| В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных 
форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние 
занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом 
отечественных и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому 
переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную 
нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей 
активной деятельности. Содержание ритмической гимнастики составляют 
общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми 
дошкольного возраста. Правильный подбор музыкального сопровождения не 
только улучшает качество движений, но и придает им особую 
выразительность, поэтому музыка, сопровождающая ритмическую гимнастику, 
должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие 
координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки 
определяется характером каждого упражнения, а также уровнем 
эстетической подготовленности ребенка.  Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в 
педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении 
музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает 
«…между музыкой и движением при одновременном их исполнении 
устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже 
поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, 
развитие её образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее 
образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия 
ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится 
выразить ее содержание». Музыка должна положительно влиять на 
эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слух, 
музыкальную память. Она, как известно, сама по себе поднимает настроение
 и даже способна оказывать целебное воздействие. Музыка задает ритм. 
Образно говоря, ритмическая гимнастика соткана из ритмов, именно они 
"зажигают” занимающихся детей.  Для того, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, 
следует руководствоваться требованиями: небольшое и простое произведение
 должно обладать художественными достоинствами, развивающими как 
слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный вкус. Следует 
обратить внимание на содержание музыкального произведения – ту идею, 
мысль или чувство, которое композитор передает звуками музыки.  Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные 
музыкальные произведения. Учитывая, что комплексы ритмической гимнастики
 отличаются разнообразием исходных положений, силой и амплитудой 
выполняемых движений, целесообразно подбирать произведения определенного
 строения. Во-первых, отбирают пьесы двух-, трехчастные, любая часть 
которых отличается используемыми средствами музыкальной выразительности:
 мелодией, динамикой, темпом, ритмом, регистром, способами 
звукоизвлечения; в форме рондо или вариаций. Специалист, ведущий занятия
 по ритмической гимнастике, должен различать жанры, уметь определять 
форму, уметь делить произведение на относительно законченные музыкальные
 мысли: периоды ( 16,32 счета), предложения (8 счетов), фразы и мотивы, 
соотносить двигательные задачи упражнения со средствами музыкальной 
выразительности. Конечно же, исполнение музыкального произведения, 
«вживую» или фонограммное должно быть на высоком уровне.  В практике иногда встречается бездумное импровизирование 
маршеобразной и танцевальной музыки, к которой дети, к сожалению, 
привыкают из-за ее ритмичности и кажущегося удобства для ходьбы, бега, 
исполнения плясок. На самом же деле, воспринимается лишь отдельный ритм,
 а не ритм музыки, как результат определенного, организованного 
распределение звуков, состоящих в тесной связи с характером и свойствами
 этих звуков. Искаженное исполнение музыки особенно вредно для маленьких
 исполнителей, т. к. именно в этом возрасте происходит знакомство 
ребенка с миром музыкального искусства. Музыка как вид искусства всегда 
содержательна, поэтому движения под музыку становятся осмысленны, 
эмоционально окрашены.  Составляя музыкальную фонограмму для комплекса необходимо заботиться о
 стилевом единстве и общности содержания музыки. Ни в каком случае не 
следует смешивать в одном комплексе музыку различных направлений. Вообще
 при подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие 
стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, 
образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер 
каждого упражнения, уровень подготовленности детей. Хотелось бы 
предостеречь специалистов от соблазна длительно использовать одну и ту 
же музыкальную композицию, пусть даже самую хорошую и оптимальную. 
Конечно же, ребенок более точно и выразительно выполняет упражнения под 
знакомую, многократно звучащую ранее музыку, и движения группы детей 
становятся синхронными, «отточенными». Но часто используемая программа 
быстро надоедает, эмоциональное удовлетворение ребенка в этом случае 
минимально, а значит снижается эффект от занятий. Рекомендуется менять 
композиции не реже, чем раз в 2 месяца. Можно использовать музыку из 
любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части 
эстрадных песен, понятных детям, а также произведения, рекомендуемые 
основной программой используемой в дошкольном учреждении или парциальной
 программой музыкально-ритмической направленности. Особое внимание 
следует обратить на народную музыку. Она обладает исключительным 
богатством жанров, художественных образов, выразительных средств. Здесь 
есть и медленные мелодии, плавные мелодии, танцевальные мелодии средних 
темпов, зажигательные плясовые мелодии. Народная музыка создает 
необходимый эмоциональный подъем у занимающихся, и имеет большое 
воспитательное значение.  Значительное место в музыкальных фонограммах, сопровождающих занятие 
по ритмической гимнастике, отводится эстрадной музыке. Такая музыка 
типично танцевальная, развлекательная, для нее характерен четкий 
пульсирующий ритм и широкое использование электронных эффектов и 
синтезаторов. Музыку этого направления можно использовать для занятия 
ритмической гимнастикой. Слушая музыку, дети могут восстановить в памяти
 последовательность движений в соответствии с формой музыкального 
произведения, т. е. фразами, предложениями, периодами, частями.  В подготовительной части задается темп, под который можно выполнять 
движения с короткой амплитудой. Причем мелодии имеют чёткий отсчет на 2 
или 4 четверти. В основной части занятия музыка используется умеренных 
или медленных темпов, причем не только на 2, но и 4 четверти. На 
прыжковой и беговой серии упражнений темп аккомпанемента убыстряется. 
Этот момент является кульминационным на занятии, что необходимо 
подчеркнуть и музыкой – выбрать для него самые интересные, занимательные
 мелодии. В заключительной части, в которой упражнения направлены 
преимущественно на расслабление мышц, либо на чередования напряжения с 
расслаблением и выполняются лежа или сидя музыка должна быть плавной, 
выразительной. Подбирая музыку по темпу, можно руководствоваться 
следующими параметрами:  
  Медленный темп - 40-60 движений в минуту (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление).Умеренный темп - 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками, махи ногами).Средний темп – 80-90 движений в минуту (большинство танцевальных движений).Быстрый темп – 100-150- движений в минуту (махи, бег)Очень быстрый темп – 160 и более движений в минуту (бег, быстрые танцы).
Но задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать 
организму ребенка нагрузку, необходимо уметь затем привести его в норму.
 Важно, чтобы ребенок ушел из зала в приподнятом настроении. Этому во 
многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части.
 Она должна быть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать и 
заканчивать занятие ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно 
веселым и интересным музыкальным произведением. 
 |