Тип урока: урок повторения учебного
материала об основных физических явлениях,
изученных в 7-м классе по темам "Первоначальные
сведения о строении вещества”, "Взаимодействие
тел”, "Давление твердых тел, жидкости и газов”.
Форма: урок-соревнование на основе
комплекса игровых компьютерных заданий для
групповой и индивидуальной работы.
Цель урока: закрепление и
совершенствование знаний учащихся по выше
указанным темам, развитие ключевых компетенций:
кооперативной, коммуникативной, проблемной,
информационной.
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторение и проверка знаний учащихся о
физических явлениях с основными атрибутами
явления:
- внешними признаками;
- условиями протекания и наблюдения;
- научным объяснением на основе физической
теории;
- связями с другими явлениями;
- проявлениями в природе и жизнедеятельности
человека;
- техническими и другими практическими
применениями;
- Формирование кооперативной и проблемной
компетенций;
Воспитательные:
- Развитие представлений о многообразии
физических явлений и их важной роли в окружающем
мире;
- Формирование коммуникативной и информационной
культуры учащихся;
Развития:
- Формирование мыслительных умений
анализировать явления, делать выводы и
обобщения;
- Проверка уровня самостоятельности мышления
школьника по применению имеющихся знаний в
различных ситуациях;
- Развитие устной речи.
План проведения урока
Этап |
Деятельность учащихся |
1. Организационный 1 мин. |
Класс делится на две команды и занимает
свои места. Жюри (учащиеся старших классов)
готовятся оценивать результаты конкурсов. |
2. Актуализация ранее изученного 4 мин. |
Учитель: "Наша жизнь - бесконечная
череда сменяющих друг друга явлений, просмотрите
видеофрагмент и назовите как можно больше
физических явлений”. Учащиеся фиксируют
названия явлений, анализируя наблюдаемое. |
3. Повторение
учебного материала
при выполнении заданий-конкурсов32 мин. |
Учащиеся выполняют задания,
формирующие ключевые компетенции. См. табл.
"Конкурсы”, "Развитие компетенций…” |
4. Итоговый 3 мин. |
Подведение итогов, сообщение жюри о
результатах соревнований. Оцениваются самые
активные и знающие учащиеся. Домашнее задание. |
Конкурсы
№ задания |
Название |
Формируемые учебные навыки и
умения |
1 конкурс |
"Что наша жизнь? …
Череда явлений?” |
Распознавание внешних отличительных
признаков явлений и условий их протекания |
2 конкурс |
"Заполни корзины:
"явления” и "эксперименты”” |
Закрепление понятий: физический и
химический эксперимент, физическое и химическое
явление |
3 конкурс |
"Механическое движение” |
Повторение определений: равномерное и
неравномерное движения, прямолинейное и
криволинейное движения |
4 конкурс |
"Назови и объясни явления” (по
ассоциации с рисунком) |
Объяснение явлений: диффузия,
взаимодействие молекул, механическое движение,
инерция, магнитное взаимодействие, свободное
падение, смачивание, давление и атмосферное
давление |
5 конкурс |
"Установи соответствие” |
Описание физического явления
уравнением (количественный уровень) |
6 конкурс |
"Галерея портретов физиков” |
Формирование знаний по истории физики |
7 конкурс |
"Анимация” |
Использование физических явлений в
технических устройствах |
8 конкурс |
"Ключом ко всякой науке является
вопросительный знак” О. де Бальзак |
Обобщение знаний о явлениях
(составление вопросов к коллажу) |
Развитие компетенций и личностных
качеств учащихся в процессе подготовки и
проведения урока
Компетенции |
Развитие личностных качеств
и психических процессов |
Способы и приемы
деятельности |
Коммуникативная |
Аудиальный и визуальный каналы
восприятия; чувство прекрасного
(художественное, звуковое оформление
электронной презентации урока);
умение вести диалог, слушать и слышать. |
Развитие речи, общение с
одноклассниками и старшеклассниками, учителем,
проговаривание возможных вариантов ответов,
выбор темы презентации, вариантов её оформления,
обсуждение вопросов с родителями. |
Кооперативная |
Развитие внимания, памяти; уважительное
и критичное отношение к партнеру;
дисциплинированность, трудолюбие;
самореализация в коллективном творческом деле. |
Целенаправленное взаимодействие с
учителем физики, консультантами, учителем
информатики, группой учащихся, распределение
ролей в команде, обмен идеями, материалами, поиск
оптимальных решений. |
Проблемная |
Развитие мышления; анализ, синтез,
обобщение, конкретизация в процессе выполнения
заданий;
воля, упорство, концентрация внимания. |
Теоретическое объяснение реальных
физических явлений, установление связей и
зависимостей реальных процессов, поиск и
проверка решения, анализ примеров, применение
знаний в новых ситуациях; самостоятельное
выдвижение и решение учебной задачи. |
Информационная |
Все мыслительные операции, включение
всех каналов восприятия, воображения, образность
мышления, его критичность, умение
ориентироваться в потоке информации, повышение
информационной культуры, мобильности личности. |
Сбор информации из разных источников в
процессе подготовки к уроку (литература,
интернет, периодическая печать, телевидение); её
обработка и оформление (компьютерная
мини-презентация, составление вопросов,
теоретическая подготовка по теме);
использование компьютера на уроке. |
Конспект урока
Подготовка урока: ребята заранее делятся
на две команды, примерно равные по силам. Каждая
выбирает себе капитана, консультантов, которые
занимаются со слабо успевающими, все повторяют
теоретический материал по темам и ведут поиск
интересных материалов о всевозможных физических
явлениях их разных источников информации
(материалы можно оформить в любом виде и сдать на
проверку учителю). Учеба становится для всех
интересной, у учеников повышается мотивация,
всем хочется добиться хороших результатов.
Развиваются коммуникативные и кооперативные
навыки учащихся.
Учащимся говорю, что будет учитываться
активность каждого и команды в целом. В роли
судей — их старшие товарищи из 10 класса (заранее
подготовленные учителем на кружке). Готовлю
ведомость, в которую жюри будет вносить оценки
(по 5-и бальной шкале) за каждый ответ.
В итоге побеждает команда, набравшая больше
баллов. Самые активные и успешные ученики
оцениваются пятерками.
I этап. Организационный момент (1мин).
Приветствие учителя и приглашение учащимся
занять свои места согласно номеру команды (№1 и
№2).
Жюри готовится оценивать результаты конкурсов.
На доске тема: "Физические явления”.
II этап. Актуализация ранее изученного.
1 конкурс. "Что наша жизнь?.. Череда явлений? (4
мин)
Учитель: "Наша жизнь – бесконечная
череда сменяющих друг друга разнообразных
явлений. Задание: просмотрите видеофрагмент и
назовите как можно больше физических явлений,
анализируя наблюдаемое”.
Деятельность учащихся: звучит ритмичная
музыка, учащиеся просматривают видеофрагмент,
анализируют, письменно фиксируют названия и вид
явлений (т. е происходит систематизация ранее
изученного). Затем представители команд
поочереди зачитывают названия: кто больше.
Возможные ответы: движение автомобиля
(механическое явление), кипение воды (тепловое
явление), радуга (световое) и т.п.
Жюри задает дополнительные вопросы командам,
например: "Почему падание капли дождя –
механическое явление?”. Ответ: "Так как
происходит изменение ее положения относительно
дерева, земли”.
"Почему кипение воды – тепловое явление?” -
"Так как оно связано с изменениями температуры
тела”.
Результат: выделяются существенные
признаки явлений: механических, тепловых,
световых, электрических, звуковых и т.п.
III этап. Основной (32 мин).
Повторение материала в ходе применения
знаний при выполнении конкурсных заданий.
Учитель (или помощник-старшеклассник)
своевременно включает компьютерные задания по
ходу урока.
2 конкурс. Заполни корзины: "явления” и
"эксперименты”.
Представители команд выполняют по 5 заданий,
работая за компьютером, перетаскивая "мышью”
картинки в корзины:
"наблюдения физических явлений в быту и
природе”;
"наблюдения химических явлений в быту и
природе”;
"физический эксперимент”;
"химический эксперимент”.
Все учащиеся имеют возможность тем временем
сделать самопроверку своих знаний.
Результат: закрепляются понятия:
эксперимент и явление с их отличительными
признаками и условиями протекания.
3 конкурс. "Механическое движение”.
Учитель: "Ребята, механическое движение —
очень распространенное физическое явление в
окружающем нас мире. Какой вид движения
иллюстрируется на фотографии?”
Ученики: (по одному от команды) выполняют
задание, работая с компьютерной моделью,
обозначая виды движения на основании знаний о
них: равномерное и неравномерное; прямолинейное,
криволинейное или по окружности.
На большом экране фиксируются правильные
ответы, жюри протоколирует результаты.
Результат: повторение видов механического
движения.
4 конкурс. Учитель объявляет название
следующего конкурса "Назови и объясни
явление”. "Включая” образное мышление учащиеся
рассматривают "картину явления”, читают на
экране задание и поочереди по поднятию руки
кратко отвечают, выполняя самопроверку, нажатием
кнопки "ответ”. Объясняемые явления: диффузия
чая в горячей воде, смачивание стеклянной
пластины водой, движение бегуна на спортивной
дорожке, явление инерции при насаживании молотка
на рукоятку, магнитное явление — притяжение
стальной скрепки к магниту, притяжение листьев к
земле при листопаде, трение качения в шариковом
подшипнике, смачивание губки водой, давление на
опору шины автомобиля и ноги человека,
атмосферное давление удерживает столбик ртути в
трубке Торричелли.
В результате, объясняя физические явления
на основе теоретических знаний, ученики
устанавливают причинно-следственные связи и
совершенствуют умения выражать свою мысль в
устной речи.
5 конкурс. Помощник-старшеклассник
объявляет название "Установи соответствие”.
В этом задании отрабатывается умение
характеризовать явление количественно, то
есть математическим соотношением, выражающим
связь между физическими величинами,
характеризующими явление, повторяются основные
формулы.
Это задание выполняется фронтально письменно
каждым учащимся, и листы сдаются в жюри для
оценки (записи краткие: цифра-номер явления,
буква - соответствующая ему формула).
Установленные соответствия таковы:
6 конкурс. Учитель: "Друзья, а сейчас: "Галерея
портретов физиков”. Назовите ученых и их
основные научные достижения в области физики”.
Учащиеся, посовещавшись, отвечают.
В галерее для команды № 1 портреты: Галилео
Галилея, М.В.Ломоносова, Отто фон Герике; Роберта
Гука; для команды № 2: Исаака Ньютона, Блеза
Паскаля, Архимеда, Торричелли.
Результат: происходит углубление знаний по
истории физики.
7 конкурс. "Анимация”.
Учитель инструктирует: просмотрев анимацию
первый раз в беззвучном режиме, во второй раз —
озвучьте анимацию, описав работу технического
устройства. Первой команде предлагается модель
"Работа гидравлического тормоза автомобиля”,
второй — "Работа насоса”.
Команды обсуждают ситуации, возможна помощь
команды. Этот интересный конкурс требует умений
быстро мыслить и синхронно с "видео” пояснить
происходящее на экране. Возможно, это конкурс
капитанов.
Результат: Раскрывается роль физических
явлений в создании полезных человеку
технических устройств. Осмысление знаний и их
применение для объяснения новых ситуаций.
8 конкурс. "Ключом ко всякой науке является
вопросительный знак”. Это задание было
домашним. Постановка вопроса — действенное
средство развития мышления, так как его
придумывание помогает проникнуть в сущность
явления, уяснить свойства и связи. Команда
составляла коллаж и вопросы к нему, оформляла
мини-презентацию в электронном виде по
следующим, самостоятельно выбранным темам:
"Давление” и "Смачивание, несмачивание”, чтобы
на уроке представить их команде-сопернице. После
краткого совместного обсуждения представители
команд давали ответы на вопросы.
Прозвучали, например, вопросы-ответы:
"Для чего острия режущих инструментов делают
как можно более острыми?” – "Уменьшая площадь
опоры, на которую действует сила давления,
увеличиваем производимое давление”, или
"Почему плащ-дождевик не промокает?” – "На
границе ткань-вода происходит явление
несмачивания, так как молекулы жидкости
притягиваются сильнее друг к другу, чем к
молекулам ткани”.
Жюри оценивало содержание, оформление
презентации; качество вопросов и ответов
учащихся.
IV. Итоговый этап.
Жюри сообщает о результатах соревнования,
называя победившую команду, вручая командам
памятные грамоты.
Все самые активные и знающие учащиеся получают
отличные и хорошие оценки.
Учитель дает творческое домашнее задание:
напишите сочинение по теме "Физические
явления”, связав в рассказ несколько случаев,
где встречается то или иное физическое явление.
Рассказ должен быть, во-первых, логически
связанным, во-вторых, не только повествовать о
физических явлениях, но и объяснять их.
Замечание. Набор конкурсов и заданий в них
может варьироваться в зависимости от
особенностей класса и уровня подготовленности
учащихся. |