Цель и задачи:
- раскрыть условия формирования аппарата опоры и
движения;
- рассмотреть физических упражнений, спорта и
труда на развитие системы опоры и движения;
- выявить причины нарушения осанки, меры их
предупреждения и исправления.
Оборудование: таблицы: "Строение
скелета человека” и "Мышцы”, тетрадь, ручка,
сантиметровая линейка, калькулятор.
Ход урока
1) Построение, приветствие, сообщение темы и
задач урока (учитель физкультуры).
2) Фронтальный опрос (учитель биологии):
- для чего нужна правильная осанка?
- назовите внешние признаки нарушения осанки.
- от чего зависит правильная осанка?
- как влияет правильная осанка на
жизнедеятельность человека?
3) Индивидуальное домашнее задание,
подготовленное учащимся.
Учащийся рассказывает о типах искривления
позвоночника и его причинах, о развитии
плоскостопия и способах его предупреждения.
4) Разминка: разновидности ходьбы для
профилактики плоскостопия, бег (учитель
физкультуры).
5) Практическая работа: "Правильная
осанка” (учитель биологии).
Цель работы: определить правильность
осанки.
Оборудование: сантиметровая линейка,
ручка, тетрадь, калькулятор.
Для вычисления показателя состояния осанки
измеряют расстояние между крайними костными
точками, выступающими над правым и левым
плечевым суставами. Измерение спереди
характеризует ширину плеч, а сзади – величину
дуги спины. Показатели осанки рассчитываются по
формуле:
А = (Ширина плеч / Величина дуги спины) х 100%,
где А – показатель состояния осанки.
Полученные результаты сравниваются со
среднестатистическими. Учащиеся делают вывод о
состоянии своей осанки. [7]
Оценка полученных результатов: в норме
показатель состояния осанки колеблется в
пределах 100–110%. Если он менее 90 или более 125%, то
это свидетельствует о выраженном нарушении
осанки. Соотношение между окружностью талии и
ростом в норме составляет 45%.
6) Домашнее задание учащегося. Учащийся
демонстрирует упражнения со скакалкой для
укрепления мышц спины и брюшного пресса
- И.п. – скакалка, сложенная в четверо, внизу.1 –
подняться на носки, скакалка вверху, 2 – скакалка
за головой,3- положение счета1; 4 – и.п.
- И.п. – скакалка, сложенная вчетверо, за головой,
стойка ноги врозь. 1 – полуприсед на обеих,
поворот туловища вправо, скакалка вверх; 2 – и.п.; 3
– то же, что на счет 1, но поворот в другую сторону;
4 – и.п.
- И.п. – скакалка вверху, сложенная вчетверо. 1 –
наклон вниз, скакалкой коснуться пола; 2 –
приподнимая носки, продеть скакалку под пятки; 3
– подняться на носки и продеть скакалку под
пятками назад; 4 – выпрямиться, скакалка внизу за
спиной; 5 – наклон вниз; 6 – приподнимая пятки,
скакалку перевести под ступни; 7 – передавая вес
тела на пятки и поднимая носки, перевести
скакалку под носками вперед; 8 – и.п. При
переводах скакалки ноги не сгибать.
- И.п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое,
над головой.1. – присесть, левую руку со скакалкой
согнуть к плечу, правую в сторону –вниз; 2- и.п. ; 3
– то же, что на счет 1; 4 – и.п.
- И.п. – скакалка, сложена вчетверо впереди,
разноименные махи. При взмахах ноги в коленях не
сгибать. [4]
- Прыжки на месте на обеих ногах с вращением
скакалки вперед.
7) Закрепление материала (учитель биологии и
учитель физкультуры):
а) показать на таблице мышцы, которые были
задействованы в данных упражнениях и назвать их.
б) игра-опрос. Учащиеся вытягивают карточки с
вопросами и отвечают на них устно:
- влияет ли плоскостопие на осанку?
- можно ли по походке определить нарушения
осанки?
- для чего необходима правильная осанка?
- до какого возраста формируется скелет?
- покажите и назовите отделы позвоночника.
- покажите и назовите основные группы мышц.
- как называется понижение двигательной
активности?
8) Самоанализ урока учащимися. Учащиеся
обсуждают свою работу на уроке, значение
изученной темы для каждого из них. Совместно с
преподавателями выставляют оценки за урок.
9) Домашнее задание: ежедневно дома выполнять
комплекс упражнений для профилактики
искривления позвоночника и плоскостопия. |