Продолжительность: 40 мин
Класс: 7Технологии: ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентация
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (Power Point, Excel), видеоплеер
Цель урока: сформировать способность применения закона отражения
света к решению графических и расчетных задач; повторить, закрепить
знание закона прямолинейного распространения света.
Задачи урока: - образовательные: сформировать знания определения понятий;
«падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения»,
«зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового
луча»; знание закона отражения света; развить умения графически
изображать процесс отражения света, рассчитывать угол падения, отражения
света;
- развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных
задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать
поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений,
продолжить развивать умения осуществлять самооценку своей учебной
деятельности, определять эффективность своего труда, осуществлять
самокоррекцию своей учебной деятельности;
- воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности,
активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности
Структура урока: Организационный момент, повторение пройденного материала. Актуализация имеющихся знаний.
1. Компьютерный тест "Источники света. Прямолинейное распространение света" - (4 человека)
2. Устный интерактивный опрос-тест на соотнесение (с использованием интерактивной доски)
А) К какому виду источников света относится Солнце (варианты
ответов: тепловой источник, источник отраженного света, люминесцирующий
источник, естественный источник, искусственный источник)
Б) Как распространяется свет в однородной среде?(варианты
ответов: изменяет направление своего распространения, криволинейно,
прямолинейно, нельзя однозначно ответить на этот вопрос)
В) Какой рисунок соответствует сходящемуся пучку света? параллельному пучку света? расходящемуся пучку света?
Г) Укажите на рисунке область тени и полутени.Что такое тень? Что такое полутень?
Д) Лунное затмение можно наблюдать, когда Земля, Луна, Солнце выстраиваются на одной прямой в следующем порядке: …(варианты ответов: Земля – Солнце – Луна, Солнце – Земля – Луна,Солнце – Луна – Земля, Луна – Солнце – Земля)
Е) Солнечное затмение можно наблюдать, когда …(варианты ответов:
Луна находится в тени Земли, Земля находится между Солнцем и Луной,
Земля находится в тени Луны, Солнце находится между Луной и Землей)
3. Сообщения "Театр теней", "Солнечные часы"
Целеполагание
Постановка проблемы
А) Отгадайте загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет. (Ответ: Зеркало)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.
Б) Что происходит с лучом света при его падении на зеркало?
В) Проецирование рисунков с изображением перископа. Что изображено
на рисунках? С какой целью используются перископы? В устройстве
перископа используются зеркала. Какое явление мы должны изучить, чтобы
понять работу перископа?
Д) Какую цель перед собой вы на сегодняшнем уроке поставите?
IV. Открытие "нового" знания
1. Формирование понятий «падающий луч», «отраженный луч», «угол
падения», «угол отражения» на основе наблюдения демонстрации опыта
«Отражение света», компьютерной анимации «Отражение света» (выполнение
задания №279 в РТ)
2. Постановка учебной проблемы: Каким законам подчиняется отражение
света? Выполнение каких действий приведет нас к решению этой проблемы?
3. Самостоятельная исследовательская деятельность «Изучение явления
отражения света» (рабочая тетрадь (Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская)
стр.123, лабораторная работа №13).
4. Анализ выводов, полученных в ходе исследования – формулирование закона отражения света
5. Формирование понятий «зеркальное отражение», «диффузное отражение»,
«обратимость светового луча» на основе закона отражения света
6. Рефлексия данного этапа урока:
А) все ли были успешны при проведении исследования и формулировании выводов на основе наблюдаемых явлений?
Б) какие трудности испытывали?
В) в чем, на ваш взгляд, их причина?
V. Отработка учебных действий
1. Самостоятельное решение задач (РТ №№281, 282, 283, 287). Перед
началом выполнения работы попросить ребят выставить себе
«предварительную оценку».
2. Проверка правильности выполнения заданий (компьютерная презентация с алгоритмами решений и ответами)
3. Принцип работы перископа
VI. Рефлексия
1. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на этапе
решения задач. Совпала ли она с предварительной оценкой? Сделайте вывод
2. Заполнение оценочного листа (частичное): задача, в которой балы ошибка, причины ошибки, решение похожей задачи.
3. Был ли полезен для вас урок?
4. Какие новые знания вы приобрели?
5. Какие развили умения?
VII. Домашнее задание: завершить заполнение оценочного листа
(раздел "Решение похожей задачи"); подготовить по желанию одно из
следующих сообщений: "История создания и принцип действия перископа",
"История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с
зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами".
Описание методики использования ИКТ на уроке физики в 7 классе по теме "отражение света"
ЭТАП 1
|
Повторение пройденного материала
|
Цель
|
Актуализация имеющихся знаний
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» - собственный ресурс (4 человека)
2. Объяснение наблюдаемых явлений при устном опросе.
Видеоролик «Образование тени и полутени», анимация "Солнечные и лунные
затмения"
3. Сообщения учеников "Театр теней", "Солнечные часы" (использование ЭОР учащимися при подготовке к уроку)
|
ЭТАП 2
|
Целеполагание
|
Цель
|
Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Постановка учителем проблемы и осознание учащимися цели
познавательной деятельности: Анимация "Плоское зеркало"
|
ЭТАП 3
|
Открытие нового знания
|
Цель
|
Формирование основ теоретического мышления, способности
определять содержание и последовательность действий для решения
поставленной задачи
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Формирование знания определений основных понятий: "падающий
луч", "отраженный луч", "угол падения", "угол отражения", "зеркальное
отражение", "диффузное отражение", "обратимость светового луча"; закона
отражения света – анимация "Закон отражения света"
|
ЭТАП 4
|
Отработка учебных действий
|
Цель
|
Формирование умений применять новое знание на практике
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Проверка правильности выполнения заданий – собственный ресурс (компьютерная презентация)
|
ЭТАП 5
|
Рефлексия
|
Цель
|
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Проецирование оценочного листа
|
Этап 6
|
Домашнее задание
|
Цель
|
Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Сообщения по темам:
"История создания и принцип действия перископа", "История
создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец
иллюзий", "Пытка зеркалами"
|
|