Цель: дать понятие устойчивого развития; основные ориентиры для человека — здоровье, знание, духовность. Понятие о душе.
Оснащение: тетради, ручки.
Учитель. Еще древние римляне говорили: «В здоровом теле — здоровый
дух». Как вы считаете, что подразумевалось под «здоровым телом»?
(Ответы.)
Учитель (развивает мысль о здоровом теле, о развитии физического тела
как организма со свойственной ему симметричностью, устойчивостью). При
травмах помочь телу можно разными способами. Для этого используют шины,
гипс, костыли. И все это для придания устойчивости. Тело состоит из
клеток, видимых только под микроскопом, из различных органов. Язык, нос,
уши — это органы. И все вместе они составляют одно живое тело субъекта,
индивида. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа,
волосы, ногти. У древних здоровый и красивый обозначались одним словом.
А где здоровье, там И гигиена, чистота. А что такое «дух»? (Подсказка:
совокупность мыслей, чувств, знаний, стремлений, поступков.) (Идет обсуждение в группах.)
Что значит здоровый дух? (Ответы.)
Назовите здоровые поступки и нездоровые поступки. (Ответы.)
Человек волен выбрать, какие совершать поступки — здоровые или нездоровые.
Учитель предлагает экспериментальным путем решить, что будет, если
тело здоровое, а дух больной, и наоборот, тело больное, а дух здоровый.
Дети разбиваются на пары: один — дух, другой — тело.
1. «Больной дух» лежит, а «здоровое тело» пытается его поднять, не
говоря ни слова, только действиями, и вместе сделать два шага. При этом
«дух» отказывается, протестует, но силой сопротивляться не может.
2. «Больное тело» лежит, а «здоровый дух» убеждает, уговаривает его подняться, но физические усилия не применяет.
Учитель. Ну как? Увидели, что из этого получается? Для движения вперед нужны слаженность и взаимодействие между телом и духом.
Учитель предлагает познакомиться со следующей моделью. Один ученик
берет тетрадь, другой ставит на нее ручку или палец. Они вместе начинают
движение вперед.
Учитель. Жизнь — это движение. Если мы движемся с ней вместе, то мы
развиваемся. Если наша жизнь будет двигаться, а мы остановимся, совершая
плохие поступки, мы начнем отставать от жизни, перестанем развиваться.
Это упражнение дети выполняют в парах.
Класс распределяется на четыре группы: «здоровое тело», «больное
тело», «здоровый дух», «больной дух». Работая в группах, они записывают
примеры из жизни. На это отводится 2—3 минуты. Затем эти примеры
оглашаются. Внимание заостряется на курении, алкоголизме, наркомании как
дурных примерах.
Учитель. Что это, к какой группе отнести?
Заключительное слово учителя
Мнения высказаны разные, но каждое важно. Почему же все-таки древние
считали, что здоровый дух бывает в здоровом теле? Что они этим хотели
сказать? Человек имеет право выбирать, какой образ жизни вести. При этом
он должен помнить, что несет ответственность перед окружающими его
людьми и перед самим собой. Человек в ответе и за своих будущих детей,
когда выбирает, какому образу жизни отдать предпочтение.
Домашнее задание: спросить у своих родных и близких, как они понимают
эту пословицу, и посмотреть, находится ли у них в гармонии тело и дух;
понаблюдать, взаимодействуют ли у каждого из вас дух и тело. Постараться
нарисовать это взаимодействие. |