Глобальные проблемы человечества порождают не
менее глобальные проблемы здоровья обитателей
планеты. В развитых странах именно здоровье
нации является визитной карточкой культуры и
преуспевания государства. Три объективных
показателя здоровья общества:
– уровень воспроизводства населения;
– средняя продолжительность жизни;
– уровень заболеваемости
обозначили наличие проблемы для нашего
государства.
Уровни её решения ранжируются от
правительственных структур (Национальный
приоритетный проект «Здоровье») до региональных
(программа «Образование и здоровье ребенка в
городе Сочи»).
Именно поэтому из «Национальной Доктрины
образования» и «Федеральной программы развития
образования, я выделила для себя главные
приоритеты:
- сохранение здоровья школьников;
- разработка здоровьесберегающих технологий
обучения;
- формирование ценности мотивов здоровья и
здорового образа жизни (ЗОЖ).
Ведь дети это:
- будущее страны;
- генофонд нации;
- научный и экономический потенциал государства.
В течение 5 лет члены кружка «Любители природы»
по медицинским картам отслеживали динамику
состояния здоровья школьников гимназии №5
города Сочи. Был выявлен «типичный букет» школьных
болезней. Следствие – рождение комплексной
целевой программы «Венавра» (Вера, надежда в
разум), как элемента федерального проекта
развития школы. Программа предусматривает
длительный, систематический и осознанный
процесс формирования навыков гигиенической
культуры и здорового образа жизни школьников.
Структура проекта многослойна. В ней
взаимодействуют следующих звеньев:
- Родители через классных руководителей через
родительские собрания.
- Базовые знания у учителей через
валеологические семинары.
- Дети через уроки, классные часы и систему
дополнительного образования: кружок «Любители
природы», летний профильный лагерь дневного
пребывания «Афалина».
Объект воздействия – возрастная
категория учащихся 10–11 лет.
Причины выбора:
- имиджевое поведение;
- внушаемость;
- отсутствие закомплексованности подросткового
периода.
Из всей программы вам предлагаются инструктивные
карточки с блоками самооценки, самоанализа,
мотивации к самоконтролю и коррекции найденных
отклонений в состоянии здоровья.
Цели:
- Формирование у детей умения анализировать
поступки, приводящие к нарушениям здоровья
– инструктивная карточка (ИК), блок «Самоанализ».
- Умение проводить самонаблюдения за
собственным здоровьем, оценивать
функциональное состояние организма для
своевременного выявления отклонений ИК блок
«Самооценка».
- Умение проводить коррекционные действия
путем легких и быстровыполнимых процедур ИК
блок «Корригирующая гимнастика».
Среди факторов, формирующих здоровье
школьников, нас, прежде всего, интересуют:
– профессиональные (факторы
учебного процесса, способные привести к развитию
школьных болезней);
– социальные (образ жизни
родителей, детей);
– экологические (по данным ВОЗ
обуславливают до 25% всех заболеваний человека).
Еще в 60-е годы XIX столетия педиатры,
обследовавшие состоянии школьников, выявили
поразившую их распространенность среди учащихся
сколиозов, близорукости, анемий, неврастений.
Перечисленные болезни врачи стали называть
«школьными». Прошедшие годы не только не
изменили «букетного» состава школьных болезней,
но и разнообразили его. Причина кроется в самой
природе процесса обучения. Этот вид деятельности
связан с нервными нагрузками, продолжительной
умственной работой, сидячей рабочей позой,
приводящей к ограничению двигательной
активности (гиподинамии).
Недавно НЦЗД РАМН обнародовал сенсационные
цифры: среди выпускников российских школ, только
3% здоровых детей! В среднем, один ученик на класс.
Изменить эту ситуацию можно только комплексными
мерами. Над этим работают государственные
чиновники, физиологи, педагоги. Однако на
современном этапе гигиенического воспитания
школьников, именно на плечи учителей возлагается
проведение в школе мероприятий по профилактике
нарушении осанки, зрения, психического здоровья
подростков. Именно педагоги должны воспитывать стиль
жизнь, в котором приоритеты здоровья становятся
непременными компонентами его содержания.
Предлагаемые комплексы физических упражнений:
– направлены на восполнение дефицита мышечной
активности систем органов, подвергшихся
неблагоприятному воздействию школьной среды
обитания, а так же «школьного образа жизни»;
– служат профилактическими программами для школ
«здорового стиля жизни»;
– формируют, совершенствуют и развивают
двигательные умения школьников, которые в
отличии от двигательных привычек,
характеризуются целесообразностью и
эффективностью, так как является результатом
сознательного обучения;
– имеют универсальный профилактический эффект,
так как включают упражнения для различных групп
мышц и улучшения мозгового кровообращения;
– основываются на лечебной педагогике Л. С.
Выготского, как самостоятельной отрасли
педагогики, разрабатывающей методы
предупреждения возникающих у школьников
специфических болезней и способов оптимизации
процесса обучения, воспитания и оздоровления
учащихся;
– при регулярном применении позволяют в течение
всей последующей жизни поддерживать правильную
осанку, гибкость, подвижность организма,
предотвращать возрастные изменения в
опорно-двигательной системе.
Специфика комплексов, связанная с
особенностями школьного процесса:
- Упражнения выполняются в любом месте, в любое
время, как бы между делом (микропаузы на уроках,
физкультминутки на переменах).
- Упражнения выполняются без спортивных
снарядов.
- Интенсивно тренируются те суставы и группы
мышц, функции которых были нарушены длительными
статическими нагрузками.
- Длительность каждого упражнения комплекса не
должна превышать 30–40 секунд (до появления
чувства легкой мышечной усталости).
- Упражнения имеют специфические названия,
затрагивающие ассоциативную память и образное
мышление учащихся, что способствует большей
эффективности их запоминания.
- Упражнения желательно выполнять под ритмичную
музыку, координирующую движения и повышающую
эмоциональный настрой учащихся.
СКАЧИВАЙТЕ КОМПЛЕКСЫ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ПО ССЫЛКЕ, РАСПОЛОЖЕННОЙ ВВЕРХУ СТРАНИЦЫ
|