"Наука начинается с тех пор, как
начинают измерять. Точная наука немыслима без
меры.
В природе мера и вес – суть главные
орудия познания”.
/Д.И.Менделеев/
Цели:
а) образовательные
ученик должен усвоить:
- понятие физической величины и единиц
измерения;
- способы измерения физических величин;
- алгоритм определения цены деления и
погрешности.
б) развивающие
ученик должен уметь:
- определять цену деления и показания
измерительных приборов;
- записывать показания результатов измерений с
учётом погрешностей.
в) воспитательные:
воспитание патриотизма и гражданственности
при изучении исторических аспектов темы;
развитие коммуникативности в процессе
совместной деятельности.
Структура урока:
№ |
Этап урока |
Форма деятельности |
Время |
1 |
Орг.момент |
Создание рабочей обстановки |
1-2 мин. |
2 |
Проверка дом.задания |
Тест |
5 мин. |
3 |
Актуализация знаний |
Эксперимент |
5 мин |
4 |
Изучение нового меатриала |
Эвристическая беседа, просмотр
фрагмента фильма, работа с физ.приборами и
дидактическими карточками |
20 мин. |
5 |
Закрепление |
Самостоятельное выполнение
заданий по теме |
10 мин. |
6 |
Рефлексия |
Ответы на вопросы |
2-3 мин. |
Оборудование:
- мультимедийный проектор для демонстрации
презентации;
- три стакана с горячей, тёплой и холодной водой
для проведения эксперимента,
- линейка, карандаш, термометр (с = 1° С), мензурка.
- индивидуальные дидактические карточки для
определения цены деления мензурки и термометра.
Ход урока
1) Оргмомент.
2) Проверка домашнего задания:
Контрольный тест по материалам предыдущего
урока.
3) Актуализация знаний.
Проведём эксперимент. В трёх стаканах налита
горячая, тёплая и холодная вода. Опустите один
палец левой руки в горячую воду, немного
подержите, и опустите в тёплую. Тёплая вода
покажется вам…(холодной). А теперь опустите
палец правой руки в холодную воду, а затем в
тёплую. Какой покажется вода?... (горячей). Но ведь
вода не изменилась? Что нужно сделать, чтобы
абсолютно точно определить, какая же всё-таки
вода в стакане? (в процессе беседы приходим к
выводу):
Вывод: Иногда наши чувства могут нас
обманывать, и поэтому просто необходимо в
процессе наблюдений и опытов делать измерения
каких- то величин.
4) Изучение нового материала.
Эти величины называются физическими, и многие
уже знакомы вам из математики, естествознания
(например: длина, масса, площадь, скорость и т.д.).
Измерения чрезвычайно важны и в науке, и в
окружающей жизни.
Великий русский учёный Д.И. Менделеев говорил
так: "Наука начинается с тех пор, как
начинают измерять. Точная наука немыслима без
меры. В природе мера и вес – суть главные орудия
познания”.
И поэтому тема урока сегодня: " Измерение
физических величин”
Сегодня на мы должны ответить на
следующие вопросы:
- Зачем нужно измерения?
- Что такое физическая величина?
- Как измерить физическую величину?
На первый вопрос мы уже ответили в процессе
обсуждения эксперимента, поэтому переходим ко
второму вопросу:
Что такое физическая величина?
Ещё раз вернёмся к опыту. Возьмите в руки
термометр, опустите его в первый стаканчик с
водой, подождите немного и назовите температуру
воды. (на данном этапе урока это измерение может
быть неточным, но оно позволит ввести понятие
физической величины как количественную
характеристику объёкта)
Теперь точно также измерьте температуру в
остальных стаканах. Запишите результаты в
тетрадь в порядке возрастания.
/ Например: 20 °, 40 °, 60°/
Вот теперь мы легко определим, где какая вода.
Температура определяется числом, и чем число
больше, тем теплее вода. И мы можем записать в
тетрадь общее определение:
Физ.величина – это количественная (числовая)
характеристика тела или вещества. Она
обозначается буквами латинского алфавита,
например:
m – масса, t – время, l - длина.
Любая физ.величина, кроме числового значения,
имеет единицы измерения.
Например: На обёртке шоколадки написано:
"Масса 100 г”.
Масса – это.. (физическая величина)
100 – это…(числовое значение)
г - грамм – это… (единица измерения).
А теперь попробуйте сами:
Мой рост – 164 см.
Рост (длина) – это… ( физическая величина)
164 – это.., ( числовое значение)
см – это..(единица измерения )
Следовательно, когда мы измеряет какую-то
величину, мы сравниваем её с определёнными
единицами измерений. Запишем определение:
Измерить физ.величину –значит сравнить её с
однородной величиной, принятой за единицу
измерений. Теперь у нас остался главный
вопрос: Как измерить физическую величину?
Давайте посмотрим, как учились измерять герои
мультфильма. Вы должны будете ответить на
вопросы:
- Какую физическую величину измеряли герои
фильма?
- В каких единицах?
- А чем измеряли?
- Правильно ли это? Почему?
Слайд 7 (просмотр фрагмента мультфильма).
Обсуждение ответов.
С такими сложностями встречались не только
Удав и его друзья. На Руси с древних времён
существовали свои единицы измерения расстояний,
массы и объёма. И хотя мы ими сейчас почти
не пользуемся, в пословицах и поговорках, сказках
и стихах они сохранились. Объясните смысл этих
высказываний. Чтобы не путаться в измерениях. В
России ещё в 16 и 17 веках была создана единая для
всей страны система мер. В 1736 г. Сенат принял
решение об образовании Комиссии весов и мер.
Комиссией были созданы образцовые меры –
эталоны. К 1807 г. были изготовлены три эталона
аршина (хранились в Петербурге): хрустальный,
стальной и медный. Они уже были приведены в
соответствие с английскими мерами длины – футом
и дюймом. Этого требовала необходимость развития
торговых отношений с другими странами – ведь уже
в начале 18 века в разных странах насчитывалось 400
различных по величине единиц! Чтобы хорошо
понимать друг друга и была создана Международная
система единиц (СИ), где каждой величине
присвоили своё обозначение и единицу измерения.
(стенд "Международная система единиц”) Здесь
указаны все физические величины, и в курсе физики
мы будем их изучать. Сегодня же обратим внимание
на самые главное, Величины бывают основными и
производными. Запиши в тетради единицы измерения
основных физ.величин:
Масса – кг (килограмм), длина – м (метр), время –
с (секунда)
Но массу можно измерять ещё ... (в граммах,
миллиграммах, тоннах). Вы уже изучали это в
курсе математики. А в каких единицах измеряют
длину? Время? Систему СИ называют десятичной.
Все однородные величины связаны между собой.
1 килограмм = 1000 (103) г 1 километр = 1000
(103) м
1 миллиграмм = 0,001 г 1 миллиметр = 0,001м
Есть специальная таблица, которую используют
для перевода единиц измерения:
Мы сегодня должны научиться правильно
пользоваться измерительными приборами.
Вы уже измеряли сегодня температуру воды. Итак,
что же нужно для измерений? Во-первых, иметь
прибор, во-вторых, надо уметь им пользоваться.
Хорошо знакомая линейка – это прибор для
измерения длины. Температуру измеряют другим
прибором – термометром.
Измерительный прибор – это устройство для
измерения какой–либо физической величины.
(Слайд 9.) Здесь вы видите различные
измерительные приборы: термометр, спидометр,
счетчик для воды, манометр.
Все они очень разные, но у них есть сходство. У
каждого прибора обязательно есть шкала с
делениями и цифрами.
Самое большое значение на шкале называется
верхним пределом, самое маленькое – нижним
пределом. Назовите пределы тех приборов,
которые есть у вас на парте.
Сегодня мы уже измеряли с вами температуру.
Теперь давайте попробуем определить объём воды с
помощью специального прибора - мензурки. Объём
измеряем в мл или куб.см. Сколько воды в этой
мензурке? /200 мл/. А теперь в мензурку опустили
камень, и воды стало больше. Сколько? /Ответы
наверняка будут разными, что позволит ввести
понятие цены деления/
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно
определить цену деления, т.е значение самого
маленького промежутка на шкале.
Для этого нужно:
- Выбрать две ближайшие цифры (например, 400 мл и 200
мл)
- Найти разность между ними (400 мл - 200 мл = 200 мл)
- Сосчитать число делений между ними (10)
- Разделить разность на число делений (200 мл: 10 = 20
мл)
Запишем формулу для определения цены деления
прибора:
с = 400 -200/10 = 20 мл
А теперь попробуйте сами:
Зная цену деления, можно определить показания
прибора. Если термометр показывает 5 делений выше
25°, а одно деление 1°, то окончательный результат
будет …(25°). А медицинский термометр показывает
на одно деление меньше 37°, его цена деления 0,1°,
значит температура - 36,9°.
Самостоятельно по карточке определить цену
деления термометра (для тех, кто хорошо усвоил и
выполнил задание быстро, можно предложить
задания с мензуркой по тем же карточкам)
Погрешность измерений.
А теперь определите, пожалуйста, ширину
учебника "Физика 7” и запишите свой результат в
тетрадь. Давайте сравним ваши измерения.
Почему учебник одинаковый, а значения длины
разные?
/В ходе обсуждения приходим к выводу:/
К сожалению, у любых измерений есть погрешность,
т.е ошибка (Слайд 13). Погрешность зависит и от
самого прибора (инструментальная погрешность), и
от того, как мы измеряем (погрешность измерений).
Погрешность измерений обозначается ? (дельта) и
равна половине цены деления:
Погрешность показывает, на сколько мы ошиблись
(в большую или меньшую сторону). Поэтому
окончательный результат измерений принято
записывать так:
t = 25°± 0, 5° (для первого термометра)
t = 36,9° ± 0,05°(для второго термометра)
Это означает, что на самом деле температура
находится в пределах от 24,5° до 25,5° для первого
термометра и от 36,85° до 36,95° для второго.
А теперь скажите: какой термометр точнее
измерит температуру?
Запишем в тетрадь вывод:
Чем меньше цена деления, тем точнее измеряет
прибор.
Измерения, которые мы сегодня на уроке делали,
называются прямыми. Их делают с помощью приборов.
Некоторые величины сразу определить нельзя.
Например: как вы определите площадь парты? Правильно,
нужно измерить длину и ширину. Такие измерения
называются косвенными.
5. Закрепление.
Сегодня на уроке ты узнал много нового.
Давайте ещё раз вспомним самое главное:
Что это такое? Варианты ответов:
Минута – ... 1. единица для измерения
Весы – ... 2. физическая величина
Время – ... 3. измерительный прибор
Уравновешивание – ... 4. физическое явление
Масса – ...
Теперь выполним следующие задания:
6. Рефлексия:
Продолжи предложение:
Теперь я знаю…
И ещё я умею…
Интересно было бы ещё узнать …
7. Домашнее задание |