Определить способы уменьшения статического электричества в быту
для создания условий снижения его отрицательного влияния на самочувствие
людей.
Составить памятки по уходу за волосами, одеждой, квартирой "Снятие статического электричества".
Практические работы по группам:
Подбор средств снижения статического электричества в быту; оформление
буклетов «Снятие статического электричества в быту» с помощью программы
Publisher 2007.
Оборудование: карточки, тексты и ноутбуки (для работы в группах).
Продолжительность: 90 минут
Ход урока:
I.Проверка готовности учащихся к уроку – 1 мин.
II.Стадия вызова (прием – загадка с подсказками) – 4 мин.
Учитель (Карточка 1): С давних
времён дом был защитой для человека. Защитой от внешних сил и окружающих
воздействий. Дом – это кусочек пространства, которое создаёт человек
для своего удобства, по своему усмотрению. Это место работы, учёбы и
отдыха, восстановления сил, общения. Это как территория маленького
государства, и совсем неважно, как дом выглядит: элитная многоэтажка,
деревенский дом, футуристический коттедж или дом-яйцо.
Сегодня мы поговорим о явлении, с которым мы сталкиваемся ежедневно.
(Предположения учащихся). В настоящее время сложно найти человека,
который бы не знал этого слова и тем более, не пользовался им в
повседневной жизни. (Предположения учащихся). Такое привычное и
необходимое, невидимое, но окружающее каждого из нас, дающее тепло,
свет, движение и многое другое, всё то, к чему мы так привыкли и без
чего уже не представляем комфортного существования. О каком явлении идет
речь? (Электричество)
1) Рассказ – 5 мин.
Учитель: Давайте разберёмся с
этим понятием подробнее. Рассмотрим фотографии, демонстрирующие природу
статического электричества (карточка 2). А теперь рассмотрим проявление
статического электричества в повседневной жизни (карточка 3).
Статическое электричество — явление, связанное со скоплением
электрических зарядов на поверхности тела. Электростатические заряды
возникают на поверхностях материалов в результате сложного процесса
контактной электролизации. Простые примеры: когда мы снимаем с себя
шерстяную шапку, она трется о наши волосы. Электроны с волос переходят в
шапку. Следовательно, каждый волос на нашей голове приобретает
положительный заряд. Как известно, предметы, заряженные одноименными
зарядами, отталкиваются. Именно поэтому наши волосы пытаются
оттолкнуться друг от друга как можно дальше. То же происходит, когда мы
причесываемся расческой из пластика. Когда мы идем босиком по ковру,
электроны перемещаются с ковра на нас. Следовательно, мы становимся
носителями дополнительных электронов (отрицательный заряд). Мы
прикасаемся к металлической дверной ручке, и происходит щелчок, как
будто нас ударило электрическим током. Дверная ручка сделана из металла,
а металл это проводник. Электроны переходят с нашей руки на ручку.
На рисунке (карточка 4) показано в каких пропорциях скапливается на поверхности тела человека электрические заряды.
2) Работа с текстами по группам – 35 мин.
Каждая группа получает свой текст, используя прием Инсерт, учащиеся
делают пометки в тексте (Приложение 1-3) и заполняют концептуальную
таблицу (Приложение 4).
Тексты содержат информацию по теме, которую учащиеся изучают, обсуждают, готовят к представлению всему классу.
Темы текстов:
Средства борьбы со статическим электричеством в быту.
Приемы борьбы со статическим электричеством в быту.
1) Подготовка буклетов – 25 мин.
Работа выполняется в течение второго урока по группам с помощью
информации, полученной в ходе первого урока и иллюстраций,
подготовленных учителем (Рис.1). Учащиеся творчески перерабатывают
предложенные ресурсы, имеют возможность свободно перемещаться (по
необходимости обратиться к библиотеке кабинета), обратиться за помощью к
учителю.
2) Презентация буклета – 15 мин.
Каждая группа представляет свою работу всему классу, происходит обсуждение работ, выставление оценок.
3) Подводится итог общей работы в течение двух уроков – 4 мин.
Беседа по вопросам:
Какие новые знания получены в ходе уроков?
Что особенно запомнилось, понравилось, что не понравилось? Почему?
Что бы вы хотели изменить в ходе урока?
4) Домашнее задание (1 мин.): обсудить с родителями приемы борьбы со
статическим электричеством в быту. Провести опрос родственников и
знакомых: «Каким средствам борьбы со статическим электричеством Вы
отдаете предпочтения?», оформить результаты в виде диаграммы.