Цели урока:
1. Обучающая: повторение некоторых вопросов
темы - строение атома, атомного ядра, изотопы,
природа лучей, ядерные реакции, применение
ядерной энергии, биологическое действие
радиоактивных излучений, способы защиты;
2. Воспитательные: воспитание навыка работы в
коллективе - коллективное решение вопросов,
развитие ответственного отношения к учебе,
развитие эмоциональной сферы учащихся;
3. Развивающие мыслительную деятельность:
рассмотрение свойств объектов на основе анализа
количественных и качественных характеристик;
при анализе качественных вопросов показать
знания современного материала, проблем охраны
окружающей среды в Москве, России и в мире в
целом;
Метод урока: деловая игра.
а) метод выбран для создания деловой
неформальной обстановки на уроке, которая
помогла бы всем учащимся проявить себя, внести
личный вклад в ответ команды;
б) данный метод проведения урока позволяет
сделать его более динамичным, охватить большой
круг вопросов для повторения, провести
оперативный контроль знаний, по возможности
ликвидировать пробелы в знаниях;
в) метод обеспечивает увлекательность,
развитие интереса, посильность, дух
соревнования, быстрое подведение итогов, оценка
работы каждого учащегося в группе.
УСЛОВИЯ ИГРЫ
1. Учащиеся группы делятся на 5 команд и выбирают
капитана (сделать заранее).
2. Каждая команда принимает участие во всех
проводимых конкурсах.
3. Команда дает коллективный ответ.
4. За правильный ответ баллы начисляются по
схеме (см. ход игры);
За неполный или неточный – баллы уменьшаются;
За отказ или неправильный ответ - "0” баллов
(оценивает учитель).
5. Итоги подводятся после проведения всех
конкурсов.
6. Все члены команды, набравшей большое
количество очков, получают "5”, "4”, и т.д. до
"2”.
Оборудование:
кодоскоп и набор кодосхем для проверки знаний,
сборники задач с таблицей Д.И. Менделеева.
Домашнее задание: продолжить подготовку к
контрольной работе по теме "Атом и атомное
ядро”.
ХОД ИГРЫ
1. Активизация знаний учащихся при
определении названия команды (капитан выбирает
конверт, в нём находятся определения, которые
необходимо заменить одним словом-понятием,
названием объекта из данной темы, это и будет
названием команды). За правильный выбор - 1 балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1) Дай название команде.
а) ……………………………………- в нём сосредоточен
положительный заряд атома.
б) ……………………………………..- мельчайшая частица
простого вещества.
в) ……………………………………- из них состоят все
ядра.
г) ……………………………………..- отрицательно
заряженная частица, столкновение которой с
альфой-частицей подобно столкновению автомобиля
с комаром.
д) ……………………………………..- химически
неразличимые вещества, "живущие в одной
квартире” (таблица Д.И.Менделеева).
2. Разминка-тестирование (всем командам в
быстром темпе предлагаются 3 вопроса и ответы для
выбора). За правильный ответм - 1 балл,
максимальный итог тестирования - 3 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Кто экспериментально установил
существование ядра в атоме? а) Бор
б) Беккерель
в) Резерфорд |
2. Кто открыл явление
радиоактивности? а) Рентген
б) Резерфорд
в) Беккерель |
3. Кто дал квартиры всем химическим
элементам в известной "домовой книге”? а)
Ломоносов
б) Менделеев
в) Эйнштейн |
4. Кто открыл нейтрон? а) Гейзенберг
б) Чедвик
в) Мария Соколовская-Кюри |
5. Кто предложил протонно-нейтронную
модель ядра? а) Бор
б) Иваненко-Гейзенберг
в) Резерфорд |
6. Из каких частиц состоит ядро
атома? а) протонов и нейтронов
б) нуклонов
в) протонов, нейтронов, электронов |
7. Атом возбуждён. Где находится
электрон? а) на I уровне
б) на любом уровне
в) на любом, кроме I |
8. Между какими парами внутри ядра
действуют ядерные силы притяжения? а)
протон-нейтрон
б) протон-протон
в) нейтрон-нейтрон |
9. Атом возбуждён. Как он ведёт себя? а)
испускает кванты
б) испускает свет
в) ничего не делает |
10. Ядро атома в возбуждённом
состоянии. Как оно освобождается от избытка
энергии? а) испускает свет
б) испускает кванты
в) испускает радиоволны |
11. Каков порядок размеров ядра? а) 10-8
м
б) 10-10 м
в) 6,62 х 10-18 м |
12. Что может излучать радиоактивное
ядро? а) -
частицы
б) - частицы
в) - лучи |
13. Почему изотопы находятся в одной
клетке таблицы Д.И.Менделеева? а) у них
одинаковая масса ядра
б) у них одинаковое |
14. Сколько протонов в ядре серебра AG?
а) 47
б) 108
в) 61 |
15. Сколько нейтронов в ядре фтора F-19? а)
9
б) 19
в) 10 |
3. Задание №1. "Объясни рисунок”.
(Каждой команде демонстрируется кодосхема с
рисунком из данной темы, который они видели и
знают). Кодосхемы можно заменить рисунками или
схемами из учебника, если позволяет техническое
оснащение кабинета (ТСО). Задача команды- дать
лаконичный ответ по плану:
а) что изображено на рисунке?
б) какую роль это имело или имеет в дальнейшем
развитии физики атома и атмного ядра?
За исчерпывающий ответ- 3 балла, за ответ на
дополнительный вопрос в случае затруднения - 0,5
балла.
Мною предлагались следующие рисунки из
учебника "ФИЗИКА-11” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева.
Рис.258 стр.275, рис.262 стр.285, рис.266 стр.293, рис.271
стр.314,
схема цепной реакции, строение протона и
нейтрона, состоящих из кварков определённого
вида.
4. Задание №2. "Дополнить ядерную реакцию”.
Учащиеся получают неполную запись ядерной
реакции, их задача- определить неизвестное и
объявить ответ. Если он правильный, то без
комментариев команда получает- 3 балла, если
ответ неверный, то на доске проводится проверка.
В этом случае команда баллов не набирает.
"Дополнить ядерную реакцию”.
1. Дополнить ядерную реакцию:
2. Дополнить ядерную реакцию:
3. Дополнить ядерную реакцию:
4. Дополнить ядерную реакцию:
5. Дополнить ядерную реакцию:
4. Задание №3. "Экология и ты”.
(Учашимся предлагается задание, они его
комментируют, проявляя свои знания, мнения, общую
подготовку, кругозор и т.д.). За правильный ответ,
полный ответ - 3 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1. Газеты часто сообщают, что клюква, которую
продают бабушки у метро, бывает радиоактивной.
Почему это опасно? Какой совет вы можете дать
покупателям- где можно покупать ягоды?
2. Очередная крупная партия радиоотходов,
вывезенных из медицинских учреждений г.Москвы,
была задержана на мусоровозе №2. Радиоактивный
фонд был 33 600 рентген вместо 20. Отходы
контактировали с короткоживущими (Т=6,01 часа)
изотопом технеция-99, который используется для
диагностики. Как надо избавляться от таких
отходов? Почему работники медицинских
учреждений поспешили?
3. Укажите, какие меры предосторожности должен
знать человек, находящийся в зоне радиоактивного
заражения: что и как можно пить, есть? Где
сохраняются радионуклиды в овощах, фруктах,
ягодах, грибах? Что нужно помнить при купании в
открытом водоёме?
4. Ошибались и величайшие умы. Так, один из
основателей ядерной физике Эрнст Резерфорд
писал: "Всякий, кто ищет в трансформации атомов
возможность получать энергию, занимается полной
чушью”, а Альберт Эйнштейн считал, что "нет ни
малейших указаний на то, что из атомов когда-либо
можно будет получать энергию”. Они ошиблись. Где
же используется ядерная энергия? Нужно ли
некоторые способы её применения ускорять,
запрещать, уничтожать?
5. Переработка 1 тонны отработанного ядерного
топлива стоит 1,5 млн. долларов, это равноценно
продаже 83 000 тонн нефти. Как вы относитесь к
предложению энергетиков ввозить из разных стран
радиоактивные отходы и перерабатывать их в
России?
5. Подведение итогов, выставление оценок. |