Цели урока:
- сформировать знания о видах движений воды в океане, в том числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях;
- развивать умение выделять причинно-следственные связи;
- воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Оборудование:
- Электронная презентация на интерактивной доске.
- Карта полушарий (физическая).
- Атласы.
- Раздаточный материал.
Методы: объяснительный рассказ учителя, самостоятельная работа, проблемное изложение.
Знать: виды волн, части волн. Причины образования волн.
Уметь: анализировать увиденное и услышанное, составлять причинно-следственные цепочки, работать с таблицами и схемами.
Ход урока
I. Организация класса.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан
А сейчас внимание, проведем проверку изученного материала, часть, по
желанию, пройдет тест, часть ответит у карты, но т.к. я вас не знаю,
буду называть вас по журналу.
II. Тестирование по домашнему заданию (5 минут)
- Расставить океаны в порядке увеличение площади, начиная с самого
маленького: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.
- Самый глубокий океан: Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического.
- Море, практически, со всех сторон окружённое сушей: окраинное, материковое, межостровное, внутреннее.
- Самая наибольшая соленость наблюдается в: Красном море, Балтийском море, Персидском заливе, Средиземном море.
- Средняя солёность вод Мирового океана составляет: 28‰, 35‰, 37‰, 42‰.
- Какие океаны соединяются Беринговым проливом: Северный Ледовитый
и Тихий, Атлантический и Индийский, Атлантический и Тихий, Индийский и
Тихий.
- Марианская впадина является частью: Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана.
- В каком океане наблюдается наибольшая площадь шельфа: Атлантическом, Северном Ледовитом, Тихом, Индийском.
- Самый крупный остров Земли: Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин.
Мотивация.
УЧИТЕЛЬ: на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стихотворение А.С. Пушкина (слайд 3)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордо красотой…
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).
Вы, наверное, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши
«научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой
насмешник, Кузьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль:
«Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое
бросание будет пустою забавою».
- А вы бросали камешки в воду?
- Устраивали бурю в стакане?
- А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне?
- Какие вопросы у вас возникали?
ВЫВОД:
Если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если
задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то
это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.
Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?
- ? Откуда берутся в море волны?
- ? Почему движутся волны?
- ? Какие они бывают?
- ? Для чего нам необходимо изучать волны?
Итак, запишем, число и тему урока!
II. Изучение нового материала. Ветровые волны.
Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн,
спокойствие вод нарушают : п/о, цунами, течения – все это разные виды
движения вод в океане.
1) УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части
волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность
ответов.
2) УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй,
сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это
давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев.
Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно
изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море,
как на тарелку с горячим супом)
3) А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?
Чтобы в этом разобраться, поставим – как ещё раз известный всем опыт
– бросим камешек в воду. По воде расходятся круги. Но это не вся,
правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы –
дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и
податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно
прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? УЧЕНИКИ
моделируют ситуацию. (Чтобы отвоевать себе место, надо растолкать
других).
В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают,
остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не
будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под
собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли
подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны, а круг от
них всё шире. Так волна идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду
стало одной каплей больше.
Итак, понаблюдаем, как двигаются волны из видеофрагмента. УЧИТЕЛЬ – как движется вода в волне?
ВЫВОД:
каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же
месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания
волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то
произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы,
они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не
преодолевает этот путь вместе с волнами.
4) А знаете ли вы? От чего же зависит высота волны? УЧЕНИКИ с
помощью текста стр. 97 или самостоятельно составляют
причинно-следственную цепочку.
УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания. Сила ветра, глубина моря, продолжительность ветра.
5) УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской
берег». Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие
чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Этот
ветер называется дневной бриз, от силы ветра зависит и силы волны
(самая маленькая это штиль, шторм и самая разрушительная ураган).
ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер. Частицы
воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не
происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его
действия, глубины водоёма.
УЧИТЕЛЬ: обратимся к таблице «Виды волн». Можем мы начать её заполнение? (да). Заполняем.
Следующим видом движения воды в океане, цунами.
6) Цунами.
1. Описание цунами - чтение отрывка… Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В
этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак
надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше
от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на
портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте
воды кружатся дома, причалы, скот…
2. Дети: – цунами
3. Понятие «цунами» чтение со слайда
УЧИТЕЛЬ: Вспомните причину их возникновения.
4. Причины образования (землетрясения).
Почему слово цунами имеет японское происхождение? (часто здесь случаются)
Задание: что характерно для этого вида волн?
5. Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало
крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские
морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану
и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со
скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя
удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан,
разрушены поселки, портовые сооружения.
Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские
острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на
Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние – в 16 тыс. км от
эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км
в час.
6. География волн цунами – карта «Землетрясения». Работа с картой: где на Земле возможны цунами?
7. Последствия цунами – слайд-шоу (до и после цунами).
7) Приливы и отливы. УЧИТЕЛЬ:
ребята, я вчера читал о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда –
кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте. Как
вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются
ответить, то предлагаю посмотреть еще сайд о приливах и отливах. Если отвечают, что это приливы и отливы, то по видеофрагменту
прошу определить причину их вызывающую. (луна)
Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления?
УЧИТЕЛЬ: вернитесь к таблице, заполните её.
Вернёмся ещё раз к таблице. Какие виды волн есть в океане? Какие причины их вызывают? (правильное заполнение)
Подведём итог
Сумели мы понаблюдать за кругами на воде? Прав Кузьма Прутков?
III. Домашнее задание.
п. 19, пункт 4, 5 письменно.
Подобрать интересный дополнительный материал по теме урока.
IV. Закрепление знаний.
Сейчас каждый из вас может провести оценку полученных на уроке знаний.
УЧЕНИКИ самостоятельно работают с раздаточным материалом.
УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется.
- Таблица (заполните таблицу)
- Кроссворд (решите кроссворд)
- Тест (выполните тест)
«За страницами учебника географии»
Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы. Итог
урока. В природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что
ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это
уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество.
|