Урок – повторение материала по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Цели: проверить знания учащихся по теме; расширить и углубить
полученные знания; показать на личностном примере широту применения
физических знаний; показать связь физики с другими предметами;
воспитание здорового образа жизни, на примере соблюдения режима дня.
Тип урока: проверка знаний
Форма урока: игра – соревнование.
. Класс делится на две команды. Вопросы командам задаются по очереди. В
случае, неправильного ответа , вопрос переходит к другой команде.
1. На зарядку по порядку, на зарядку, на зарядку становись…
или разминка перед учебным днем.
Задание: расположите по колонкам слова, обозначающие физические тела или вещества:
1. штанга,
2. вода,
3. порошок,
4. скакалка,
5. воздух,
6. солнце,
7. шерсть,
8. коврик,
9. железо
10. резина
11. тальк
12. сталь
13. гантели
Соедините слова в пары так, чтобы получились словосочетания, имеющие
отношение к утренней зарядке ( железные гантели, порошок из талька,
резиновая скакалка, стальная штанга, шерстяной коврик).
Какие слова остались? Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Почему так говорят? (Воздушные ванны, солнечные ванны и водные процедуры
– способы закаливания организма, т.е. повышение устойчивости организма к
неблагоприятному действию ряда факторов окружающей среды, путем
систематического дозирования воздействия этих факторов )
2. Переходим к водным процедурам:
Что вы знаете о молекулах воды?
Можно ли отличить воду полученную из яблочного сока от воды, выделенного из молока ?
Чем схожи и чем различаются холодная и горячая вода?
3. Завтрак.
· Вы приготовились выпить сладкого стакан чая, и задумавшись о
предстоящих уроках, не заметили, как один за другим опустили в стакан
два, три, вот уже пять, восемь кусочков сахара; так же в задумчивости,
вспоминая материал, размешали сахар ложечкой, а чая в стакане так и не
прибавилось. Чем можно это объяснить, ведь куски сахара занимают
достаточно большой объем?
· Опыт: в стакан до краев наполненный водой, осторожно опускаем чайную
ложечку , затем вторую, третью. но вода не выливается. Можно заметить ,
как поверхность воды поднялась над краями, но ни одна капля воды не
перелилась через край. Как можно объяснить это явление?(вода плохо
смачивает загрязненный жиром край стакана).
· Для ополаскивания стакан вверх дном опустили в таз с водой, однако
вода не заполнила весь стакан. Попробуйте найти причину неповиновения
воды.
· Вы вымыли стаканы и вставили их один в другой, несколько минут
спустя, вы захотели их поставить на место на полку, но стаканы не
разделяются. Что нужно сделать, чтобы разъединить стаканы?
4. Отправляемся в школу.
По дороге нам встречается мостик, в котором не хватает несколько дощечек, поэтому перейти не можем.
Задание:
Вставьте пропущенные слова, так, чтобы последнее слово одного предложения, было началом другого.
То, из чего состоит любое физическое тело называется ………… (молекулой)
……………(молекула) – мельчайшая частица ……………..(вещества ).
……………(Вещества) бывают трех видов: жидкости, газы и ………….(твердые тела).
……………(Твердые тела) сохраняют форму и …………….(объем).
…………….(Объем) жидкости можно определить с помощью ……………. (мензурки).
…………….(мензурка) – это………………………. .
5. Первым уроком в школе у вас будет русский язык. Запишите предложения:
Ложка дегтя бочку меда портит.
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
Как с гуся вода
Бочку в наперсток не выльешь.
Сухую грязь к стене не прилепишь.
Как веревочке не виться, а конец будет.
Горшок чугуну не товарищ.
Укажите нравственный и физический смысл этих пословиц.
6. Урок математики.
Найдите площадь масляного пятна, которое образуется на поверхности
воды, если на воду капнуть каплю масла из пипетки объемом 0,001 см3 .
Диаметр одной молекулы равен примерно 2*10-7 см. ответ выразите в м2.
(5000 см2 = 0,5м2).
7. Урок рисования.
Изобразите схематично расположение молекул воды в различных состояниях. ( в тетрадях)
Вопрос: объясните, чем вызвано различие свойств воды в этих состояниях.
8. Уборка класса.
Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено горячей или холодной водой?
Домашнее задание: Составить 4 вопроса по пройденному материалу и к каждому из них дать три ответа, один из которых правильный.
|