Такой урок позволяет познакомить учащихся с
методом исследований на уроке, составления плана
самостоятельной работы, научить делать выводы на
основании полученных результатов.
Цели урока:
- 1Обучающая: "получить" учащихся: усвоивших,
что такое явление диффузия, умеющих его отличать
от других явлений; умеющих работать в группе,
планировать свою деятельность.
- Развивающая: "получить учащихся: создавать
понятие физического явления, умеющих объяснять
ход эксперимента и его результаты, слушать
других учащихся, корректировать их выступления.
Этапы урока:
1. Формулирование цели урока --------------------------------3
мин.
2. Актуализация знаний-------------------------------------------3
мин.
3. Беседа по технике безопасности
----------------------------3 мин.
4. Выдача заданий группам, консультация
-------------------5 мин.
5. Работа по группам-----------------------------------------------10
мин.
6. Объяснение нового
материала---------------------------------7 мин.
7. Совместное обсуждение результатов
экспериментов----9 мин.
8. Подведение итогов урока, запись домашнего
задания---5 мин.
Итого-------------45 мин.
Преподавание ведется по учебнику Перышкина А.В.
"Физика - 8", М.:Просвещение, 2006.
По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях
с тем, чтобы в конце урока подвести итог.
Оборудование: четыре прозрачных
стакана с холодной водой, три прозрачных стакана
с горячей водой, ложка, семь секундомеров. Пять
емкостей с йодом, две емкости с маслом, семь
пипеток, тряпки. Все оборудование учитель
готовит заранее и раздает учащимся при выдаче
заданий по их просьбе.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня ребята мы познакомимся с
явлением, которое играет очень важную роль в
природе, это явление мы с вами встречаем на
каждом шагу, не задумываясь об этом. Для этого мы
проведем серию экспериментов, в ходе которых вы
выступите в качестве ученых - открывателей. Нам
нужно разбиться на семь групп, у каждой будет
свое задание. Сядьте так чтобы вам было удобно
работать друг с другом.
Ученики: Быстро пересаживаются.
Учитель: Кто мне напомнит, что мы знаем о
веществах.
Ученик: Вещество состоит из молекул или атомов,
между ними есть промежутки, частицы одного
вещества одинаковые, частицы делимы.
Учитель: (Раздает группам задания, написанные
на карточке.) Ребята не забывайте о правилах
техники безопасности!
(На демонстрационном столе стоят подносы с
необходимым группе оборудованием, ученики
группы выбирают свой поднос, приступают к
исполнению работы. Учитель подходит к группам,
отвечает на вопросы, помогает, если учащиеся не
выполняют задание. Следит, чтобы учащиеся делали
записи.)
Тексты карточек:
1. Добавьте в стакан с холодной водой 5 капель
йода, опишите наблюдения, измерьте время.
2. Добавьте в стакан с горячей водой 5 капель
йода, опишите наблюдения, измерьте время.
3. Добавьте в стакан с холодной водой 10 капель
йода, опишите наблюдения, измерьте время.
4. Добавьте в стакан с горячей водой 10 капель
йода, опишите наблюдения, измерьте время.
5. Добавьте в стакан с холодной водой 10 капель
масла, опишите наблюдения, измерьте время.
6. Добавьте в стакан с горячей водой 10 капель
масла, опишите наблюдения, измерьте время.
7. Добавьте в стакан с холодной водой 5 капель
йода, перемешайте ложкой, опишите наблюдения,
измерьте время.
Ученики должны при проведении эксперимента
записывать свои наблюдения в тетрадь, по
возможности измерять время!
Учитель: Откройте учебник на странице 20,
параграф 9, разберем опыт рисунка 23. Что вы видите?
Ученик: В сосуде находятся две жидкости:
темно-голубого цвета и белого, видно границу
раздела жидкостей. На следующих рисунках граница
размывается, в сосуде образуется одна
бледно-голубая жидкость. Значит жидкости
перемешались. Кто-то из учащихся замечает, что
такой же процесс происходил и в их экспериментах.
Учитель: Расскажите о своих наблюдениях.
(Представители групп описывают наблюдения,
учитель на доске записывает тезисы)
Ученики: (представлены записи из тетрадей
учащихся)
- 1 группа: У нас был сосуд с холодной водой, в
который мы добавляли 5 капель йода. Мы видели
движение капель в воде, они падали вниз,
расплываясь по пути, оставляли коричневые
дорожки, сейчас следов не видно, но вся вода стала
бледно коричневого цвета, время мы не измерили.
- 2 группа: У нас был сосуд с горячей водой, в
который мы добавляли 5 капель йода. У нас
происходил такой же процесс, но дорожек не было
видно, в месте падения йод расплывался, как-будто
части йода двигались в воде.
- 3 группа: У нас был сосуд с холодной водой, в
который мы добавляли 10 капель йода. Раствор,
который мы получили более яркого цвета, чем у
первой группы. Время мы измерили - 11 мин.
- 4 группа: У нас был сосуд с горячей водой, в
который мы добавляли 10 капель йода. Сначала
дорожек не было видно, потом цвет в верхней части
сосуда стал более ярким, сейчас жидкость
одинакового цвета, перемешивание длилось 8 мин.
- 5 группа: У нас был сосуд с холодной водой, в
который мы добавляли 10 капель масла. Наши капли
всплывали на поверхность воды, сейчас у наверху
пленка из масла.
- 6 группа: У нас был сосуд с горячей водой, в
который мы добавляли 10 капель масла. У нас
некоторые капли всплыли, некоторые находятся
внутри воды, расплываются.
- 7 группа: У нас был сосуд с холодной водой, в
который мы добавляли 5 капель йода и сразу
перемешали. Вода стала сразу бледно-коричневого
цвета. Все произошло быстро, время не успели
измерить.
(Учитель во время докладов ребят следит за
временем, помогая высказываться, делает записи
на доске)
После выступления представителей групп на
доске записи:
- дорожки другого цвета
- раствор бледного цвета
- раствор яркого цвета
- расплываются
- растворяются
- время зависит от температуры
- масло не растворилось
- ложка ускорила процесс растворения
Учитель: Запишем в тетрадь определение явления,
которое мы с вами наблюдали: Ребята, кто не
успевает писать, откройте страницу 22. Взаимное
проникновение молекул одного вещества между
молекулами другого, называют диффузия.
Подведем итоги: чем отличаются результаты
проведенных опытов?
Ученики: При использовании горячей воды
диффузия или если использовать ложку диффузия
протекает быстрее; цвет раствора зависит от
количества йода; результат зависит от молекул,
т.к. йод и масло растворяются по-разному.
(учитель следит за речью учащихся, учащиеся
должны использовать физические термины,
помогает формулировать предложения)
Учитель: Запишем выводы в тетрадь. (Учитель
произносит фразы, учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель просит одного из учащихся произносить,
что он пишет)
Скорость и результаты диффузии зависит от
- температуры воды,
- внешних воздействий,
- количества вещества,
- состава вещества.
(Учитель обходит класс, проверяя как учащиеся
записывают под диктовку, записано ли у них
определение, наблюдения. Учащиеся, у которых
учитель обнаружил не правильно сделанную работу
будут задержаны после урока, для исправления
ошибок)
Учитель: Осталось выяснить, по какой причине
происходит диффузия. У кого есть идеи?
Ученики: Мы видели расплывающиеся дорожки,
можно сделать вывод о движении молекул йода,
проникновения их между промежутками молекул
воды.
Учитель: А молекулы воды движутся?
Ученики: Если молекулы йода движутся, то и
молекулы воды должны двигаться.
Учитель: Верный вывод! Значит, диффузия
является доказательством движения молекул
вещества.
Учитель: Ребята, откройте дневники, запишем
домашнее задание. Параграф 9, при подготовке
домашнего задания обратите внимание на роль
диффузии, приведите свои примеры.
(По итогам урока каждому ученику выставляется
отметка. Учитель учитывает работу в группе,
ответы при совместном обсуждении, работу в
тетради. Отметки сообщаются учащимся на
следующем уроке. |