Сенситивные
периоды характеризуются высоким приростом двигательных или иных
качеств, на которые осуществляется тренировочное воздействие. Знание
временных диапазонов с различными темпами прироста минимизирует
временные затраты по воспитанию различных качеств, что положительно
отражается на эффективности УТП.
В программах приводятся благоприятные
возрастные периоды в развитии качеств. Трудно судить, какие источники
были задействованы, поскольку нет их перечисления, однако противоречия
(как с имеющимися научными данными, так и с практикой) налицо. Далее мы
приводим таблицу благоприятных возрастных периодов из программы для юных
футболистов СДЮШОР и ДЮСШ (2000 г.) (табл. 7). Составленная нами
альтернативная таблица является обобщением результатов исследований
различных авторов (более 30 работ) и многолетних педагогических
наблюдений (табл. 8).
Таблица 7Наиболее благоприятные возрастные периоды развития в подготовке футболистовОкончание табл. 7Примечание.
И – интенсивное развитие, В – наиболее высокие темпы развития, Ц –
целенаправленное развитие, П – развивается плохо, С – снижение
показателя, О – основной период.
Обсудим данные табл. 7 по порядку приводимых качеств, сравнивая с научными данными.
Координация и ловкость– такое
разделение чисто условно; под координационными способностями следует
понимать способность человека быстро, целесообразно, экономно и наиболее
совершенно решать двигательные задачи (Платонов В.Н. «Теория и методика
спортивной тренировки», 1984), а это и есть ловкость [124]. Ловкость
можно представить и как способность к обучению.
А какими высокими координационными
способностями обладают гимнасты 8-10-летнего возраста – мы знаем.
Вероятно, спортивная гимнастика – самый сложный вид спорта с точки
зрения координации движений. Если, как утверждают авторы программы,
координация развивается плохо в возрасте 7-11 лет, почему спортивной
гимнастикой начинают заниматься в раннем возрасте и добиваются
существенных результатов? По данным В.И. Мирошниченко (1988), с 7 до 9
лет у детей существенно улучшаются показатели, характеризующие умение
оценивать движения в пространстве и времени. С другой стороны мы знаем,
что нервные окончания прорастают в мышечные волокна только к 8 годам,
что безусловно влияет на проявления этого качества.
Р.И. Нуримов (1980) просто и понятно выделяет различные проявления ловкости:
1) способность быстро овладевать новыми двигательными действиями;
2) умение выполнять сложнокоординационные движения в стандартных условиях:
– на специфическом уровне;
– на неспецифическом уровне;
3) умение быстро и адекватно выполнять и перестраивать движение в изменяющихся условиях.
Особенности ловкости футболистов изучены в
настоящее время недостаточно, динамика благоприятных возрастных периодов
имеет фрагментарный характер [6; 49; 65; 66; 76; 77]. Есть мнение о
необоснованности выделения сенситивных периодов в развитии этого
качества. Однако, пользуясь данными перечисленных источников, мы
обозначаем возраста 9-10, 11-12, 13-14 лет, как наиболее податливые
(благоприятные) для развития координационных способностей или ловкости.
Быстрота.Понятие «быстрота»
ассоциируется с понятием «скорость». В футболе принято учитывать три
скорости: скорость передвижений, скорость работы с мячом и скорость
мышления. В данном случае мы имеем дело с быстротой как со скоростью
передвижения, выполняющееся в зоне максимальной мощности. Целесообразно
понятие «быстрота» разделить на следующие составляющие: «быстрота
движений», «скорость бега». Способность к максимальному проявлению
быстроты движений была изучена [30; 35] и определяется возрастом 7-9
лет.
Максимальный прирост в скорости бега
наблюдается не только в 8-9; есть и второй пик роста этого показателя
12-13 лет [56; 105], это подтверждается и моими педагогическими
наблюдениями с применением тестирующих методик. Что касается скоростных
передвижений с мячом, то А.П. Золотарев (1987) трактует этот период как
консервативный. Есть данные [58] о приросте скорости бега в возрасте
11-12 лет в тесте «бег на 60 м». Однако эта дистанция менее специфичная
для футбола, а на дистанции 30 м наблюдалось равномерное увеличение
результатов. Ю.Д. Железняк (1981) также отмечает этот возраст как
благоприятный, связанный с быстротой бега с изменением направления
движений. Такое качество корректно относить и к ловкостным проявлениям.
Скоростно-силовые качествав возрасте
11-12 лет не имеют большего прироста результатов, вряд ли можно считать
этот период благоприятным [5; 20; 84]. Это качество характеризуется
максимальным проявлением силы в кратчайшее время. В период интенсивного
роста трубчатых костей в длину (11-13 лет) этот показатель
консервативен, считается, что из двигательных качеств он наименее
податливый для развития [125]. Тем не менее благоприятный период все же
есть – до начала полового созревания с 8 до 10 лет [80; 96; 113], есть
данные о сенситивном периоде в развитии этого качества с 4 до 6 лет. В
14-16 лет, т.е. по окончании пубертатного периода также наблюдается
быстрый прирост этого качества [35].
Общая выносливость.По данным авторов
программы в 7-8 лет происходит интенсивное развитие, хотя тут же
говорится о неспособности детей этого возраста совершать продолжительную
работу. Наибольшие темпы прироста общей выносливости зафиксированы в
8-10 [ИЗ] и 13-14 лет, хорошо развивается это качество и с 10 до 13 лет
[34]. А.И. Шамардин (1995) отмечает: «Если до полового созревания не
уделять должного времени для развития этого качества, во взрослом
состоянии достижение хорошего уровня невозможно».
Скоростная выносливость.В основе
работы субмаксимальной мощности, к которым относится скоростная
выносливость, лежит биохимический механизм гликолиза. Происходит
окисление углеводов и образование аминокислот (цикл Кребса), что ведет к
«закислению» организма. Это влияет на рН крови, резкие изменения этого
показателя могут негативно сказаться на состоянии здоровья юного
футболиста. Формирование буферной системы организма, препятствующей
резким биохимическим сдвигам, обуславливает возможность начала
целенаправленной работы над скоростной выносливостью с 13-14 лет. Этот
период и возраст 16 лет являются сенситивными для развития указанного
качества [82; 99].
Школа футбола.Непонятный термин,
особенно из-за возрастных ограничений (по программе с 11 до 14 лет).
Возможно, имеется в виду индивидуализация в совершенствовании
технических приемов, но тогда лучший период с 13-14 лет. Если «школа
футбола» подразумевает технико-тактическое обучение, то оно начинается с
7-8 лет, с момента прихода в спортивную школу и далее до выпуска.
Начальное обучение технике(по
программе основной период 10-11 лет). Были проведены педагогические
наблюдения за игровыми действиями команд: ЦСКА – 1995 г.р. (возраст 9
лет, тренер М.В. Христич), ЦСКА – 1994 г.р. (возраст 9 и 10 лет, тренеры
А.В. Говязин и В.Н. Саутин), «Локомотив» – 1994 г.р. (возраст 8-10 лет,
тренер В.Д. Борисов), «Локомотив» – 1995 г.р. (возраст 9 лет, тренер
В.Ф. Артюхов).
В игре большинство детей применяют основные
ТТП, в том числе и сложные, со вполне удовлетворительной надежностью. В
своей практике я наблюдал быстрый прирост умений с 8 до 10 лет, с общей
направленностью на развитие точности и чувства мяча. Если же в данный
период целенаправленной работы не велось, восполнить недостаток этого
качества крайне сложно или невозможно. Это подтверждено научными
исследованиями [30; 50]. Целесообразней «сдвинуть» этот период в
«младшую» сторону, начинать проводить такую работу в возрасте ГНП 2-го
года обучения, т.е. с 8-9 лет.
Приведу конкретный пример. В 1980-1990-е
годы в СДЮШОР «Локомотив» (г. Москва) работал тренер С.А. Соловьев,
который разработал весьма эффективную методику по обучению техническим
приемам в стандартных упражнениях. Обучение строилось на принципе
исключения технических ошибок до их появления. Выделялись ключевые
элементы (опорные точки), в которых чаще всего встречаются ошибки. Если
мы занимаемся ударными действиями, то само обучение начинается с анализа
положения опорной ноги. Ребятам показывали характерные ошибки, и только
после этого они опробовали данный элемент удара. Далее показывали
правильное положение корпуса, вынос бедра бьющей ноги и т.д. Под
руководством этого тренера группа детей 1974 года рождения практиковала
подобную методику с возраста 8 лет. В течение нескольких занятий юные
футболисты обучались такому сложному приему, как удар средней частью
подъема, чему я сам был свидетель. Налицо умелое применение метода
«стандартного» упражнения.
В который раз существующая практика является критерием истины, опровергая ранее принятые системы УТП.
К тому же соревнование, именуемое
«первенство Москвы», требует проявления к 10-11 годам максимальной
технико-тактической готовности, так как при ее отсутствии выбор действий
на поле будет ограничиваться длинными передачами или, точнее сказать,
ударами вперед с последующими единоборствами. Этот метод ведения игры не
способствует становлению ТТП, но взят за основу, так как дает
спортивный результат в этом возрасте.
Обучение навыкам неведущей стороны.Имеются
научные данные [126], свидетельствующие о том, что в группе футболистов
11-12 лет наибольшие сдвиги произошли в показателях, характеризующих
точность ударов неведущей по моторике ногой. Вероятно, этот период можно
считать сенситивным для работы над «слабой» ногой. По своему опыту
работы могу с уверенностью сказать, что до 50% детей в 7-9 лет пытаются
действовать «слабой» ногой в стандартных упражнениях. Это касается таких
технических элементов, как прием мяча подошвой и бедром, передачи
внутренней стороной стопы. 10-15% детей этого возраста способны
использовать «слабую» ногу и в ситуативных упражнениях. Однако детей 7-9
лет нельзя заставлять выполнять те или иные ТТД «слабой» ногой. Хорошо,
если у ребенка это получается самопроизвольно, в связи с его
индивидуальными особенностями, но если вы заметили серьезные трудности,
отрицательную эмоциональную реакцию или искажение биомеханики движения,
«давить» на воспитанника не следует. Когда время «слабой» ноги пришло,
вы всегда заметите готовность юного футболиста к обучению. Если этого не
происходит, лучше обратить внимание на сильные стороны игрока и
совершенствовать то, к чему имеет склонность юный футболист. Иными
словами, лучше совершенствовать сильные стороны, чем подтягивать слабые.
Подытоживая те положения (см. табл. 7), которые связаны с обучением двигательным действиям, необходимо:
– во-первых, ориентироваться на индивидуальные возможности детей в обучении (принцип доступности и индивидуализации);
– во-вторых, доверять своей интуиции, она в
разной мере присутствует у каждого человека; – в-третьих, анализировать
то, что проявляется на занятиях, в том числе реакцию ваших подопечных
на предлагаемые упражнения;
– если вы внимательный наблюдатель, используемые упражнения будут адекватны возможностям обучающихся.
Таблица не должна быть для вас истиной в
последней инстанции. Тем более что сейчас мы видим, какие ошибки
содержит программа. Надо сказать, что это характерно и для любых научных
данных, которые имеют способность со временем «устаревать».
С остальными положениями данной таблицы
можно согласиться. Вместе с этим, при планировании и проведении УТП мы
предлагаем ориентироваться на нашу разработанную таблицу (табл. 8), где
учтены критические периоды темпов прироста основных двигательных
качеств, обучение технике в связи с возрастными особенностями, а также
благоприятные периоды по развитию ориентировочного компонента.
Таблица 8Таблица примерных благоприятных периодовдля развития различных качеств в подготовке футболистаОкончание табл. 8Почему
мы употребляем термин «примерные» периоды. Бывают случаи, когда научные
данные относительно одного и того же качества, но в разных видах спорта
не совпадают. Так, по скоростно-силовым качествамлегкоатлеты
доказали – с 12 до 13 лет быстрый прирост показателей отсутствует.
Однако есть данные по футболу (программа 2000 г.), что темпы прироста
все же есть. Другие данные [58] при обследовании юных футболистов СДЮШОР
«Спартак» и «Динамо» 11-14-летнего возраста (96 человек) выявили
наименьший прирост в 11-12 и 12-13 лет, наибольший прирост зафиксирован в
14 лет. В этом случае я предлагаю ориентироваться на здравый смысл. В
период роста трубчатых костей формирующаяся мышца не в состоянии к
максимальному проявлению взрывной силы.
Темпы прироста таких важных для футбола качеств, как проявления специальной силы,не
были обсуждены выше. Унифицированный метод для определения этого
качества – удар на дальность. Однако дальность полета увеличивается не
только за счет силы удара, но и совершенствования его техники. Сила
удара, в свою очередь, определяется способностью к концентрации усилий
при выполнении специфического действия. Данные были получены с помощью
ударного динамометра системы Абалакова [58]. Наибольший прирост этого
качества наблюдается в 14 лет, наименьший – с 12 до 13 лет. Интересно,
что имеется статистически достоверная связь удара по мячу на дальность и
силы удара по мячу со скоростью бега на 30 м.
Большинство двигательных качеств,
определяющих физическую подготовленность юных футболистов, с точки
зрения возрастной динамики мы упомянули, хотя и недостаточно полно.
Однако целью данной книги не является широкое освещение всех сторон
деятельности футболиста. Интерес представляют определенные тенденции,
которые можно характеризовать как своеобразные маяки в практической
работе тренеров. Что же касается средств и методов в воспитании
двигательных качеств, то этот вопрос достаточно основательно разработан и
представлен в специальной литературе.
Переходим к рассмотрению возрастной
динамики по обучению технике игры и функций, влияющих на становление
технического мастерства.
Данные по благоприятным периодам в обучении
технике на фоне развития физических качеств были получены по материалам
исследований С. Голомазова, Б. Чива, 1994 г. Авторами предложена
следующая периодизация.
До 10-11 лет обучение технике стоит
проводить в сопряжении с развитием двигательной чувствительности и
частоты движений. В проявления точности и частоты движений в
неспецифических заданиях у детей 11 и 17 лет, где не требовалось
значительных усилий, достоверные различия между возрастами отсутствуют.
Вывод – наибольшие темпы прироста перечисленных качеств лежат ниже
возраста 10 лет, имеются подтверждения этого вывода [35]. Авторы
рекомендуют использовать всестороннюю двигательную подготовку (элементы
баскетбола, гимнастики, акробатики, легкой атлетики, хоккея). Цель – не
сколько научить, сколько предложить как можно больше футбольных
движений, не сосредотачиваясь на деталях техники. Пусть дети выполняют
приемы так, как им удобно, сообразуясь с природными особенностями (рост,
форма и длина ног, особенности фигуры и координации).
С 11 до 14-15 лет обучение технике
концентрируется на фоне проявления скоростных качеств, требования
одновременно проявлять быстроту и точность. Из табл. 8 видно, что этот
возраст податлив для развития скорости бега, в этом случае сопряженное
воздействие даст двойной эффект.
С 15 лет совершенствование техники
следует проводить в сопряжении со скоростно-силовыми проявлениями. Мы
знаем, что с 14 до 15 лет в скоростно-силовых качествах наблюдается
наивысшие темпы прироста. Одновременно предъявляемые требования:
точность и мощность.
Специальная ловкость.Наиболее
благоприятным в плане повышения уровня координационных способностей,
специфичных для футбола, можно считать возрастной период с 13 до 14 лет.
Не зафиксировано приростов в возрасте 12-13 лет. Общая тенденция
проявляется в постепенном приросте показателей этого качества,
независимо от разновидности выполняемого двигательного действия, с 9 до
12 лет. Затем следует значительное ухудшение к 13 годам, но в 14 лет
резкий скачок и абсолютно лучшие показатели, некоторое снижение уровня в
15-16 лет и незначительное улучшение в 17 лет [3; 49; 76]. Таким
образом, ловкость как основу успешного овладения техникой игры лучше
развивать на ранних возрастных этапах, так как в более поздние периоды
есть тенденции к ее стабилизации.
Дифференциация мышечных усилий.Проявляется
при точности выполнения передач на разные расстояния. Компенсируется
интенсивностью и устойчивостью внимания и скоростью двигательных
реакций. Точность, как говорилось выше, лучше развивается до 11 лет.
Кинестезическая чувствительность.Можно
охарактеризовать этот малоизученный показатель как чувство мяча. Лучше
всего развивается в период с 12 до 14 лет [20]. Недостаточное развитие
этого качества компенсируется высоким уровнем двигательных реакций.
Вероятно, периоды начальной подготовки с 8 до 10 лет в отношении
развития этого качества не подвергались изучению. Выше уже говорилось о
том, что если этот период по каким-либо причинам был пропущен или
отсутствовала целенаправленная работа по развитию чувства мяча, то
компенсировать недостаток в проявлении этого качества очень трудно, а
может быть и вовсе невозможно.
Критические периоды для показателей,
составляющих индивидуальную тактическую подготовку. Эта область является
относительно малоизученной и моя научная работа была связана с поиском и
обоснованием развивающих средств и методов индивидуальной тактической
подготовки юных футболистов. Видно, что в таблице есть клетки со знаком
«?». Это значит, что в использованной литературе данных по этим
возрастным периодам нет, хотя не отрицаю возможности существования
исследований, проводимых в этой области, о которых мне неизвестно.
Вероятно также, что с ростом научно-технического прогресса будут созданы
(или уже создаются) компьютерные тестирующие программы, которые будут
обладать более специфичной информацией, чем те методики, которые
применялись для оценки психических качеств и свойств внимания. В этом
случае вероятны и некоторые подвижки относительно темпов роста
исследуемых проявлений.
Динамика возрастных изменений, происходящая
в ориентировочном компоненте, – основа для построения УТП с точки
зрения формирования индивидуальных способностей в тактике.
Исследования в этой области позволяют
выявить благоприятные возрастные периоды в этом важнейшем составляющем
игровой деятельности [4; 19; 20; 21; 27; 61; 86; 90; 95; 103; 129].
Наблюдается неравномерность развития
психических качеств. В целом можно говорить о хороших приростах качеств,
составляющих комплекс быстродействия – быстрота оперативного мышления, переключение вниманияи, вероятно, скорость двигательных реакций в возрасте 10-12 лет. Исключением оказалось отсутствие прироста показателей восприятия(скорость
переработки информации). Надо отметить ряд достаточно консервативных
психических проявлений: скорость переработки информации, устойчивость
внимания, к тому же эти функции компенсируются за счет других в
минимальной степени. Также наблюдаются небольшие компенсаторные
возможности при неразвитой способности к переключению внимания и реакции
на движущийся объект. Сенсомоторная координация, реакция прогнозирования, сложные реакцииэти
качества могут быть компенсированы за счет других, они же в результате
тренировок дают большой прирост показателей. Показатели точности оперативного мышления и объема внимания,влияющие
на качественную сторону игровой деятельности, формируются позже, с
возраста 12-13 лет. Наибольший прирост в качестве оперативного мышления
наблюдается в 13-14-летнем возрасте, это позволяет применять сложные
упражнения тактической направленности.
Исследования проф. М.С. Бриля (1980)
показывают насколько психические показатели и свойства внимания связаны с
игровыми действиями. Результативная(завершающая) передача мяча зависит от развития интеллектуальных функций, объема внимания и способности к его переключению; своевременность и точность передачзависит от показателя чувства времени; подстраховкав обороне зависит от реакции прогнозирования (связь на уровне 90%). Положительная связь наблюдается между показателями количества передачи показателями распределения внимания, быстроты оперативного мышления. На способность к взаимодействиювлияют
такие факторы, как восприятие, оперативное мышление, реакция
прогнозирования, устойчивость внимания, сенсомоторная координация.
Резюме.Эффективность
УТП напрямую связана со временем. Его тренерам как бы всегда не
хватает. Знание благоприятных периодов в развитии качеств позволяет без
спешки и суеты выделить главное и второстепенное на конкретный период
времени. Соответственно, по главному направлению будет работать мощная
развивающая программа, по второстепенному – программа поддерживающая.
Часто тренеры говорят: «Я чувствую, что моей команде не хватает того-то и
буду этим усиленно заниматься». «Я чувствую» – это интуитивное знание и
мощная сила. И когда интуиция становится достоянием нашего сознания и
облекается в конкретные формы (в данном случае – таблицы), действия
приобретают точность и расчет. Практический расчет – это сэкономленное
время.
Основанная на знаниях целенаправленная работа и рациональное распределение тренировочного времени – путь к оптимизации УТП. |