Когда
в любом процессе основное направление верно, имеет правильную форму,
необходимо анализировать содержание или внутреннюю сущность процесса. В
данной ситуации надо обратить внимание на то, какими средствами и
методами мы реализуем эту форму.
В предыдущих главах мы рассматривали
различные варианты занятий, указывая на недостаточную эффективность
упражнений по технической подготовке, когда технические приемы
разучиваются в отрыве от игровой деятельности. Методы простого
«зазубривания», где нет отработки изучаемого материала в ситуационных
упражнениях, не должны главенствовать в УТП. Внимание юных футболистов
нужно периодически переключать со способа выполнения упражнения на цель
этого упражнения, ранее об этом уже говорилось.
Мы предлагаем проводить обучение технике в
специальных игровых упражнениях и отводить этому не менее 50% времени.
Так как в этих упражнениях решается и тактический аспект, мы его
выделили как « индивидуальная технико-тактическая подготовка», и отнесли
в раздел по обучению тактике как одну из составляющих. Те стандартные и
игровые упражнения, где превалирует технический аспект, продолжаем
относить к обучению технике. Конечно, подобное разделение носит
достаточно условный характер, так как во всех игровых упражнениях
наблюдается эффект сопряженного воздействия. Но в программе (в возрасте
10-12 лет) тактике уделяется всего 10-12% тренировочного времени. И это
тогда, когда наблюдается благоприятный период для формирования фактора
быстродействия. Его составляющие – быстрота оперативного мышления,
скорость приема и переработки информации, переключение внимания –
развиваются в игровых ситуациях. Непонятно откуда взять время для
формирования и становления этих составляющих индивидуальной тактики –
основы всех тактических действий. Логичный вывод – разделить тренинг по
тактической подготовке на две составляющие: обучение групповым и командным взаимодействиям и работу по формированию тактической основы игровых действий
(индивидуальные тактические возможности в смысле восприятия, внимания и
мышления). Это является аргументацией к значительному увеличению
учебных часов, отводимых на тактическую подготовку.
Наши предложения приводятся в табл. 2 по распределению учебного материала, для групп начальной подготовки 1-3-го годов обучения.
Таблица 2Распределение учебного материала для ГНП в годичном цикле(на примере ДФШ «Мегасфера»)Пояснения к таблице 2
Обучение в группах НП 1 -го и 2-го годов
обучения в учебном году проводится на протяжении 36 недель, по 6 учебных
часов в неделю (3 занятия). Для ГНП 1 -го года обучения 35 недель –
период с сентября по июнь. Проведение учебных игр и турниров не
предусматривается как мероприятие совершенно бесперспективное, ввиду
слабой технико-тактической оснащенности (возможно проведение двух-трех
игр в завершающие месяцы учебного года).
Для ГНП 2-го года обучения в зимние
каникулы предусматривается проведение турнира, а также контрольные игры
один раз в месяц (целесообразно проведение турнира в конце мая, начале
июня, по истечении учебного года).
Для ГНП 3-го года обучения недельный цикл
состоит из четырех занятий (всего 8 часов). Тренировочный период
рассчитан на 40 недель. Предполагается двухнедельный
учебно-тренировочный сбор, соревнования на первенство Детской футбольной
лиги (ДФЛ), турниры во время школьных каникул. В составе недельных
микроциклов проводятся две учебные игры в месяц.
План на месяц состоит из двух– или четырехнедельных микроциклов (об этом говорилось в предыдущих главах). Исходя из цикличностиобучения,
годичное планирование УТП разрабатывается легко, и никакой вид
подготовки не может быть упущен. Приоритеты учебного процесса отражаются
в содержании микроциклов, которые проводятся на протяжении года. Могут
вноситься тактические коррективы в виде меняющихся методов или средств. В
отдельных случаях, ввиду отставания какого-либо качества, можно
изменить и направленность занятия. Однако повторюсь, что изменения носят
тактический характер, оставляя общую стратегическую линию неизменной. А
в стратегии мы опираемся на те важнейшие факторы, которые во взрослом
футболе являются решающими. Их мы рассматриваем как фундамент
многолетнего планирования.
Приведу еще несколько пояснений к предлагаемой таблице.
СФП.Этот термин мы используем тогда,
когда при работе по развитию какого-либо физического качества
применяются упражнения с мячом. Для ГНП это актуально при развитии
быстроты, а с 3-го года обучения и скоростно-силовых качеств –
упражнения, включающие многократные ударные действия ногами или
прыжковые упражнения с завершающим ударом головой, рывковые упражнения
(5-7 м), с завершающим ударным действием.
Индивидуальная технико-тактическая подготовка.Основные
средства для работы по формированию индивидуальной ТТП в группах НП
1-го и 2-го годов обучения – модифицированные подвижные игры с
элементами футбола. Игровые действия, направленные на формирование
конкретных проявлений индивидуальной техники и составляющих тактического
аспекта: восприятия, свойств внимания и мыслительных процессов. Как
правило, абсолютное большинство игровых упражнений для ГНП 1-го и 2-го
годов обучения проводится с большим количеством мячей и в несколько
ворот. Это, помимо развивающего эффекта, позволяет устранить фактор
скученности на площадке и ведет к более быстрому освоению навыков. По
сравнению с традиционными упражнениями увеличивается моторная плотность.
Эффективность таких упражнений высока, в игре всегда учишься быстрее,
особенно при многочисленных встречах с мячом. На данных этапах
подготовки подобные упражнения должны быть основой в обучении (игровые
упражнения приводятся в следующей главе).
Обучение групповым взаимодействиям.Эта
задача в работе с ГНП 1-го и 2-го годов обучения решается в основном
посредством разновидности подвижной игры «Борьба за мяч», «Мяч –
капитану» и т.д. В игре используется один мяч, но задания могут быть
разные.
Пример: подвижная игра «Борьба за мяч» с определенными заданиями.
Задачи: 1) выполнить определенное
количество передач и получить право на пенальти; 2) выполнить
определенное количество передач в зоне соперника с дальнейшим взятием
ворот (для 2-го и 3-го годов обучения); 3) забросить руками или забить
мяч в ворота по футбольным правилам после передачи партнера (для 1-го и
2-го годов обучения), после стенки на третьего (для 3-го года обучения).
Главное – приучить отдавать решающую передачу свободному игроку или на
свободное место.
Теоретическая подготовка. Перед каждым
занятием необходимо сообщать цели и задачи занятия, а также проводить
опрос с показательными практическими действиями. Большинство детей
7-8-летнего возраста быстро запоминают и могут сознательно ответить и
показать, как надо бить по мячу различными частями подъема и сторонами
стопы, из каких элементов состоит ударное действие, что необходимо
сделать, чтобы принять мяч.
Принцип сознательности и активности, не
забывая о доступности, должен процветать на каждом занятии. Первые 5
минут занятия – ОЗЗ. При этом надо разделить игроков на команды еще до
опроса. Побеждает команда, лучше отвечающая на вопросы по ранее
пройденному материалу, она набирает премиальные очки, которые будут в
дальнейшем учтены при подведении итогов занятия.
Целесообразно для определения достоверности
все научные гипотезы применять на практике. Игровые показатели – лучшее
доказательство всех достоинств и недостатков проводимого учебного
процесса.
Таблица 3 – ТТД юных футболистов составлена
по результатам турниров в Д ФШ «Мегасфера», проводимых в манеже на поле
с синтетическим покрытием. Условия: размеры поля 50x25 м, гандбольные
ворота, мяч № 4, без правил «вне игры». Состав команды – пять полевых
игроков и вратарь.
Что же стоит за полученными показателями?
Таблица 3ТТД команд СДЮШОР г. Москвы на турнирах в 2004 году* Перечисление команд-участниц в соответствии с занятым местом на турнире: «Мегасфера», «Локомотив», «Динамо», «Спартак – 2»…
** «Локомотив», ЦСКА, «Спартак», «Мегасфера», «Торпедо – Металлург»…
Во-первых,
условия проведения игр соответствовали возможностям детей этого
возраста. Аргумент – высокие показатели ТТД. Обращаю ваше внимание на
слово «соответствует», так как в данное время игры детей с 10-летнего
возраста в основном проводятся на больших полях. Это несомненно тормозит
(если не разрушает) индивидуальную ТТП и не соответствует возможностям
занимающихся. Надежность ТТД 8-летних футболистов сопоставимы с данными
10-летних футболистов, участников первенства г. Москвы.
Количественно-качественные данные 9-летних спортсменов не уступают
показателям 12-летних. Количественные показатели ТТД 7,3 действия в
минуту – выше, чем в 12-13 лет в играх на большом поле, структура ТТД
больше соответствовала показателям высококвалифицированных футболистов.
Во-вторых, данные параметры игровой
деятельности отражают суть проводимой учебно-тренировочной работы,
основная направленность которой технико-тактическая (при других
приоритетах УТП такие показатели невозможны).
В-третьих, приведенные данные
говорят о наличии ранней специализации в УТП всех команд. Если
тренеры-преподаватели придерживались в своей работе программы (последняя
программа для этого возраста 2000 г.), такие высокие игровые показатели
при большой плотности игры были бы невозможны. При опросе о методах
проведения тренировочного процесса все тренеры подтвердили приоритет
технической подготовки, где большое время отводится игровым упражнениям.
Необходимо заметить, что в возрастных
группах 8-9– и 9-10-летнего возраста регулярные соревнования
отсутствуют. Проводятся краткосрочные турниры, при этом количественный
состав участвующих команд и их степень подготовленности различные. Игры,
как правило, проводятся на полях уменьшенных размеров и каких-либо
задач получения спортивного результата не ставится. Тренеры основное
внимание уделяют ТТП и, как видно из таблицы 3, в этой работе
преуспевают. Что же касается так называемой ранней специализации, то при
условии соблюдения определенных требований такую работу можно только
приветствовать.
Эти требования заключаются в следующем:
– учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств;
– включение в УТП различных подвижных игр и акробатических упражнений;
– использование упражнений, развивающих подвижность в суставах.
Видимо, при соблюдении перечисленных
требований, быстрое овладение технико-тактическими приемами не несет
ущерба. Разве можно такое ускоренное обучение назвать «ранней
специализацией» в том негативном смысле, в котором мы обычно
представляем этот процесс? Чем быстрее игрок сможет выразить себя как
футболист, тем больше упражнений можно включить в занятие. В результате
УТП становится разнообразней.
Однако основная причина в ускоренном
обучении имеет свой негативный внутренний подтекст. В условиях Москвы
каждый тренер СДЮШОР (особенно ведущих) стремится подготовить команду к
выступлениям на первенство города, которое начинается в виде
продолжительного турнира с возраста 10-11 лет (УТГ 1-го года обучения).
Определять работу тренера будут по занятому месту в этих соревнованиях.
Если выступление неудовлетворительное, замену такому специалисту подыщут
быстро, так что на повестке дня элементарная проблема выживания. Уже с
маленького возраста начинает ставиться «модель игры», игрок подгоняется
под командные действия. Да он еще и не научился ничему, а уже знает, что
вот это «ни-и-зя-я», причем категорически. Почему? Потому что командная
тактика приносит спортивный результат, зафиксированный на табло.
Парадокс в том, что на самом деле конечный результат получается прямо
противоположный, так как при этом страдает индивидуальная ТТП. Об этом
более подробно будем вести речь далее, при изложении четвертой
составляющей – фактора учета срочной информации, где будет
рассматриваться игровая деятельность юных футболистов.
В-четвертых, если особенно не
вникать в суть наших предложений, их, конечно, можно рассматривать, как
«нечто из ряда вон выходящее». Как это так? С малолетства тактикой
заниматься! Нет, не тактикой в широком смысле, но направленно
формировать свойства и психические процессы, составляющие тактическое
действие. Мы лишь следуем общему течению, осуществляемому на практике,
конкретизируя и усиливая некоторые стороны УТП. Тактическая подготовка
футболистов, где центральное место занимают упражнения по групповым
взаимодействиям и командным тактическим действиям (игровые упражнения с
одним мячом), должна начинаться с 13-14 лет и не раньше! Почему? Потому,
что только к 14 годам «созревает» ориентировочная основа игрового
действия. И групповые взаимодействия дадут результат, если нам удалось
подготовить благодатную почву. Но если мы начинаем использовать
тактические упражнения по обучению групповым и командным взаимодействиям
как основное средство с ГНП и УТГ 1 -3-го годов обучения, результат
будет один – роботизация. Потом мы, конечно, будем сетовать на
отсутствие творческой мысли у подопечных. Но «что на зеркало пенять,
коли рожа крива». Урожая (разнообразия и четкости в групповых
взаимодействиях) не получить, если для этого мы не подготовили почву
(формирование индивидуальной ТТП).
Выводы следующие:
– программа не должна быть в отрыве от действительности;
– в работе необходимо использовать методы интенсивного воздействия с развивающими упражнениями.
Резюме. Факторная структура спортивного
успеха на разных этапах спортивной подготовки имеет различия. Система
подготовки квалифицированного резерва должна не просто учитывать, а
опираться на факторную структуру высококвалифицированных футболистов при
составлении учебных программ. Общие приоритеты учебных программ и
факторной структуры не противоречат друг другу. Правильная форма
программы должна наполняться соответствующим методическим содержанием.
Методическое содержание программы должно корректироваться и опираться на
современные требования команд-мастеров, учитывая при этом возраст
обучающихся. На данный момент содержание программы для начинающих
футболистов находится в отрыве от практики проведения работы с этими
возрастными группами. Необходимо привести форму и содержание учебной
программы для ГНП в соответствие с действительностью. |