолютной высоте
(низкие, средние, высокие).
Учитель рассказывает и показывает на карте
горы разные по высоте, а ребятам предлагается по
мере заслушивания заполнять таблицу.
Практическая работа №10
Составление и объяснение таблицы: "Различия
гор и равнин по высоте"
Заполнить таблицу: различие гор по высоте
запишем соответствующую высоту и по несколько
примеров для каждого вида.
Различия гор по абсолютной высоте
Тип гор |
Высота гор |
Примеры (названия) |
Низкие |
До 1000 м. |
Средний Урал |
Средние |
От 1000 до 2000 м. |
Урал |
Высокие |
Выше 2000 м. |
Кавказ, Альпы |
4) Изменение гор во времени.
Рассказ учителя о том, как изменяются горы со
временем. Особое внимание уделяем чтению карты.
- по цвету (шкала высот)
- Как по карте определить молодые это горы или
старые, разрушенные?
Если ребята не могут ответить сами, я прошу их
сравнить молодого человека и старого. А потом они
легко выделяют признаки старых разрушенных гор:
низкие, расколы и трещины. Затем мы смотрим
высоты на карте и мои ученики делают вывод, что
старые горы обозначены бледными оттенками
коричневого цвета, а высокие - яркими
насыщенными цветами, и чем цвет темнее, тем и горы
выше.
5) Значение гор.
6) Практическая работа №10
"Обозначение основных гор и равнин на
контурной карте".
Уральские, Кавказ, :- на карте России.
Уральские, Гималаи, Тибет, Анды, Кордильеры,
Тянь - Шань, Карпаты - на физической карте
полушарий.
7) Определение равнин.
Учитель: А теперь познакомимся с равнинами.
(ребята читают определение равнин с учебника).
Как выглядит равнина? (ребята отвечают:
спокойные, устойчивые участки на материках:.)
Верно.
8) Различия равнин по размерам, характеру
поверхности, абсолютной высоте.
- Как и горы, равнины имеют разную абсолютную
высоту.
Работа с физической картой России - шкала
высот. (учитель говорит определения равнин и
называет название, а ребята определяют по карте
каким она будет цветом изображена и приводят
пример равнины).
- Равнина с небольшими абсолютными высотами -
до 200м. Низменность
Некоторые низменности расположены ниже уровня
моря,:Прикаспийская,..
- Посмотрите и назовите пример таких
низменностей. (зеленым)
- Равнина, абсолютная высота которой превышает
500м. Плоскогорье (оранжевым)
- Мы узнали что такое низменность и плоскогорье.
А теперь сами составьте определение термина
"возвышенность" (Возвышенность - участок
земной поверхности, приподнятый над окружающей
территорией, с высотами от 200 до 500 м.).
- Каким цветом обозначены на карте? (желтым).
Практическая работа №10
Составление и объяснение таблицы: "Различия
гор и равнин по высоте"
1. Заполнить таблицу: различие равнин по высоте,
запишем высоту и по несколько примеров для
каждого вида.
Различия равнин по абсолютной высоте
Тип равнин |
Высота равнин над уровнем моря |
Примеры (названия) |
Низменности |
До 200 м. над уровнем моря |
Прикаспийская, Западно-Сибирская |
Возвышенности |
От 200 до 500 м. над уровнем моря |
Среднерусская, Валдайская, Приволжская |
Плоскогорья |
От 500 до 1000 м. над уровнем моря |
Среднесибирское, Аравийское, Декан |
2. "Обозначение основных равнин на контурной
карте России".
(Западно-Сибирская, Восточно-Европейская,
Среднесибирское плоскогорье)
5. Закрепление нового материала
Географический тренинг. Игра "Самые -
самые"
Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с
физической картой полушарий (атлас стр.14)
находите ответ, поднимаете руку. Если учитель
назвал вас, бегом бежите к доске и показываете
нужный объект.
- Самые длинные горы на Земле. (Анды)
- Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
- Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или
Эверест)
- Самая большая горная страна в Азии. (Тибет)
- Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)
Тест: "Основные формы рельефа"
1. На материке Северная Америка
находятся горы? 1 Альпы
2 Анды
3 Тянь-Шань
4 Кордильеры
5 Атлас |
2. Высокими называются горы,
абсолютная высота которых превышает 1 2000м
2 1000м
3 500м
4 1700м
5 1500м |
3. Среди перечисленных гор средними по
высоте являются 1 Гималаи
2 Анды
3 Скандинавские горы
4 Кордильеры
5 Кавказские горы |
4. Уральские горы разделяют 1
Амазонскую и Ла- Платскую низменности
2 Восточно-Африканское плоскогорье и Эфиопское
нагорье
3 Восточно-Европейскую и Западно- Сибирскую
равнины
4 Среднесибирское плоскогорье и
Западно-Сибирскую равнину |
5. Амазонская низменность расположена
на материке 1 Африка
2 Австралия
3 Северная Америка
4 Южная Америка |
6. Западно-Сибирская низменность
расположена на материке. 1 Африка
2 Австралия
3 Южная Америка
4 Евразия |
7. Возвышенность - это равнина с
высотами: 1 Более 1000 м.
2 От 200 до 500 м.
3 Менее 200 м.
4 От 500 до 1000 м. |
Ключ к тесту "Основные формы
рельефа".
1. - 4
2. - 1
3. - 3
4. - 3
5. - 4
6. - 4
7. - 2
6. Домашнее задание
- параграф 20.
- ответить на вопросы 1 - 4 на странице 73.
В предлагаемой таблице описать по одному
примеру гор и равнин, используя план описания.
7. Оценки.
8. Рефлексия.
- Поднимите руки, кому урок понравился, почему?
- Что вам особенно понравилось на уроке? Что
легко давалось, было понятно? В чём испытывали
трудности?
Ребятам предлагается дорисовать на смайлике
рот, (веселый-если всё понятно и понравилось, и
грустный наоборот, если ученик испытывает
затруднения)
9. Итог урока
- Спасибо за урок.
|