Цели:
а) образовательные: проверить знания,
умения и навыки ключевых положений темы,
основных понятий и терминов; учить доказывать
свою точку зрения, аргументировать ответ,
обсуждать проблемы.
б) развивающие: развивать географическое
мышление, устную речь, способность применять
имеющиеся умения и навыки в поисках решения
проблемных ситуаций в условиях новых учебных
задач; формировать практические навыки, умения в
работе с дополнительной литературой, картой и др.
источниками географической информации.
в) воспитывающие: повышать интерес к
предмету; формировать ответственность,
самостоятельность, способность коллективного
решения и умение работать в паре; формировать
экологическое мышление.
Оборудование: настенная политическая карта
мира; атласы, к/к, карточки с заданиями,
картосхемы, таблицы, диаграмма, план-схема урока,
презентация, ноутбук, мультимедийный проектор,
видеодиск, индивидуальный оценочный лист.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас традиционное обобщение и
закрепление знаний, умений и навыков по теме
"География отраслей мирового хозяйства".
- Почему, как вы думаете, география изучает эту
тему?
- Для чего необходимо изучать отрасли МХ?
(География отраслей МХ формировалась на
протяжении длительного времени под влиянием
различных факторов. Она продолжает изменяться и
в наши дни. Знать отрасли МХ очень важно, ведь от
них зависит экономика стран, и в частности наша
жизнь.)
- Почему данная тема особенно актуальна в
последние десятилетия?
(Данная тема актуальна, поскольку за последние
годы отрасли МХ претерпели серьёзные изменения.
Я считаю, что к главным факторам, вызвавшим эти
изменения, относятся: НТР, интеграционные
процессы, сырьевой, энергетический и
общеэкономические кризисы, а так же обострение
глобальных проблем человечества, в частности
демографическая, экологическая,
продовольственная, военно-стратегическая и др.)
(На мой взгляд, весьма важными элементами в
развитии современного мира и отраслей МХ
является существенное усиление экономических и
внеэкономических связей между странами или
группами стран, континентами. Сегодня ни одна
даже самая развитая страна не может одинаково
эффективно производить весь ассортимент
современной продукции, да и смысла в этом нет.)
- Почему вы так думаете?
(Зачем каждой стране производить все виды
продукции, если мы знаем, что существует немало
форм международных экономических отношений и
связей. Среди них внешняя торговля, вывоз
капитала, научно-техническое сотрудничество,
компенсационные сделки, кредитно-финансовые
отношения, предоставление различного рода услуг,
например, обслуживание судов, заходящих в порты,
а так же в последнее время большую актуальность
приобретает совместное сотрудничество. Примером
может служить Россия, в частности наш
Новомосковский химический " Азот" сотрудничает
с американским "Проктер энд Гембл".)
- Охватив все страны мира, МХ и международное
разделение труда в последние годы стали
развиваться не вширь, а вглубь, т.е. экономические
отношения усложняются, приобретают новые формы.
И именно углубление международной специализации
и обмена привело к особенно тесному сращиванию
национальных хозяйств ряда стран.
- Спасибо! Вы доказали актуальность данной темы,
поэтому и цель нашего урока - обобщить и
закрепить ведущие идеи темы, сделать вывод по
отраслям МХ.
Мы с вами будем работать по плану-схеме, следуя
каждому этапу. В каждый этап входят вопросы и
задания различного уровня сложности, и поэтому я
хочу увидеть активность на уроке каждого из вас.
(На магнитной доске плакат плана-схемы)
География отраслей мирового хозяйства.
1 ЭТАП |
2 ЭТАП |
Знание понятий |
Индивидуальная работа: |
темы (г/диктант) |
1) решение кроссворда; |
2) карточки-задания; |
|
3) работа у доски, |
|
З ЭТАП |
4 ЭТАП |
5 ЭТАП |
Знаете ли вы? |
Проектная работа. |
Отрасли МХ |
(работа в парах; |
(опережающее |
и окружающая |
видеовопросы) |
задание) |
среда (фронтальная |
|
|
беседа) |
6 ЭТАП |
7 ЭТАП |
Практические задания |
Россия в мировой экономике. |
(работа в парах) |
(фронтальная беседа) |
III. Работа по этапам.
1 ЭТАП. Географический диктант.
1. Коренной качественный переворот
производительных силах человечества, основанный
на превращении науки в непосредственную силу
общества. (научно-техническая революция)
2. Объединение стран в экономические союзы,
позволяющие получать максимальную выгоду от
разделения труда и от реализации продукции и
услуг. (экономическая интеграция)
3. Соотношение стоимости ввезённых в страну и
вывезенных из неё товаров за один год.
(торговый баланс)
4. Первая ведущая отрасль материального
производства. (промышленность)
5. Агропромышленный комплекс, включающий
выращивание сельскохозяйственной продукции,
переработку, хранение, перевозку и сбыт,
производство сельскохозяйственной техники,
удобрений и химикатов. (агробизнес)
6. Межправительственная валютно-кредитная
организация, созданная для упорядочения
валютно-финансовых отношений между странами,
поддержки валютных курсов и оказания валютной
помощи нуждающимся в ней странам. (международный
валютный фонд)
7. Преобразование сельского хозяйства на основе
современной агротехники.
(зелёная революция)
8. Перевозка штучных грузов в специальных
металлических ёмкостях, (контейнеризация)
(Взаимопроверка: 0 ош. - "5"; 1-2 ош. - "4"; 3-4 ош.
- "3"; 5 и более - "2" )
2 ЭТАП. Индивидуальная работа.
1. Решение кроссворда, (II уровень) " Отрасли
мирового хозяйства".
По горизонтали:
1. Страна, обладающая крупными запасами
урановых руд. (Австралия)
2. Культура, относящаяся к масленичным. (подсолнечник)
3. Вид транспорта, который "причастен" к
истощению озонового слоя. (авиационный)
4. Первичная отрасль лесной и
деревообрабатывающей промышленности
(лесозаготовка)
По вертикали:
1. Культура, родиной которой является
Центральная Америка и Мексика (кукуруза)
2. Вид животноводства, который преобладает в
странах, располагающих обширными пастбищами. (овцеводство)
3. Страна, лидирующая по выработке
электроэнергии на АЭС. (Франция)
2. Работа у доски.
1) Решение географической задачи.
Задание: решить г/задачу с краткой записью.
В стране с населением 250 млн. человек
производится 10 млн.автомобилей в год. Экспорт
составляет 2 млн. автомобилей. Какова необходимая
величина импорта автомобилей при торговом
спросе 0,05 автомобиля на 1 человека в год?
Ход решения:
1.10 млн. - 2 млн. = 8 млн. авт.
Дано:
Численность - 250 млн.ч. Производится - 10 млн. авт.
Экспорт - 2 млн.авт. Спрос - 0,05 авт./ ч.
Найти: Величина импорта - ?
- на внутреннем рынке.
2. 0,05авт./ч. х 250 млн.ч. = 12,5млн. авт. - спрос на
внутреннем рынке.
3. 12,5 млн. - 8 млн. = 4,5 млн.авт. -необходимая
величина импорта.
Ответ: потребность в импорте 4,5 млн. автомобилей
в год.
2) Построение столбиковой диаграммы.
Задание: Пользуясь данными таблицы "Динамика
мировой транспортной сети в 1950 -1995 гг.",
постройте столбиковую диаграмму,
проанализируйте её и сделайте выводы. "Динамика
мировой транспортной сети в 1950 -1995 гг."
Длина сети, тыс. км.
Виды транспорта |
1950г. |
1995 г. |
Железные дороги |
1320 |
1180 |
Автомобильные дороги |
15 540 |
24 000 |
Судоходные реки и каналы |
560 |
550 |
нефтепроводы |
175 |
680 |
газопроводы |
185 |
1100 |
Воздушные пути |
|
8500 |
ВСЕГО |
21080 |
36 010 |
3 ЭТАП. Знаете ли вы? (работа в парах;
видеовопросы)
1. Почему особенно большой территориальный
разрыв возник между районами добычи и
потребления нефти?
2. Чем объяснить лидерство машиностроения в
структуре отраслей мирового хозяйства? Какие
отрасли машиностроения утрачивают своё
значение?
3. Почему использование Транссибирской
магистрали для перевоза грузов из Японии в
Западную Европу экономически выгодно?
4. Почему Норвегия имеет большой доход от
рыболовства, чем от сельского хозяйства?
5. Почему в Японии не получил развития
трубопроводный транспорт?
6. Почему многие фирмы развитых стран открывают
свои филиалы в развивающихся странах? Приведите
пример.
Видеовопросы:
1. В каких странах широко используется
геотермальная энергия и построены
электростанции данной энергии? (видеофрагмент
о геотермальных электростанциях)
2. В Париж или Берлин? Куда податься? В Мадрид
может быть. Ваше мнение, почему же именно в
Мадрид? (видеофрагмент о Испании - основном
регионе международного туризма)
3. В чём особенности транспорта Японии? (видеофрагмент
о транспорте Японии)
4 ЭТАП. Проектные задания (по группам). Защита
мини-проектов.
1. Представьте, что вам поручили руководство
созданием посреднической фирмы по закупке чая
для России.
Проект создания фирмы должен определить зону
деятельности, расположение представительств в
странах, требования к будущим работникам
представительств, среди которых и знание языка,
необходимого для работы в каждом из
представительств.
Предложите вариант проекта,
2. Вы работаете в крупной туристической фирме
и вам необходимо разработать маршруты, которые
учитывали бы интересы следующих групп туристов:
1) интересующихся научно-производственными
комплексами и новинками техники;
2) больших любителей футбола;
3) любителей замковой архитектуры;
4) любителей многодневных пеших прогулок по
пересечённой местности;
5) увлекающихся подводной охотой;
6) любителей экзотики и путешествий, связанных с
преодолением трудностей;
7) любителей сверхкомфортного отдыха;
8) желающих посетить шумные и красочные
праздники.
Разработайте подобные маршруты, сопроводив их
картой (маршруты разработаны заранее).
5 ЭТАП. Отрасли мирового хозяйства и
окружающая среда.
- На этом этапе мы поговорим, как отрасли
мирового хозяйства влияют на окружающую среду.
Загрязнение окружающей среды человеком имеет
длительную историю. Ещё жители Древнего Рима
жаловались на загрязнённость вод реки Тибр.
Жителей Афин и Древней Греции беспокоило
загрязнение акватории порта Пирей.
ВОПРОС 1: Как промышленность влияет на
окружающую среду в настоящее время?
(Отрасли МХ оказывают негативное влияние на ОС.
Это связано с поступлением в ОС неизвестных
природе веществ и соединений, создаваемых, в
первую очередь, промышленностью органического
синтеза. Вследствие чего происходит загрязнение
географических оболочек, таких как литосфера,
гидросфера, атмосфера, биосфера.)
ВОПРОС 2: Кратко назовите причины
загрязнения географических оболочек.
(Причины загрязнения литосферы:
1) изменение химического состава почв из-за
выбросов металлов и их соединений, ядохимикатов,
радиоактивных веществ;
2) бытовой мусор;
3) разрушение почвенного покрова.
Причины загрязнения гидросферы: 1) сброс
промышленных и сельскохозяйственных, бытовых
сточных вод; 2) нефтяное загрязнение.
Причины загрязнения атмосферы: выброс твёрдых
и газообразных частиц в результате работы
промышленности, транспорта, различных топок.)
ВОПРОС 3: Кем и когда был создан первый
закон об охране окружающей среды?
(Первым законом об охране ОС можно считать
эдикт английского короля Эдуарда I, принятый в 1273
г. и запрещавший использование каменного угля
для отопления жилищ Лондона. По обычаям того
времени за нарушение эдикта полагалась смертная
казнь. А при короле Эдуарде III в 1338 г. парламент
принял закон, запрещавший сваливать мусор в
Темзу. В начале XV в. Подобный указ издал
французский король в отношении Сены. А согласно
указу Петра I наказанию подвергались все те, кто
сбрасывал мусор в Неву.)
ВОПРОС 4: Какова экологическая ситуация в
Тульской области?
(В области складывается наиболее
неблагоприятная экологическая ситуация по
сравнению с другими субъектами федерации
Центрального района. В течение десятилетий
ускоренными темпами в области развивались
мощные хозяйственные комплексы такие как ВПК,
металлургический, химический,
машиностроительный, горнодобывающий,
топливо-энергетический, дорожно-транспортный,
АПК, которые сыграли огромную роль в создании
высокоинтенсивной техногенной нагрузки на
окружающую природную среду и человека как части
природы.
Кроме этого экологическая обстановка в области
ухудшилась в результате радиоактивного
загрязнения территорий 18 районов области, в
частности и наш Кимовский район, цезием-13 7,
явившегося следствием аварии на Чернобыльской
АЭС.)
ВОПРОС 5: Назовите пути решения
природоохранных проблем на сегодняшний день?
(Пути охраны окружающей среды на современном
этапе:
1) создание очистных сооружений или их замена;
2) разработка и применение принципиально новой
природоохранительной технологии производства,
переход к малоотходным и безотходным
производственным процессам;
3) рациональное размещение " грязных
производств".)
6 ЭТАП. Практические задания.
(работа с тематическими картами и
статистическим материалом)
1. Объясните по карте направления основных
грузопотоков нефти.
2. Объясните по карте направления основных
мировых грузопотоков природного газа.
3. Определите по статистическим материалам
лидирующие страны мира по сбору зерновых.
4. Объясните по картам направления основных
грузопотоков железной руды.
5. Объясните по карте направления основных
мировых грузопотоков угля.
7 ЭТАП. Россия в мировой экономике.
(сравнение России с др. странами в
экономическом отношении)
1. На каком месте в мире находится Российская
Федерация по выплавке стали и алюминия?
2. Какое место в мире занимает Россия по длине
железных дорог?
3. Сколько рыбы и морепродуктов добывают в
России?
4. Сколько электроэнергии вырабатывается в
России и на каком месте по производству
электроэнергии находится наша страна?
5. На каком месте находится Россия по валовому
сбору зерновых культур?
6. На каком месте находится наша страна по
добыче основных топливных ресурсов?
IV. Тестовый контроль. (самопроверка и
оценивание своих знаний)
V. Заполнение оценочного листа учащимися.
Самоанализ уч-ся.
VI. Обобщение, подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
1) индивидуальные карточки-задания;
2) используя карты атласа составить
характеристику хозяйства отдельных стран и
отобразить на к/к промышленную специализацию
крупных городов. Показать на к/к
сельскохозяйственную специализацию:
1в. - Шотландии и Англии, 2 в. - севера и юга Италии
1 - вариант Великобритании
2 - вариант Италии.
|