Пятница, 22.11.2024, 03:44                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [46]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ [22]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [37]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ФИЗИКА » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Внеклассное мероприятие "Джордано Бруно"
18.12.2012, 16:15

Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры,
Кристалл небес мне не преграда боле,
Рассекши их, подъемлюсь в бесконечность.

(Из философских сонетов Д. Бруно)

Учитель:

Сегодня к имени Джордано Бруно обращаются нечасто. Лишь в учебниках истории и астрономии есть упоминание о том, что он был мученик науки, отстаивавший до конца истину. Иногда излагается его краткая биография. Между тем, Джордано Бруно был великий ученый. Он оставил после себя бесценные научные труды по философии, геометрии, астрономии, физике. Именно Бруно предложил первую отчетливую формулировку принципа относительности (раньше Галилея) и первую космологическую схему однородного пространства. Бруно не был астрономом: он не вел наблюдения небесных светил и не занимался вычислениями. И все же значение его трудов и идей в истории астрономии, как и в естествознании в целом, очень велико.

Огонь костра, на котором инквизиция сожгла Бруно, заставил его современников забыть и многие его литературные творения, например замечательные по своей красоте и оригинальности поэмы, диалоги, комедии, сонеты. Творчество Бруно является непрочитанной книгой человечества. Попробуем частично восполнить этот пробел, а также попытаемся еще раз выяснить, за что же сожгли Джордано Бруно 17 февраля 1600 года.

1-й ведущий:

Когда в мае 1543 г. умирающему Николаю Копернику принесли только что отпечатанный экземпляр трактата "Об обращениях небесных сфер”, первый взгляд на книгу оказался одним из последних его взглядов на земной мир… В трактате этом убедительно доказывалось, что все небесные тела вращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца.

Одним из тех, кто воспринял и развил идеи польского каноника, был итальянец Джордано Бруно – литератор, философ. Не опираясь на математические доказательства, Бруно пошел дальше Коперника, приблизившись современной научной системе мира: "Я считаю, что Вселенная бесконечна, будучи результатом бесконечной силы и добра, которых всякий ограниченный мир был бы недостоин. Отсюда я заявляю, что помимо нашей Земли существуют бесконечные миры, которые составляют одно целое в безграничном пространстве…”

2-й ведущий:

Бруно родился в 1548 году в Ноле, провинциальном городе Неаполитанского королевства. Филиппе – такое имя дали мальчику при крещении – появился на свет в семье небогатого дворянина, служившего в армии. В 17 лет Бруно стал монахом католического монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену. При этом он принял новое имя – Джордано.

В монастыре молодой монах получил хорошее образование. Большое впечатление на него оказали труды Эмпедокла, Платона, Аристотеля. Бруно познакомился с тайным учением средневековых иудеев – Каббалою, читал произведения арабских мыслителей, Фомы Аквинского, Николая Кузанского. Тайно от всех Бруно занимался литературной деятельностью. В одной из своих комедий он высмеивает современные ему нравы. Бруно – автор сатирической поэмы "Ноев ковчег”, комедии "Подсвечник”, философских сонетов. Послушайте одно из лирических стихотворений о любви, написанных Джордано Бруно.

Ученик, исполняющий роль Дж. Бруно, читает стихотворение:

Любви своей неся высокий стяг,
Я то в ознобе, то горю от страсти,
Воплю, безгласен от такой напасти,
Дрожу в огне, смеюсь от передряг,
Я слезы лью, но пламень не иссяк.
Я жив, я мертв, я у страстей во власти.
Над морем слез пожары скалят пасти,
Вулкан и Тейя – кто мне худший враг?
Но я в самом себе люблю другого:
Кремня он крепче, я – летучий пух.
Он рвется ввысь, а мой порыв потух.
Зову его – в ответ хотя бы слово.
Бегу за ним – его же нет как нет.
Чем я упорней, тем слабее след.

3-й ведущий:

В 24 года Джордано Бруно получает сан священника, и это дает ему возможность более близкого общения с людьми вне стен монастыря. Джордано был вызван в Рим, где многообещающего юношу представили Папе Пию V, однако церковная карьера была не для него. Он знакомится с книгой Коперника "Об обращении небесных сфер”, о чем становится известно настоятелю монастыря, и Бруно приходится бежать. В 28 лет Джордано Бруно вышел из доминиканского ордена, совершив с точки зрения церкви, массу неблаговидных поступков. Против него возбудили судебное дело, и Бруно бежал сначала в Рим, затем в Женеву, оттуда перебрался во Францию, а потом в Англию. Так начались многолетние странствия ученого по Европе.

4-й ведущий:

За время своих скитаний во Франции и Англии он читал лекции, писал книги, но нигде не был понят, поскольку Бруно был человеком инакомыслящим. Призывая к раскрепощению ума и мысли, он тем самым посягал на власть над умами людей, до того момента безраздельно принадлежащую церкви. Новое, ошеломляюще смелое учение Бруно, открыто провозглашавшееся им в диспутах с представителями официальной науки, определило дальнейшую трагическую судьбу ученого.

Так, в Оксфорде, выбрав 15 тезисов Андерхилла, сторонника традиционного птолемеевского учения о строении мира, Бруно перешел в атаку и 15 раз посадил Оксфорд в "лужу” на глазах именитых гостей, дворян и под улюлюканье студентов. Иного и не могло быть. Новая концепция мира о бесконечности миров, о бессмертии и новых воплощениях души не могла не побеждать. И аристотелево учение с его алмазным небесным куполом Джордано высмеивал. "Как же на нем прикреплены звезды, уж не гвоздями ли прибиты?” - спрашивал ученый.

В итоге в Оксфорде ему выступать запретили. Но в своей книге "О причине, начале и едином” Бруно пишет: "Ненавидимый глупцами, презираемый низкими людьми, хулимый неблагородными, порицаемый плутами и преследуемый зверскими отродьями, я любим людьми мудрыми…”

1-й ведущий:

Дерзость научных выступлений Бруно была хорошим предлогом, чтобы расправиться с ним и за его откровенную критику непомерного обогащения монастырей и церкви. В книге "Песнь Цирцеи” он так писал о своих собратьях по ордену: "они бесполезны в серьезных и трудных делах и только угождают магнатам лестью, шутовством и паразитической жизнью”.

В другой книге – "Тайное учение пегасского коня” - Бруно проявил такой сарказм, которому позавидовал бы сам Вольтер. В очень злой форме им высмеивался католицизм. Книга посвящена вымышленному епископу и наполнена цитатами из Библии и сочинений раввинов.

2-й ведущий:

В Лондоне в 1584 г. Бруно издал на итальянском языке прославивший его имя в веках труд "О бесконечности, Вселенной и мирах”. Общепризнанным языком науки тогда все еще была латынь. По обычаю того времени книга была написана в виде диалогов, которые ведут несколько собеседников, выражающие разные точки зрения. Джордано Бруно высказался в защиту учения Коперника, но не остановился на этом. Вслед за Николаем Кузанским он отрицал существование какого бы то ни было центра вселенной. "Вселенная бесконечна”, – сказал он. У нее нет и не может быть единого центра. Коперник, как и все астрономы до него, думал, что Космос замкнут "сферой неподвижных звезд”. Бруно же выдвинул такую идею: звёзды – это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом равное расстояние, вокруг других звёзд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Планеты в отличие от звёзд светят не своим, а отраженным светом "из-за обилия на них водных или облачных поверхностей”. Солнце, как и планеты, вращается вокруг оси – всеобщее движение есть закон Вселенной.

3-й ведущий:

Главным в учении Бруно была идея саморазвития природы. Он утверждал общность элементов, составляющих Землю и все другие небесные тела, и считал, что в основе всех вещей лежит неизменная неисчезающая первичная материальная субстанция. В XVI в. это звучало прежде всего вызовом всемогущей церкви. Джордано Бруно учил, что каждая звезда – обширный мир, подобный солнечному, со своими планетами, на которых обитают разумные существа. И если мы не видим этих планет, то лишь потому, что они слишком далеки от нас. Солнечных миров во Вселенной бесконечное множество. Миры – планеты и солнца – находятся в вечном изменении и развитии, рождаются и умирают. Меняется и поверхность Земли – за большие промежутки времени "моря превращаются в континенты, а континенты – в моря”. Наконец жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы её бесконечно разнообразны, так же многообразны условия на разных планетах. Так говорил итальянский философ.

4-й ведущий:

Всюду во Вселенной Бруно видит одну и ту же жизнь. Он пишет: "Странно было бы думать, что небесные тела ничего из себя не представляют кроме света, который они посылают на Землю… Вероятно, эти миры населены существами такого же или более высокого развития, чем живущие на Земле… Каждое небесное тело, взятое в целом, есть живое существо, так же и Вселенная представляет собой живой организм…!!!”

1-й ведущий:

Бруно раскрывает необъятный мир перед человеком, дает бескрайние возможности человеческому разуму. Он человек, который почувствовал себя свободным и что-то значащим.

Ученик, исполняющий роль Дж. Бруно, читает стихотворение:

Когда свободно крылья я расправил,
Тем выше понесло меня волной,
Тем шире веял ветер надо мной;
Так, дол презрев, я ввысь полет направил.
Дедалов сын небес не обесславил
Паденьем; мчусь я той же вышиной!
Пускай паду, как он: конец иной
Не нужен мне – не я ль отвагу славил? ("Героический энтузиазм”, 1585)

2-й ведущий:

В диалогах "О бесконечности, Вселенной и мирах” автор говорит о самих обитателях других миров – "разумных существах, живущих, живых и бессмертных”. Он предполагает, что они могут сильно отличаться от людей, живущих на Земле. Жизнь во Вселеной неизбежно порождает и разум, причем разумные существа других планет совсем не должны походить на людей – ведь Вселенная бесконечна, и в ней есть место для всех форм бытия. Возможность будущих контактов землян с инопланетянами Бруно оценивает довольно скептически, считая, что общение с ними для землян может стать "скорее злом, чем благом”.

Эти идеи рушили всю картину мира, известную и привычную его современникам. Бруно утверждал: думать, что Вселенная ограниченна, замкнута – значит оскорблять всемогущество Бога-Творца, который мог и должен был сотворить Бесконечность.

3-й ведущий:

Частью науки для Бруно была и магия, но для него в магии виделось не просто колдовство. В ней усматривался инструмент, позволяющий распутать клубки тех связей, что кажутся для обыкновенного человека чудесными и непостижимыми. "Магия, – разъяснял Бруно инквизиторам, – есть не что иное, как познание тайн природы путем подражания природе в её творении и создании вещей, удивительных для глаз человека”.

Из магического искусства Бруно выделил для себя то, что на современном языке можно назвать методом комбинаторного перебора по случайному закону из заранее организованных массивов. В связи с этой системой среди прочих сочинений Бруно написал "Искусство памяти”, снабдив его рисунками, мнемоническими стихами и загадками. <Рисунок 2> Специальная мнемоническая система развития памяти в сочетании с незаурядными творческими способностями к познанию и самосовершенствованию превратили его в своего рода "человека-машину”. Со своей "изобретательной логикой Бруно как бы оказался в XXI веке с компьютером и необходимым программным обеспечением типа искусственного интеллекта. Ученость Бруно стала легендарной.

Ученик, исполняющий роль Дж. Бруно, читает стихотворение:

Сквозь чащи леса юный Актеон
Своих борзых и гончих псов спускает,
И их по следу зверя посылает,
И мчится сам по смутным тропам он.
Но вот ручей: он медлит, поражен, –
Он наготу богини созерцает:
В ней пурпур, мрамор, золото сияет,
Миг – и охотник в зверя обращен.
И тот олень, что по стезям лесным
Стремил свой шаг, бестрепетный и скорый,
Своею же теперь растерзан сворой…
О, разум мой! Смотри, как схож я с ним:
Мои же мысли, на меня бросаясь,
Несут мне смерть, рвя в клочья и вгрызаясь.

4-й ведущий:

И, действительно, все страдания несли его мысли, его разум, которые были неподвластны господствующему мнению. Гонимый как еретик Джордано в поисках убежища скитался из города в город, из одной страны в другую, но не отступал от своих убеждений. "Академик без академий”, как Бруно называл себя, пытался преподавать в университетах и, несмотря на успех у аудитории, покидал одно место за другим под угрозой преследования со стороны властей. При этом он продолжал писать и издавать новые книги.

1-й ведущий:

В 1591 году Джордано вернулся на родину. Он остановился в Венеции у знатного горожанина Джованни Мочениго, просившего Бруно обучить его наукам. Мочениго верил, что ученый гость может превращать камни в золото, и, когда тот не стал обучать его "тайному знанию” и захотел уехать, раздосадованный "ученик” не отпустил его, насильно запер и донес на своего учителя инквизиторам. Майской ночью 1592 г. Джордано Бруно был арестован. Узнав об аресте Бруно, римский Папа Клемент VIII потребовал у независимой Венецианской республики его выдачи. Вот какую характеристику дали узнику судебные власти Венеции: "Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение”. Тем не менее, в 1593 г. Бруно выдали римским церковным властям.

2-й ведущий:

Инквизиторы посчитали, что казнить его никогда не поздно, не лучше ли сначала заставить непреклонного коперниканца раскаяться, признать ложным опасное для церкви учение. Восемь лет венецианские и римские палачи терзали свою жертву в застенках, но ни льстивые уговоры и обещания, ни угрозы и мучительные пытки не сломили воли и мужества Джордано.

До 1600 г. он томился в застенках Ватикана. Это были мучительные годы физических лишений и творческой безысходности. На следствии он держался с редким мужеством и достоинством, открыто отстаивая свои взгляды. "Непосредственно я не учил тому, что противоречит христианской религии, хотя косвенным образом выступал против…” – заявить такое в лицо следователям инквизиции было событием беспрецедентным. Наконец его участь была решена.

3-й ведущий:

Инквизиция составила огромные тома писаний по процессу. Сохранились лишь отдельные записи, имеющие отношение к процессу, и неполная копия приговора.

Ужасными были последние годы Джордано Бруно в римской тюрьме. Долгий судебный процесс и, наконец, смертный приговор, изложенный инквизиторами в пяти документах. Для еретиков в те времена были предусмотрены две формы казни – четвертование раскаленными щипцами или сожжение, то есть "без пролития крови, учитывая посмертную судьбу”. Считалось, что после казни без пролития крови душа несчастного все-таки могла попасть в рай. Для Бруно инквизиторы милостиво выбрали костер. Говорят, что, выслушав решение суда, Джордано произнес: "Вы, наверное, с большим страхом оглашали этот приговор, чем я его выслушал... Сжечь – не значит опровергнуть…”

4-й ведущий:

Джордано Бруно был казнен в Риме, на Кампо ди Фьори (на площади Цветов). Это преступление свершилось под утро 17 (26) февраля 1600 года. При свете факелов разожгли сначала небольшой костер, постепенно огонь усиливали, и он охватил всё тело ноланца. Известно, что палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой веревкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними слова Бруно были: "Я умираю мучеником добровольно”. Он умирал, не издав ни единого стона…

Пепел от костра сбросили в Тибр. Почти через 300 лет на Кампо ди Фьори воздвигли памятник с надписью: "9 июня 1889 г. Джордано Бруно. От предвиденного им столетия, на месте, где был зажжен костер”. <Рисунок 3>, <Рисунок4> А спустя еще примерно век церковь реабилитировала того, кого раньше считала недостойным милосердия... О Джордано Бруно в Италии снят фильм "Джордано Бруно” (1973).

Инсценировка стихотворения И. Бунина "Джордано Бруно”

Бруно:

"Ковчег под предводительством осла –
Вот мир людей. Живите во Вселенной.
Земля — вертеп обмана, лжи и зла.
Живите красотою неизменной.
Ты, мать-земля, душе моей близка –
И далека. Люблю я смех и радость,
Но в радости моей – всегда тоска,
В тоске всегда – таинственная сладость!”

Автор:

И вот он посох странника берет:
Простите, келий сумрачные своды!
Его душа, всем чуждая, живет
Теперь одним: дыханием свободы.

Бруно:

"Вы все рабы. Царь вашей веры – Зверь:
Я свергну трон слепой и мрачной веры.
Вы в капище: я распахну вам дверь
На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы
Ни бездне бездн, ни жизни грани нет.
Мы остановим солнце Птолемея –
И вихрь миров, несметный сонм планет,
Пред нами развернется, пламенея!”

Автор:

И он дерзнул на все – вплоть до небес.
Но разрушенье – жажда созиданья,
И, разрушая, жаждал он чудес –
Божественной гармонии Созданья.
Глаза сияют, дерзкая мечта
В мир откровений радостных уносит.
Лишь в истине – и цель и красота.
Но тем сильнее сердце жизни просит.

Бруно:

"Ты, девочка! ты, с ангельским лицом,
Поющая над старой звонкой лютней!
Я мог твоим быть другом и отцом...
Но я один. Нет в мире бесприютней!
Высоко нес я стяг своей любви.
Но есть другие радости, другие:
Оледенив желания свои,
Я только твой, познание – софия!”

Автор:

И вот опять он странник. И опять
Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго
Его лицо. Враги, вам не понять,
Что бог есть Свет. И он умрет за бога.

Бруно:

"Мир – бездна бездн. И каждый атом в нем
Проникнут богом – жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живем
Единою, всемирною Душою.
Ты, с лютнею! Мечты твоих очей
Не эту ль Жизнь и Радость отражали?
Ты, солнце! вы, созвездия ночей!
Вы только этой Радостью дышали”.

Автор:

И маленький тревожный человек
С блестящим взглядом, ярким и холодным,
Идет в огонь.

Бруно:

"Умерший в рабский век
Бессмертием венчается – в свободном!
Я умираю – ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах, презренный!
Привет Вселенной, Солнцу! Палачу! –
Он мысль мою развеет по Вселенной!”

Учитель:

Джордано Бруно мы знаем как великого итальянского мыслителя и поэта, активного сторонника учения Николая Коперника. Он развил гелиоцентрическую систему мира Коперника, высказав ряд положений, опередивших современную ему эпоху и нашедших подтверждение последующими астрономическими открытиями. Идеи Бруно имели большое значение для развития науки и мировоззрения: идея о бесконечности Вселенной, о бесконечном множестве миров, о существовании в нашей Солнечной системе других неизвестных в то время планет, о вращении Солнца и звезд вокруг оси, об обитаемости других миров, о единстве природы.

Вся история человечества была бы беднее без этой судьбы. Философ, мыслитель, создатель новой и поразительно смелой для своего времени картины мироздания, инакомыслящий и даже бунтарь, в своем служении Истине не знавший никаких компромиссов…

"Сжечь – не значит опровергнуть”, – говорил Бруно. И ещё задолго до суда, словно прозревая будущее, писал: "Смерть мыслителя в одном столетии дарует бессмертие в веках”.

Многие идеи Джордано Бруно оказались в те годы преждевременными, недоступными для их понимания и были надолго забыты. Все произведения Бруно были занесены в 1603 католический Индекс запрещенных книг, в котором они фигурировали вплоть до его последнего издания в 1948 г. Однако одна из этих идей уже вскоре овладела умами. Это была идея о множественности обитаемых миров. Она существенно меняла астрономическую картину мира, и ее утверждение может быть квалифицировано как своего рода революция в самой астрономии.
Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: урок физики, учителю физики, внеклассное мероприятие по физике, физика в школе, открытый урок физики, опыты по физике, поурочные планы уроков физики
Просмотров: 2710 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru