Четверг, 21.11.2024, 19:52                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [24]
СЦЕНАРИИ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ [43]
УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ [29]
УРОКИ ФУТБОЛА [18]

Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ФИЗКУЛЬТУРА » УРОКИ ФУТБОЛА

Модельные характеристики высококвалифицированных футболистов
10.07.2012, 12:55

Что подразумевается под модельными характеристиками? Можно охарактеризовать их как требования, предъявляемые к различным компонентам подготовленности футболиста, игрока команды мастеров.

Наиболее изучены параметры физической подготовленности. Достаточно привести работы доктора педагогических наук, профессора СЮ. Тюленькова «Управление подготовкой футболистов высокой квалификации» (1998) и исследования В.Г. Макаренко (1982), которые нашли отражение в методических рекомендациях «Управление физической подготовкой юных футболистов» и в программе для спортивных школ 2000 г. Ввиду изученности проблемы нет необходимости заострять внимание на этом аспекте деятельности футболистов. Отметим следующую особенность: по данным В.Г. Макаренко, уровень физической подготовки у 92% футболистов 17-19 лет, приглашенных в команды мастеров, соответствовал модельным характеристикам (в обследовании приняли участие 133 футболиста 17-19 лет, выборка достаточно большая).

Модели тактической подготовленности высококвалифицированного футболиста мы на данный момент не имеем. Отдельные работы [4; 90; 103] дают нам некоторые ориентиры, но на практике тестирование психологических показателей, характеризующих тактические возможности футболистов, не проводится. Соответственно, нет ни унифицированных таблиц, оценивающих этот показатель в возрастном аспекте, ни модельных характеристик квалифицированных футболистов.

Технические возможности юных футболистов можно определить в результате разработанных тестов, они имеются и в программе, однако надежность и информационность таких методик вызывают вопросы. В игре все технические приемы выполняются в ситуационной обстановке. Что же можно определить и какую значимость полученные данные по технической подготовке могут иметь, если рядом нет противника, т.е. если не рассматривать технику и тактику в совокупности. Возможно, тестирование технической подготовленности актуально для возраста ГНП, чтобы определить способность к обучению и просмотреть насколько быстро и надежно усваиваются полученные навыки. Для более старшего возраста критерием оценки технико-тактической подготовленности должно быть содержание игровой деятельности.

Показатели ТТД представляют интегральный показатель всех видов подготовки, с ведущим показателем индивидуальных технико-тактических возможностей, а ГТД [91] определяют уровень групповых взаимодействий команды в целом и, соответственно, тактические возможности. В отсутствии этих необходимых маяков ориентиров в виде количественно-качественных показателей игровой деятельности квалифицированных футболистов эффективно УТП не построишь. Без этих знаний нет возможности правильно смоделировать игровую деятельность своих подопечных на тренировках и давать установочные задания на соревнованиях.

Параметры игровой деятельности высококвалифицированных футболистов:

1) плотность игровых действий (количество ТТД за единицу времени);

2) структура ТТД;

3) надежность выполнения ТТД;

4) структура ГТД (атакующие, подготовительные);

5) степень сложности ГТД (количество игроков в комбинации);

6) надежность ГТД.

Уровень ТТД футболистов разной квалификации достаточно полно отражается в работах [26; 28; 64; 112; 122]. Нами приводятся данные последнего чемпионата Европы 2004 г., а также чемпионата России 2004 г. Интерес представляют тенденции игровой деятельности за последние пятнадцать лет, с этой целью мы приводим данные 51 чемпионата СССР (1988 г.), а также чемпионата Европы 1988 г., чемпионата мира 1998 и 2002 гг. (табл. 4-5).

Таблица 4
Показатели ТТД команд участников чемпионатов мира и Европы разных лет[3]

* Передачи 25 м и более.

Окончание табл. 4

Данные табл. 4 показывают достаточно стабильную тенденцию по использованию технико-тактических приемов в процентном отношении. Это распространяется и на чемпионат Европы 2004 г.

На соревнованиях после 2000 г. отмечается некоторое снижение количественного показателя ТТД. Визуально можно констатировать, что игровая деятельность приобретает все более атлетический характер. Соответственно, возросло количество единоборств, отборов мяча и игры на втором этаже. Времени на принятие решений и свободного пространства становится все меньше и возрастает роль индивидуально сильных игроков. Отсюда возросшее процентное содержание обводок и увеличение брака при выполнении этого действия. Наблюдается снижение надежности при выполнении коротких и средних передач и уменьшение количественного показателя.

Несмотря на некоторые изменения в игровой деятельности, только по одному показателю можно с уверенностью сказать о его существенном снижении – это общее количество ТТД. В 1988 г. – около 700 ТТД за игру, в 2004 г. на аналогичном соревновании – 600 ТТД (учитывая ведение мяча). Снижение составило 15%.

Цель таблицы 5 – сравнение соревновательной деятельности футболистов разного уровня: клубный уровень – уровень ведущих сборных.

Таблица 5
Показатели ТТД команд участников чемпионатов Европы,
первенства России 2004 г. и СССР 1988 г.

* Данные были предоставлены бывшим членом КНГ при команде ЦСКА, а ныне известным арбитром В. Енютиным.

Окончание табл. 5

Обсуждая данные ТТД высококвалифицированных команд, сделаем следующие выводы:

1) основное средство ведения игры, до 50% всех игровых действий – короткие и средние передачи мяча;

2) длинные передачи – не более 10-11%;

3) общее количество единоборств – не более 10-14%;

4) ведение, перехваты и отбор мяча – в среднем по 10% для каждой группы ТТД;

5) обводка составляет 6-6,5%.

Исходя из данных таблиц, каждый тренер сам может составить представление о надежности выполнения ТТД. Нам же особенно важна именно структура ведения игры команд-мастеров. Почему? Ответ – в особенностях проведения соревнований для юных футболистов. Если структурные данные игровой деятельности юных футболистов существенно отличаются от «эталона», то мы вправе говорить о несоответствии организации проведения соревнований возрастным возможностям маленьких футболистов (об этом подробно пойдет речь при обсуждении данных срочной информации, раздел 3.6).

Таким образом структура игры команд-мастеров может выступить в роли корректора при выборе условий и правил проведения соревнований с юными спортсменами.

Пользуясь правом автора, высказываю свое частное мнение о различиях нашего российского футбола и лучшего европейского. Где мы проигрываем? Это три своеобразных кита: обводка, игра головой, прием верхового мяча, да и низового тоже. Причина – неэффективный УТП в спортивных школах.

Пункт первый. На занятиях не создаются сложные условия с акцентом прорыва обороны соперника за счет дриблинга. Специализированных упражнений с моделированием соревновательной обстановки, где двигательная задача решается в основном с помощью обводки, – минимум. Разве можно научиться дриблингу после обводки стоек или в упражнении в условиях полурешенной игровой обстановки один на один (такие упражнения как раз и применяются). Таких ситуаций в игровой практике немного. Гораздо больше случаев «один против двух-трех», причем в разных условиях и зонах (различное расположение соперника; атакующий: после получения передачи или после перехвата, на разной скорости перемещения и т.д.). В ходе игр первенства г. Москвы тренеры ругают маленьких игроков, если те вздумали обыграть соперника в первой – третьей зонах. Все правильно: наши российские футболисты – порождение существующих тенденций УТП спортивных школ.

Пункт второй (смотри пункт первый). Смех смехом, а проблемы те же.

Пункт третий. Прием мяча в ТТД как бы и не учитывается. А это действие – наиважнейшее в игре. Вспомним распространенную футбольную поговорку: «Футбол – игра простая: принял, отдал, открылся». Так вот – сначала нужно мяч принять. Без надежного приема и игры нет. И это не просто технический прием, он настолько многообразен, что при грамотном тактическом применении можно сразу обыграть соперника. Как детский тренер констатирую следующее: в наших СДЮШОР не уделяется должного внимания этому компоненту. Соответственно, среди игроков высшей лиги чемпионата России российских футболистов, выделяющихся многообразием и качеством этого технического действия, наперечет.

Понесенный ущерб в детском возрасте, на этапе взрослых футболистов можно компенсировать следующим путем:

1) игра в два, максимум три касания с проведением быстрых проникающих комбинаций преимущественно через центр (по флангу слишком долго, успеем мяч потерять, да и с игрой на втором этаже проблема);

2) «выдающаяся» функциональная подготовка – просто «хорошая» нам не поможет; 3) тактическая схема ведения игры, исходящая из плюсов и минусов продукции наших спортивных школ и русского менталитета.

Идея, конечно, не нова, но результат дать сможет при условии адекватного перенесения и моделирования в УТП (разумеется, только на уровнях «взрослых» команд).

Если же смотреть табличные показатели, то все не так уж и плохо. В количестве и надежности выполнения передач, обводки, перехватов, общего количества ТТД мы даже не уступаем. Правда, непонятно, кто не уступает: легионеры или россияне.

Следующая табл. 6 – продолжение обсуждения настоящей темы.

Таблица 6
Показатели групповых тактических действий (ГТД)
на чемпионатах Европы и России 2004 г.
Окончание табл. 6

По моим наблюдениям, на чемпионате Европы 2004 г. команды Португалии, Голландии, Чехии атаковали следующим образом. Долгий розыгрыш мяча во второй – третьей зонах (подготовительные комбинации) с попыткой найти свободное пространство для решающей передачи. Однако такого пространства стало гораздо меньше, хорошо без мяча играет оборона соперника.

В результате практиковались комбинации следующего содержания:

– мяч на фланг (подготовительная), попытка обыграть, прострел (атакующая) или подача в расчете на успешную верховую борьбу (опять подготовительная);

– длинная передача вперед в борьбу (подготовительная) в расчете на скидку мяча под удар (атакующая);

– попытка обыграть в третьей зоне, создавая при этом численное преимущество с последующей проникающей атакой и игрой в одно-два касания (атакующие комбинации).

Последний пункт, однако, проходил крайне редко, а заканчивался ударами в единичных случаях.

Такая конструкция атакующих действий и манера ведения игры потерпела фиаско и оказалась неэффективной. Так, за счет многочисленных навесных подач в штрафную соперника сборная Голландии так и не смогла прорвать оборону португальцев. А те в свою очередь вместе с чехами не смогли ничего забить грекам, используя диагональные и продольные верховые передачи. При этом даже не создали нужного для реализации количества голевых моментов. Почему же не было применено такое средство, как многоходовые атакующие комбинации из третьей зоны. Именно «атакующие», с разрезающими передачами и движением вперед, с риском потерять мяч. Применить игру «в стенку» на третьего – четвертого, с завершающей передачей «в разрез», «на ход» или «на свободное место». Если они иногда получались, создавались голевые моменты. Общее количество комбинаций в тройках, в четверках и более (показатель сложности), гораздо меньше, чем на первенстве России. Атакующих комбинаций в четверках было не более двух-трех за игру. Но «сложно» играть – мероприятие не из легких. Комбинация может легко разрушиться одним неточным пасом. Затем перехват и скоростная контратака соперника. Но и тактически примитивно – с бесконечным фланговым навалом играть стало невыгодно даже на высоком исполнительском мастерстве. Обороняющиеся команды научились здорово бороться вверху и в этом аспекте играли на равных, а порой и превосходили примитивно атакующих соперников.

То, что мы видели: надежный розыгрыш подготовительных, не приносящих результата комбинаций, с последней передачей назад-поперек и атакующий примитивизм, с большим процентом брака должны смениться более точной и, что особенно важно, быстрой игрой на подступах к штрафной площади, сочетая атаки через центр и фланги. Причем мяч должен отдаваться верхом только при исполнении решающей передачи, с целью игры на опережение. Иначе насыщенную, квалифицированную оборону не прорвать.

К тому же по табл. 6 можно сделать вывод о недостаточной функциональной готовности на финальном этапе чемпионата Европы – уменьшение количества комбинаций во вторых таймах.

Если же брать показатели в целом, различия в ведении комбинационной игры ведущих команд России и лучших сборных Европы хоть и видны, но сопоставимы.


Резюме. Знание модельных характеристик квалифицированных футболистов обуславливает правильную ориентацию многолетнего тренировочного процесса. Построение игровой деятельности на этапах УТГ 1-4-го годов обучения должно проводиться с учетом игровой специфики высококвалифицированных команд. При этом с каждым старшим возрастом должно иметь место все большее сближение структуры игры. На этапах старших УТГ и групп спортивного совершенствования (ГСС) – максимальное моделирование игровой деятельности ведущих команд-мастеров как в УТП, так и на соревнованиях.

Ориентация учебно-тренировочной работы на модельные характеристики высококвалифицированных команд является одним из основных условий подготовки качественного резерва и быстрейшей адаптации способных молодых футболистов к игре в командах мастеров.

Категория: УРОКИ ФУТБОЛА | Добавил: admin | Теги: уроки физкультуры, методическая работа учителя физкуль, обучаем играть в футбол, уроки футбола, спортивные игры
Просмотров: 2595 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru