Вторник, 23.07.2024, 02:13                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [59]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [41]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ГЕОГРАФИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Демографическая проблема
06.07.2012, 11:38
Учитель

Жизнь человека протекает на земной поверхности общая площадь которой составляет 510 млн. кв. км. Из них суща - менее трети (149 млн. кв. км.). Именно с земной поверхностью ассоциируется выражение "лик Земли”. Это и есть географическая среда – та часть географической оболочки , которая освоена человеком, вовлечена в производство общественное и составляет, таким образом материальную основу существования человеческого общества. За 5 млрд. лет существования Земли природа постаралась создать условия для развития органической жизни на планете, в частности для обитания человека, близкие к идеальным.

Но в последнее время стремительно меняется "лик Земли”. Качественный скачок в освоении планеты начался в позднем средневековье и стал отчетливо проявляться 200-300 лет назад. Его характерная особенность – решающая роль в преобразовании научно-технического прогресса, индустриализации, урбанизации, быстрый рост населения. Возникли глобальные проблемы, в том числе глобальная демографическая проблема.

Тема сегодняшнего урока "Демографическая проблема – глобальная проблема человечества”

Урок проведем в форме пресс-конференции. За столом эксперты ООН, они будут отвечать на вопросы журналистов, сидящих в зале.

Цель нашего урока - получить ответы по глобальной демографической проблеме, политики, найти пути их решения, выявить, грозит ли нам перенаселение человечества.

Ученик (журналист)

Что значит глобальная демографическая проблема? График 10 учебник Максаковский.

1. Эксперт

С древнейших исторических эпох до начала прошлого века численность населения мира колебалась в пределах 1 млрд. Только около 1830 г. она достигла 1 млрд., затем произошло невероятное : население Земли стало расти феноменальными, взрывообразными темпами. Примерно через 100 лет после достижения миллиардного уровня (около 1930 г) оно достигло 2 млрд. 30 лет спустя (1960) – 3 млрд., в 1957 г. – 4 млрд., в 1987 – 5 млрд. человек – возник "демографический взрыв”.

2. Журналист

Что же такое демографический взрыв?

2. Эксперт

Это резкое увеличение прироста населения

3. Журналист

В чем подлинная причина демографического взрыва?

3. Эксперт

Прежде всего это результат резкого снижения доли смертности во всех возрастных группах. Так, например, доля старшей возрастной группы (старше 65 лет) достигла 20 % и таких "пожилых” стран мира немало, однако, несмотря на остроту мировой демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. В 80-е годы начался "демографический откат” В этот период прирост населения Земли сократился до 1,7 % в год, в развитых странах - до 1 %.

4. Журналист

Почему существуют региональные различия роста численности населения, так например, абсолютный рекорд естественного прироста принадлежит Кении больше 4 %, что дает удвоение населения каждые 17 лет.

4. Эксперт

Региональные различия существуют в основном между индустриальными и аграрными странами. Дети сельских жителей трудятся наравне со взрослыми, принося дополнительный доход, в условиях города возможности ребенка внести вклад в экономическое благосостояние ограниченно. В индустриальных странах существует система пенсионного обеспечения и сложившаяся программа по охране здоровья. В аграрных странах предполагается, что многодетные семьи обеспечат достойную старость родителей. Желание женщин сделать карьеру не способствует новым рождениям. Однако, общество сильно не количеством жителей, а именно качественными социальными его параметрами: образованность, культура, владение экономического активного населения современной техникой и технологией. Несколько упрощая вопрос, можно сказать, что перенаселенность – это функция нищеты.

Несмотря на остроту мировой демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. В 80-е годы начался "демографический откат”. В этот период прирост населения Земли сократился до 1,7 % в год, в развитых странах - до 1 %.

5. Журналист

В чем причина?

5. Эксперт

Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода, предложенная западным демографом Ф. Ноутстойном. В соответствии с ней уровень рождаемости и смертности в целом обусловлен не биологическими, а социальными условиями. Демографический переход означает процесс последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально-экономического развития стран.

Демографический переход включает 4 отдельные фазы.

Фаза 1. Высокие показатели рождаемости и смертности, что делает численность населения практически стабильной. Подобная ситуация возможна при очень слабом развитии медицины.

Фаза 2. Общество научилось контролировать заболевания, приводившие к слишком высокой смертности. Она резко снизилась, но рождаемость осталась высокой, что вызвало быстрый рост населения.

Фаза 3. Социально-экономические преобразования в мире приводят к общему снижению рождаемости. В конце этой фазы численность население вновь стабилизируется, поскольку снижение детской смертности компенсируется низкой рождаемостью.

Фаза 4. Низкие коэффициенты рождаемости и смертности обуславливают практически неизменный уровень населения планеты.

Анализ демографической действительности в странах современного мира показывает, что высокоразвитые страны в настоящее время приближаются к концу третьей фазы, в то время как развивающиеся находятся в лучшем случае на начальных стадиях этой фазы, в худшем – в конце второй фазы (некоторые страны Тропической Африки).

Демографическая проблема постепенно стабилизируется. Тем более страны проводят демографическую политику.

6. Журналист

Что означает демографическая политика?

6. Эксперт

Эта система различных мер, предпринимаемых тем или иными государствами для решения проблем. Это могут быть меры экономического стимулирования рождаемости – семейные пособия, разного рода поощрительные выплаты, льготы многодетным семьям и молодоженам при распределении жилья, расширение сети детских дошкольных учреждений и т.д. Могут быть административно-правовые меры - изменение возраста при регистрации браков, расширение имущественных прав матери при распаде семьи, запрет абортов.

7. Журналист

Может ли демографическая политика в разных странах быть одинаковой?

7. Эксперт

Направленность демографической политики в разных странах зависит от существующих в них демографических проблем. В странах с очень высоким естественным приростом населения она направлена на уменьшение рождаемости. Многие эксперты считают, что благодаря эффективной политике, за последние 20 лет китайцев появится на свет на 200 млн. меньше. Суть стратегической политики Китая в области демографии : "Каждой семье – один ребенок”. Кроме того стимулируются поздние браки, более позднее появление на свет потомства и увеличение интервалов между родами. Штрафы и поощрения даны на откуп местной администрации. Единственный ребенок в семье, особенно при позднем браке, дает преимущество при получении жилья; его проще устроить в детский сад, в дальнейшем ему легче будет устроиться на работу.

8. Журналист

Как быть странам, которые на глазах устанавливают рекорды старения нации? Это страны Западной Европы, Япония. В Японии доля старшей возрастной группы 65 лет достигла 20 %.

8. Эксперт

В тех странах, где наметилась депопуляция нации, демографическая политика имеет принципиально иную направленность: это стимулирование роста рождаемости, различные денежные выплаты, льготы для семей из 2 и более детей.

9. Журналист

А какова демографическая обстановка в России?

9. Эксперт

Россия вступила в период быстрого снижения ежегодной рождаемости. Совершенно очевидно, что если в ближайшие годы не удастся переломить эти тенденции, то Россию ожидает гораздо больший демографический "провал”, чем в 60-е годы, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями: диспропорциями на брачном "рынке”, спадом численности трудовых ресурсов и т.д.

10. Журналист

Средняя потребность одного человека в жилых и производственных помещениях 100 кв.м, в инфраструктуре – 100 кв. м, в сельскохозяйственных угодьях – 16600 кв.м, в лесе – 700 кв.м. Всего же на Земле площадь пригодной для жилья суши составляет 100 млрд. га. Население Земли растет, возможно скоро наступит перенаселение и прав будет английский священник XVIII века Мальтус, который считал, что быстрый рост населения, обостряющий другие глобальные проблемы: продовольственную, энергетическую, сырьевую, этнический кризис, может привести к войнам.

10. Эксперт

На этот вопрос можно ответить так. Высокая рождаемость – это спутница нищеты, низких экономических показателей. В последнее время у бедных стран наметились высокие темпы экономического роста, т.к. они имеют значительные резервы роста. Особенно наглядно это демонстрируют быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Китай(анализ графика "Доля инвестиций и темп ВВП”). Чем большая доля ВВП используется на инвестиции, тем выше экономический рост.

Развитие индустриальной страны при имеющемся высоком уровне ВВП на душу населения довольствуется устойчивыми умеренными темпами роста и средним значением доли инвестиции в ВВП для поддерживания достигнутого уровня развития.

11. Журналист

Приведите пример стран, которые весьма успешно справились с трудностями и обеспечили новое качество роста и развития.

11. Эксперт

Очень ярким примером является развитие Японии, которая до II мировой войны не была высоко развитой страной, а после поражения в войне находилась в глубоком экономическом кризисе. Сразу после войны страна оказалась перед дилеммой: завершить задачу преодоления гиперинфляции или сосредоточить усилия на восстановление разрушенного производства. Правящие круги Японии избрали второй путь. Восстановление производства проводилось через предоставление дешевых целевых кредитов, для чего в 1947 г. Был создан специальный Банк по финансированию восстановления. Использование кредитов не по назначению грозило жесткими санкциями. В итоге к 1949 г. Промышленное производство по различным мирным отраслям было восстановлено на 80-100 %. В дальнейшем государство также играло большую роль в проведении такой инвестиционно-структурной политики, которая поощряла формирование всего спектра отраслей, характерных для индустриальных стран. Особый приоритет отдавался наукоемким производствам. Длительное время государство жестко контролировало внешнеэкономическую деятельность, отойдя от такого контроля лишь в 70-е годы, когда убедилось в конкурентоспособности своей промышленности и устойчивости валюты. Защищая национальный капитал в промышленной, банковской сфере, Япония отдавала предпочтение не столько притоку капитала в страну, сколько импорту передовой иностранной технологии. Опираясь на свои национальные традиции, нормы поведения людей, Япония создала уникальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования экономики.

Эксперт.

Итак в мире наблюдается положительное направление, рост реального ВВП на душу населения. Демонстрирует таблицы.

Таб.1.

Таб.2. Темпы экономического роста в % (ВВП)

Годы

Страны

развитые индустриальные Азии новые индустриальные развивающиеся С переходной экономикой
1980-1989

(в среднем)

2,2

6,4

1,9

2,2

1990

1,9

6,1

2,1

-4,2

1991

0,4

6,9

3,0

-7,7

1992

1,2

4,8

4,0

-14,1

1993

0,6

5,3

4,5

-7,4

1994

2,5

6,3

4,5

-7,1

1995

1,9

6,1

4,2

-1,4

1996

2,1

4,8

4,5

-0,9

1997

2,5

5,1

4,0

1,9

1998 (прогноз)

1,4

-3,8

0,7

-0,3

Бедные страны демонстрируют высокие темпы экономического роста, а значит, и стабилизации численности населения. Миру перенаселение в будущем не грозит.

Учитель делает обобщение: перенаселение человечеству не грозит, так как высокая рождаемость вызвана низким уровнем жизни, а развивающиеся страны имеют более высокие темпы экономического роста, чем развитые страны.

Учитель рассказывает о Сингапуре, его замечательных успехах. Учитель предлагает перейти ко 2й части урока – практической. Предлагается начертить первый график "Темпы экономического роста в соответствии с долей инвестиций в ВВП”

Второй график. Начертить график темпов экономического роста развитых и развивающихся   стран. Сделать сравнения.

Составить смысловые треугольники из предложенных слов (объединить в группу три слова, связанные по смыслу).

На рисунке показаны примеры:


Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок географии, конспект урока географии, поурочные планы уроков географии, учителю географии, география в школе, открытый урок географии, карта
Просмотров: 3401 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru