В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных
форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние
занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом
отечественных и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому
переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную
нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей
активной деятельности. Содержание ритмической гимнастики составляют
общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми
дошкольного возраста. Правильный подбор музыкального сопровождения не
только улучшает качество движений, но и придает им особую
выразительность, поэтому музыка, сопровождающая ритмическую гимнастику,
должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие
координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки
определяется характером каждого упражнения, а также уровнем
эстетической подготовленности ребенка.
Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в
педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении
музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает
«…между музыкой и движением при одновременном их исполнении
устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже
поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка,
развитие её образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее
образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия
ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится
выразить ее содержание». Музыка должна положительно влиять на
эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слух,
музыкальную память. Она, как известно, сама по себе поднимает настроение
и даже способна оказывать целебное воздействие. Музыка задает ритм.
Образно говоря, ритмическая гимнастика соткана из ритмов, именно они
"зажигают” занимающихся детей.
Для того, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение,
следует руководствоваться требованиями: небольшое и простое произведение
должно обладать художественными достоинствами, развивающими как
слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный вкус. Следует
обратить внимание на содержание музыкального произведения – ту идею,
мысль или чувство, которое композитор передает звуками музыки.
Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные
музыкальные произведения. Учитывая, что комплексы ритмической гимнастики
отличаются разнообразием исходных положений, силой и амплитудой
выполняемых движений, целесообразно подбирать произведения определенного
строения. Во-первых, отбирают пьесы двух-, трехчастные, любая часть
которых отличается используемыми средствами музыкальной выразительности:
мелодией, динамикой, темпом, ритмом, регистром, способами
звукоизвлечения; в форме рондо или вариаций. Специалист, ведущий занятия
по ритмической гимнастике, должен различать жанры, уметь определять
форму, уметь делить произведение на относительно законченные музыкальные
мысли: периоды ( 16,32 счета), предложения (8 счетов), фразы и мотивы,
соотносить двигательные задачи упражнения со средствами музыкальной
выразительности. Конечно же, исполнение музыкального произведения,
«вживую» или фонограммное должно быть на высоком уровне.
В практике иногда встречается бездумное импровизирование
маршеобразной и танцевальной музыки, к которой дети, к сожалению,
привыкают из-за ее ритмичности и кажущегося удобства для ходьбы, бега,
исполнения плясок. На самом же деле, воспринимается лишь отдельный ритм,
а не ритм музыки, как результат определенного, организованного
распределение звуков, состоящих в тесной связи с характером и свойствами
этих звуков. Искаженное исполнение музыки особенно вредно для маленьких
исполнителей, т. к. именно в этом возрасте происходит знакомство
ребенка с миром музыкального искусства. Музыка как вид искусства всегда
содержательна, поэтому движения под музыку становятся осмысленны,
эмоционально окрашены.
Составляя музыкальную фонограмму для комплекса необходимо заботиться о
стилевом единстве и общности содержания музыки. Ни в каком случае не
следует смешивать в одном комплексе музыку различных направлений. Вообще
при подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие
стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику,
образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер
каждого упражнения, уровень подготовленности детей. Хотелось бы
предостеречь специалистов от соблазна длительно использовать одну и ту
же музыкальную композицию, пусть даже самую хорошую и оптимальную.
Конечно же, ребенок более точно и выразительно выполняет упражнения под
знакомую, многократно звучащую ранее музыку, и движения группы детей
становятся синхронными, «отточенными». Но часто используемая программа
быстро надоедает, эмоциональное удовлетворение ребенка в этом случае
минимально, а значит снижается эффект от занятий. Рекомендуется менять
композиции не реже, чем раз в 2 месяца. Можно использовать музыку из
любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части
эстрадных песен, понятных детям, а также произведения, рекомендуемые
основной программой используемой в дошкольном учреждении или парциальной
программой музыкально-ритмической направленности. Особое внимание
следует обратить на народную музыку. Она обладает исключительным
богатством жанров, художественных образов, выразительных средств. Здесь
есть и медленные мелодии, плавные мелодии, танцевальные мелодии средних
темпов, зажигательные плясовые мелодии. Народная музыка создает
необходимый эмоциональный подъем у занимающихся, и имеет большое
воспитательное значение.
Значительное место в музыкальных фонограммах, сопровождающих занятие
по ритмической гимнастике, отводится эстрадной музыке. Такая музыка
типично танцевальная, развлекательная, для нее характерен четкий
пульсирующий ритм и широкое использование электронных эффектов и
синтезаторов. Музыку этого направления можно использовать для занятия
ритмической гимнастикой. Слушая музыку, дети могут восстановить в памяти
последовательность движений в соответствии с формой музыкального
произведения, т. е. фразами, предложениями, периодами, частями.
В подготовительной части задается темп, под который можно выполнять
движения с короткой амплитудой. Причем мелодии имеют чёткий отсчет на 2
или 4 четверти. В основной части занятия музыка используется умеренных
или медленных темпов, причем не только на 2, но и 4 четверти. На
прыжковой и беговой серии упражнений темп аккомпанемента убыстряется.
Этот момент является кульминационным на занятии, что необходимо
подчеркнуть и музыкой – выбрать для него самые интересные, занимательные
мелодии. В заключительной части, в которой упражнения направлены
преимущественно на расслабление мышц, либо на чередования напряжения с
расслаблением и выполняются лежа или сидя музыка должна быть плавной,
выразительной. Подбирая музыку по темпу, можно руководствоваться
следующими параметрами:
- Медленный темп - 40-60 движений в минуту (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление).
- Умеренный темп - 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками, махи ногами).
- Средний темп – 80-90 движений в минуту (большинство танцевальных движений).
- Быстрый темп – 100-150- движений в минуту (махи, бег)
- Очень быстрый темп – 160 и более движений в минуту (бег, быстрые танцы).
Но задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать
организму ребенка нагрузку, необходимо уметь затем привести его в норму.
Важно, чтобы ребенок ушел из зала в приподнятом настроении. Этому во
многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части.
Она должна быть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать и
заканчивать занятие ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно
веселым и интересным музыкальным произведением.
|