Организация игровой деятельности на
уроках физики, а также во внеурочное время, один
из наиболее эффективных путей воспитания у
школьников интереса к учению. Игра, учение и труд
являются основными видами деятельности
человека. Известный французский ученый Луи де
Бройль утверждал, что все игры (даже самые
простые) имеют много общих элементов с работой
ученого. В игре сначала привлекает поставленная
задача и трудность, которую можно преодолеть, а
затем радость открытия и ощущение преодоленного
препятствия. Именно поэтому всех людей
независимо от возраста привлекает игра. Путешествие по содружеству государств
электромагнитных волн
(11-й класс)
Цели игры:
1). Повторение и обобщение пройденного
материала по многим темам, ознакомление
школьников с развитием современной науки, с ее
достижениями.
2). Активизация познавательной деятельности
учащихся, расширение их кругозора.
3). Формирование самостоятельности, умения
ориентироваться в новой обстановке.
Правила игры. Весь класс делится на
две туристические группы. Каждой группе выдаются
карта мира электромагнитных волн и маршрутный
лист следования и посещения разных стран с
небольшой аннотацией об особенностях, традициях
и правилах поведения в том или ином государстве.
На карте изображены страны и
государства со столицами и другими населенными
пунктами, автомобильными дорогами.
Препятствиями в путешествии являются
физические вопросы, задачи и задания, ответив на
которые можно продолжать путь. За каждый
правильный ответ или выполненное задание ученик
получает оценку, а тургруппа – жетон. По
количеству предъявленных жетонов в конце игры
определяется личное и командное первенство по
знанию традиций и обычаев посещенных государств.
Содержание игры
Руководитель путешествия
вступительным словом начинает игру.
Гид (ведущий). Здравствуйте, ребята!
Нам сегодня повезло, спонсоры предоставили нам
горящие путевки в физический мир
электромагнитных волн, и мы сегодня посетим
Содружество радиоволн, инфракрасное и
ультрафиолетовое королевство, Федерацию Цветов,
Страну Рентгению и Страну гамма-излучения. У
каждой страны свои особенности, свой язык, свои
традиции и обычаи, с которыми необходимо
считаться и соглашаться. Но вы, разумеется,
справитесь! И первым препятствием на пути
является то, что все страны и государства
окружены высокой стеной. Кстати, к сведению,
стена из разного материала: у содружества
радиоволн она из ионосферы, у ультрафиолетового
государства – из стекла, у страны Рентгении и
гамма-излучения – из свинца и бетона, а на страже
инфракрасного королевства и Федерации Цветов
стоят скрытые теплопеленгаторы и фотоэлементы.
Но пугаться не стоит – народ везде гостеприимный
и все ворота открываются одним ключом с кодом.
Задание №1 "Расшифруй слово”
Каждой тургруппе предлагается
карточка с вопросами по теме: "Электромагнитная
волна и ее свойства”. Из ответов необходимо
составить ключевое слово.
Тургруппа 1. Код 1. (преломление)
1. У электромагнитной волны векторы
напряженности электрического поля и магнитной
индукции магнитного поля перпендикулярны друг
другу и лежат в плоскости, перпендикулярной
направлению распространения волны. Такая волна
называется…(взять 3-ю букву)
2. Ученый, впервые обнаруживший
экспериментально электромагнитные волны. (взять
3-ю букву)
3. Характеристика электромагнитной
волны – физическая величина, равная среднему
значению плотности потока энергии. (взять 4-ю
букву)
4. Ученый, создавший теорию
электромагнетизма, в которой одним из следствий
должно было стать существование особой формы
материи – электромагнитного поля. (взять 7-ю
букву)
5. Явление на границе раздела двух сред
с различными физическими свойствами. (взять 1-ю
букву)
6. В диэлектрике скорость
распространения электромагнитной волны в корень
квадратный из … раз меньше, чем в вакууме. (взять
9-ю букву во втором слове)
7. Устройство, выделяющее в волне
колебания, происходящие в одной плоскости. (взять
3-ю букву)
8. Явление увеличения или уменьшения
амплитуды результирующей волны при сложении
двух или нескольких волн с одинаковыми частотами
колебаний. (взять 7-ю букву)
9. Расстояние, на которое
распространяется электромагнитная волна, за
время, равное периоду. (взять 4-ю букву в первом
слове)
10. Явление отклонения направления
распространения волны от прямолинейного у края
преграды. (взять 8-ю букву)
11. Открытый колебательный контур,
улавливающий электромагнитную волну, в первом
опыте по их обнаружению. (взять 2-ю букву)
Тургруппа 2. Код 2. (поляризация)
1. Физическая величина,
характеризующая энергию электромагнитного
излучения, проходящего в единицу времени сквозь
единичную поверхность. (взять 1-ю букву в первом
слове)
2. Источник возмущения
электромагнитного поля в опыте Герца. (взять 7-ю
букву)
3. Ученый, предсказавший существование
электромагнитных волн. (взять 8-ю букву)
4. Явление, наблюдаемое при встречах
волн с преградами. (взять 9-ю букву)
5. Время, за которое электромагнитная
волна переместится на расстояние, равное длине
волны. (взять 3-ю букву)
6. Явление, ярко проявляющееся при
падении электромагнитной волны на металлическую
поверхность и почти не наблюдаемое при падении
электромагнитной волны на поверхность
диэлектрика. (взять 8-ю букву)
7. Источником электромагнитных волн
является движущийся с ускорением…(взять 1-ю
букву во втором слове)
8. Ученый, открывший, что переменное
магнитное поле порождает вихревое электрическое
поле. (взять 4-ю букву)
9. Явление, в котором при сложении
электромагнитных волн наблюдается
перераспределение энергии колебаний в
пространстве. (взять 11-ю букву)
10. Явление на границе раздела двух сред
с различными физическими свойствами. (взять 10-ю
букву)
11. Совокупность точек, до которых дошел
процесс распространения волны и колеблющихся
одинаково, но не фронт. (взять 8-ю букву в первом
слове)
Блиц-вопрос
(Задается в аудиторию, отвечает первый
желающий)
Выше было сказано, из какого
"материала” сделана стена каждого государства,
поясните, почему выбран именно этот "материал”?
Гид (ведущий). Отлично! Теперь мы
можем посетить любое государство. Начнем,
пожалуй, с содружества радиоволн. Понять язык
местных жителей мы не сможем, потому что они
постоянно его модулируют, меняя амплитуду,
частоту или фазу. В этом нам поможет простейший
радиоприемник.
Задание №2 "Поймай волну”
Каждой тургруппе предлагается
карточка с задачей по теме: "Физические основы
радиосвязи и радиолокации”.
Тургруппа 1. Импульс радиолокатора
достиг самолета и вернулся назад через 20 мкс
после его излучения. Угол между горизонтальной
поверхностью, и направлением распространения
электромагнитных волн от локатора к самолету
составил 300. Определите высоту полета
самолета в момент его обнаружения. (1500 м)
Тургруппа 2. Какую электроемкость
должен иметь конденсатор для того, чтобы
состоящий из этого конденсатора и катушки
индуктивностью 10 мкГн колебательный контур
радиоприемника был настроен на волну 1000 м? (28 нФ)
Блиц-вопрос
(Задается в аудиторию, отвечает первый
желающий)
Молодой человек сидит в концертном
зале и ждет начала концерта. Другой человек сидит
дома около радиоприемника и тоже ждет начала
концерта. Какой из них быстрее услышит первые
звуковые аккорды?
Гид (ведущий). Чувствуете, ребята,
теплее становится, а явных источников тепла не
видно?! Это, значит, мы на пороге инфракрасного
королевства! Смотрите, какие у них дороги, просто
сказка – прямые, без ухабов и ям. Да… Продуманная
страна… У них даже есть свой Академгородок –
Теоретик, здесь живут ученые, которые
разговаривают только на физических понятиях и
терминах. Придется нам быстро вспомнить этот
язык.
Задание №3 "Физический
кроссворд”
Каждой тургруппе предлагается
карточка с данным кроссвордом на тему: "Тепловые
явления”
1. Ученый, в честь которого названа
единица измерения энергии. 2. Процесс
перехода вещества из жидкого состояния в пар. 3.
Физическая величина, характеризующая степень
нагретости тела. 4. Первоначальная единица
измерения тепла. 5. Переход вещества из
жидкого состояния в твердое состояние. 6.
Простейший термос – лабораторное оборудование. 7.
Вид теплопередачи. 8. Вещество, у которого
объем в твердом состоянии больше, чем объем в
жидком состоянии.
Р |
Т |
Е |
М |
И |
Р |
О |
Л |
А |
К |
А |
Р |
Е |
И |
К |
Р |
И |
С |
Т |
А |
Т |
У |
П |
С |
В |
О |
Д |
Ж |
О |
Л |
А |
Р |
М |
П |
А |
Д |
Ь |
Л |
У |
Л |
Л |
О |
Е |
А |
Е |
Н |
Е |
И |
Я |
И |
А |
Р |
Т |
Р |
И |
И |
Ч |
З |
И |
З |
К |
И |
Я |
Е |
Н |
Е |
У |
Л |
Ц |
А |
(1. Джоуль. 2. Испарение. 3. Температура.
4.Калория. 5. Кристаллизация. 6. Калориметр. 7.
Излучение. 8. Вода.)
Блиц-вопрос
(Задается в аудиторию, отвечает первый
желающий)
1. Зимой на улице металл на ощупь
холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь
металл и дерево в тридцатиградусную жару? Почему?
2. Что теплее три рубашки или рубашка
тройной толщины?
Гид (ведущий). А вот и следующий город
ИК-королевства – город Экспериментаторов. Это
большой промышленный город, в котором свойства
инфракрасного государства служат на благо всего
человечества. Давайте поглядим, чем занимаются
жители этого мегаполиса.
Задание №4 "Угадай, что это?”
Участнику каждой тургруппы
предлагается выбрать карточку, на обратной
стороне которой написано одно из применений
данного диапазона и без слов, движениями и
мимикой, изобразить этот предмет так, чтобы его
команда отгадала данное слово. А затем
необходимо дать краткую характеристику или
принцип действия данного предмета.
Гид (ведущий). Согласитесь, что самым
красивым государством все-таки является
Федерация Цветов. Лозунгом столицы этой страны
является: "Красота спасет мир!”. Это культурная
столица, в которой воспеваются, изображаются,
фотографируются, наблюдаются различные
оптические явления, например, радуга, миражи,
полярные сияния, лунные дорожки на воде, блеск
драгоценных камней, даже банальные цветные
мыльные пузыри. Предлагаю посетить столицу –
Фотоград.
Задание №5 "Физики-лирики”
Каждой тургруппе предлагается
карточка с отрывком из какого-либо литературного
произведения, в котором описано конкретное
оптическое явление. Задание заключается в том,
чтобы назвать данное явление и описать условия
его возникновения или протекания. Вопросы по
теме: "Свойства света”
1. …И благовонных миртов ряд,
И кедров гордые вершины,
И золотые апельсины
Зерцалом вод отражены…
(А.С.Пушкин "Руслан и Людмила”) |
2. Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
(Ф. Тютчев) |
3. Уж тысячи лет, как
старый фрегат
Не может найти себе гавани.
Тысячи лет, как мачты скрипят,
Когда же окончится плаванье?
"Летучий голландец”, скиталец морей,
Ты радость приносишь и горе.
"Летучий голландец”, призрак морей,
Когда же окончится плаванье?
(песня "Летучий голландец”) |
4. Сомненье, вера, пыл живых
страстей
Игра воздушных мыльных пузырей:
Тот радугой блеснул, а этот – серый…
И разлетятся все! Вот жизнь людей.
(Омар Хайям "Рубаи”) |
|
5. Я хочу, чтобы ты увидала:
За горой, вдалеке, на краю
Солнце сплющилось, как от удара,
О вечернюю землю мою.
(А.Т.Прасолов) |
6. Зато лесная глушь сверкает
и горит
В наряде праздничном листвы своей
И ярким золотом полуденных лучей,
И нежным пурпуром безоблачной зари.
(А. Чернышев "Осень”) |
Блиц-вопрос
(Задается в аудиторию, отвечает первый
желающий)
Почему влажные пористые и шероховатые
предметы темнее сухих?
Гид (ведущий). Дальше на пути нашего
следования ультрафиолетовое королевство со
своей столицей - Стеклоград. Если город
Экспериментаторов ИК-королевства – это кузница,
то город Стеклоград УФ-королевства – здравница.
Здесь Солнце, море, пляж, оздоровительные
процедуры, телевизор, а там реклама…
Задание №6 "Реклама нашего
городка”
Каждой тургруппе заранее предлагалось
выполнить домашнее задание: прорекламировать то
или иное применение свойства ультрафиолетового
излучения, например, солярий, кварцевую лампу и
т.д.
Блиц-вопрос
(Задается в аудиторию, отвечает первый
желающий)
Некоторые продукты под действием
ультрафиолетовых лучей люминесцируют в
затемненном помещении разным цветом. Зачем это
делают?
Гид (ведущий). Вот мы и добрались до
Страны Рентгении и страны гамма-излучения.
Страна Рентгения полностью поглощена
сохранением здоровья всего мира
электромагнитных волн и равзивается в
медицинском направлении. А Страна
гамма-излучения - это военный центр, охраняющий
мир электромагнитных волн от любых внешних
агрессий. Но во всем мире электромагнитных волн
мир и поэтому военные и медики иногда во время
досуга играют в домино…
Задание №7 "Физическое домино”
Каждой тургруппе раздается по
одинаковому числу карт-косточек. Игра начинается
с "пустышки”. Играющие по очереди выставляют
свои карты так, чтобы каждая следующая карта была
логически связана с предыдущей, аргументируя
выбор именно этой карты. Выигрывает та команда,
которая первой выставит свои карты.
Примеры карт: Гид (ведущий). (жюри подводит итоги и
объявляет команду-победительницу и победителя в
личном соревновании) Вот и закончилось наше
путешествие по миру электромагнитных волн! Мы,
разумеется, посетили не все
достопримечательности каждого из государств и
королевств, но уже имеем представление о
многообразии свойств электромагнитных волн и
тем более об их применении. Надеюсь, прогулка по
миру электромагнитных волн, ребята, вам
понравилась. До следующих встреч!!! |