Цель:
- Обобщить и закрепить знания по теме: «Первоначальные
сведения о строении вещества»:
-
за 10 мин самостоятельной
работы написать логическую цепочку
строения вещества пользуясь
предоставленным шаблоном, написать
основные положения теории строения
вещества не пользуясь дополнительным
материалом, выделить отличия вещества в
разных агрегатных состояниях пользуясь
картинками;
- Развивать внимание, память, речь,
самоконтроль, способность переключаться
на различные виды деятельности;
- Воспитывать культуру устной и
письменной речи, культуру работы в паре и
группе.
Задачи:
- вовлечь учащихся в игру с помощью
информационных технологий (презентации);
- помочь школьникам сформулировать
основные положения теории строения
вещества;
- научить учащихся составлять логическую
цепочку строения вещества;
- закрепить знания о том, что вещество
состоит из отдельных частиц, между ними
есть промежутки, они непрерывно и
хаотично движутся, между ними действуют
связи притяжения и отталкивания;
- закрепить знания об отличиях в
агрегатных состояниях вещества;
- опираясь на понятие «вещество» выбрать
вещества из предложенных образцов,
опираясь на понятие «молекула» собрать
модель предложенной молекулы;
- учащиеся должны соотнести положение
теории и его опытное доказательство;
- продолжить формирование умения
самоконтроль.
Тип урока: закрепление
пройденного материала.
Форма: игра-путешествие
Возраст учащихся: 7 класс.
Год обучения: первый.
Место урока в учебном плане:
Данный урок является последним в
теме: «Первоначальные сведения о строении
вещества». Он предназначен для закрепления
пройденного материала по этой теме и
включает в себя обобщение знаний по
строению вещества.
К моменту проведения урока
учащиеся изучают физику уже месяц (два часа
в неделю) и обладают следующими ЗУН:
- умеют различать вещества и тела;
- умеют объяснять наблюдаемые опыты с
точки зрения строения вещества;
- знают понятия «вещество», «молекула», «агрегатное
состояние»;
- умеют различать агрегатные состояния по
рисункам;
- умеют объяснять различия в строении
вещества в разных агрегатных состояниях;
В данном уроке у учащихся продолжается
формирование навыков:
- работы с раздаточным материалом;
- работы с наглядными пособиями;
- самоконтроля;
Обеспечение урока:
- презентация в Power Point
- карточки с заданием
- карточки самоконтроля
- опорный конспект
Оборудование:
- мультимедийный проектор
портреты ученых: Демокрит, Ломоносов,
Ньютон, Галилей, Декарт, Дальтон, Гей-Люссак,
Авогадро - вода, марганцовка, песок, пластилин,
карандаш, стаканчик, шарики для сборки
молекул, магниты, спиртовка
- опыты рис. 16, 17, 27 (учебник Перышкин.
Физика – 7)
План урока.
- Постановка цели урока (1010 – 1012).
- Актуализация знаний (1012 – 1017).
- Историческая справка (1017 – 1020).
- Постановка опытов (1020 – 1025).
- Сборка молекул (1025 – 1030).
- Узнавание вещества (1030 – 1035).
- Самостоятельная работа (1035 – 1045).
- Домашнее задание (1045 – 1047).
- Подведение итогов урока (1047 – 1050).
Ход урока
1. Постановка цели урока
Учитель. На предыдущих уроках вы
изучали строение вещества. Сегодня мы
вспомним все, что вы знаете о веществе и
постараемся выяснить, кто как усвоил эту
тему.
У вас на столах имеются наборы с
оборудованием, бланки планов работы, бланки
с заданиями и бланки самоконтроля.
2. Актуализация знаний
Мы сегодня с вами совершим
экскурсию по городу ВЕЩЕСТВО. Вот он перед
вами.
Чтобы войти в город, нужно
выполнить первое задание у вас на карточке.
Задание №1. Распределить из
предложенных компонентов вещества и тела
по три примера в каждый столбик.
ВЕЩЕСТВА |
ТЕЛА |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Давайте проверим. У кого какие
получились вещества? (варианты детей).
Хорошо, оцените себя в карточке
самоконтроля.
Вот мы и вошли с вами в город, а
теперь совершим экскурсию по его
достопримечательностям.
Первой мы посетим картинную
галерею (учитель открывает портреты
ученых, закрытые на доске).
В ней представлены портреты
ученых, которые создавали и прославляли
этот город. Сейчас вы узнаете, кто они и
почему их так любят и почитают в городе. А
может они вам знакомы и вы знаете их вклад
в развитие города? (варианты детей)
Древнегреческие философы
считали, что вещества состоят из отдельных
частиц.
Ученые, такие как Ломоносов,
считали, что материя состоит из мельчайших
частиц – корпускул.
Ученые, такие как Гей-Люссак,
дали науке количественные доказательства
существования атомистической теории, но с
ними вы будите знакомиться более подробно
в старших классах.
А теперь мы будем двигаться
дальше и из картинной галереи направимся в
мастерские ученых. Любая теория должна
подтверждаться практикой, поэтому ученые
трудятся над доказательствами своих
теорий.
Опыты: (показывает учитель) рис.
16, 17 стр. 16; рис. 23 стр. 21; рис. 27 стр. 25 [1]
№2. Объясните, что
доказывает опыт?
РИСУНКИ |
ОПЫТЫ |
|
|
|
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
ТЕОРИИ
СТРОЕНИЯ
ВЕЩЕСТВА |
|
|
|
Эти опыты доказывают основные
положения теории строения вещества,
запишите их.
Оцените свои знания в листе
самоконтроля.
Дальше мы прогуляемся по городу и
поближе познакомимся с его жителями. Они
все разные, но вот зовут их одинаково. Кто
знает их имя? (молекулы или атомы)
Что бы лучше узнать их, выполните
третье задание.
Задание №3. Собрать молекулу,
как показано на рисунке.
ГРУППА №1. |
РИСУНОК |
Н2О – молекула воды
|
|
ГРУППА №2 |
РИСУНОК |
NaCl – молекула поваренной соли
|
|
ГРУППА №3 |
РИСУНОК |
CO2 – молекула
углекислого газа
|
|
Давайте посмотрим на наших
жителей. Все справились с заданием? Тогда
поставьте отметку в карточке самоконтроля.
С жителями мы познакомились, но
не понятно, почему одинаковые молекулы так
странно передвигаются по городу. Одни ходят
группами очень близко друг к другу, другие
тоже группой но на расстоянии , а третьи
сами по себе. Кто поможет мне понять эту
странность? (разные агрегатные состояния).
Давайте изобразим их.
Задание №4. Узнай вещество и
докажи, что узнал его верно (дай
характеристику по плану: форма и объем,
взаимодействие молекул).
РЯД №1. ПАР
РЯД №2. ЛЕД
РЯД №3. ВОДА
Давайте проверим, правы ли вы и
вспомним характеристики агрегатных
состояний.
Вот и подошла к концу наша
экскурсия. Нам пора прощаться с городом,
перед этим мы вспомним все, что сегодня
узнали
ФИЗ.ПАУЗА.
Вы хорошо отдохнули, а теперь
напишите с.р.
Возьмите бланки с
самостоятельной работой и заполните их.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Схема: СЛЫШАЛИ → ВИДЕЛИ →
ДЕЛАЛИ → ЗНАЕМ
На листе самоконтроля заполните
пустой квадратик, чтобы знать как
готовиться дома.
Всем спасибо, все свободны. |