Задачи:
образовательные:
- Познакомить с устройством и действием
гидравлического пресса, его применением и
использованием.
- Выяснить на каком явлении основана работа
пресса.
- Познавательно-развивающие:
- Осуществление межпредметной связи
- Развитие навыков самостоятельной работы
- Умение выделить главное в изученном, составить
план своего рассказа
- Познакомить с цифровыми данными, связанными с
выпуском продукции на гидравлическом прессе.
Воспитательная:
- Привитие чувства гордости за развитие науки,
техники в стране и области
- Воспитание любознательности, привитие навыков
самостоятельной работы
Оборудование:
- Макет гидравлического пресса
- Его схема
- Таблица с данными, которые учащиеся получили
при посещении завода "Карболит”.
- На доске записать: "Физика – это наука понимать
природу”. (Э. Роджерс)
Вступительное слово учителя:
Физика старается объяснить процессы,
происходящие в природе. Не смотря на то, что
привычными стали атомные электростанции,
синхрофазотроны, принимая как должное все
свершения человечества, мы не устаем удивляться
и восхищаться творениями живой природы, чего
только нет в её "потенциальном бюро”. Точный
барометр(?) – у лягушки, пиявки, вьюна.
Пневматический отбойный молоток – у земляной
осы. Гидравлический привод – у паука.
В течение всей своей истории человек учился у
природы, копировал её изобретения, был самым
прилежным её учеником. Древнегреческий философ
Демокрит отмечал:
"От животных мы путем подражания научились
важным делам, а именно, мы ученики паука в ткацком
деле, ласточек – в построении жилища. Природа
сама научает нас сельскому хозяйству”.
Известный американский математик Норберт
Винер обратил внимание ученых всего мира на это,
насколько общи законы управления и связи в
сложнейших машинах и в живых организмах.
1960г.- рождение новой науки – бионики, которая
объединяет усилия физиков, математиков,
биологов, проникающих в тайны животных
организмов, чтобы открыть новые технические
принципы и на их основе создать новые интересные
устройства. Одним из примеров такого устройства
является гидравлический пресс. Мы познакомимся с
его устройством, действием и применением.
Почему именно гидравлический?
Гидравликос - в переводе с греческого языка
водяной. Следовательно, это машина, работающая на
законах, присущих воде. Давайте поговорим
немного о роли воды в жизни живых организмов.
Роджерс сказал: "Физика – это наука понимать
природу”.
Ученик рассказывает о роли воды (задание было
дано заранее).
Вода. Кажется, так много знаем о ней. Мы узнаем
её в виде жидкости и твердом теле, мы любуемся её
парами, протекающими над нами в виде облаков.
Вода является одним из самых сильных
растворителей, т. е. разрушает горные пароды,
граниты. Существует много загадок воды, вот одна
из них:
"На первый взгляд тут все не в норме,
Но нам доказано давно,
Что независимо от формы
Давленье жидкости на дно”.
Учитель ведет фронтальный опрос:
- Что это за явление? (Гидростатический парадокс.)
- От чего зависит давление жидкости? (от высоты
столба жидкости.)
- По какой формуле рассчитывается давление
жидкости на дно и стенки сосуда? (Р=gh)
- Как передается давление, производимое на
жидкость или газ? (По всем направлениям
одинаково.)
- Кто доказал это утверждение? (Паскаль.)
Ученик делает сообщение о Близе Паскале.
Учитель: закон Паскаля позволяет объяснить
действие гидравлического пресса, работа
которого основана на законах движения и
равновесия жидкости. Основной частью служат два
цилиндра разного диаметра, снабженными поршнями
и соединенные трубкой.
- Что представляет такое соединение?
(Сообщающиеся сосуды.)
- Как устанавливается свободная поверхность
жидкости в них? (На одном уровне.)
Сл-но жидкость в цилиндрах будет на одном
уровне.
F1; F2 – силы, действующие на поршни
S1; S2 – площади поршней
P1 – давление первого поршня
P2 – давление второго поршня
По закону Паскаля: P1 = P2
; =>
Сила, действующая на большой поршень во столько
раз больше силы, действующей на малый поршень, во
сколько раз площадь малого поршня меньше площади
большого поршня.
Например:
Sб.п.= 400 см2
Sм.п.= 4 см2
F1= 100 Н
_____________
F2- ?
Решение:
На больший поршень действует сила в 100 раз
больше, чем на меньший.
Отношение показывает выигрыш в силе.
Гидравлический пресс применяется там, где
требуется больше силы.
Как вы думаете, где?
Ученики:
На металлургических заводах (для изготовления
железнодорожных колес, рельс)
Ребятам было дано задание побывать на заводах
города, выяснить где применяется гидравлический
пресс.
1. Ученик:
Совхоз Мазуровский.
В сеноуборочных машинах установлены
специальные устройства, которые работают по
принципу гидравлического пресса и прессуют сено
в тюки.
2. Электротехнический (ЗЭТА)
Прессом- подошвы утюгов- 1 деталь за 2,5 мин, за
час – 24 детали.
3. Карболит – ТОКЭМ – тазы – 1 таз за 4 минуты, за
час – 15 деталей.
4. КЭМЗ – пластины для печки "Тайга”- 1 пластина
– десятилистные формы – за 1 минуту, за час – 600
пластин
Гидравлический пресс увеличивает
производительность труда. Рассмотрим работу
пресса на макете.
Закрепление:
Задача 1. В гидравлическом прессе
площадь малого поршня 2 см2, большого– 200 см2.
Сила малого поршня 400Н, большого 36кН. Каков
выигрыш в силе?
Решение:
Ответ: выигрыш в силе равен 90.
Задача 2. Какова сила должна быть
приложена к малому поршню площадью поперечного
сечения 40 см2 при прессовке детали, если
большой поршень площадью 800 см2 выдерживает
силу 400Н?
Дано:
S1=40см2
S2=800см2
F2=400Н
____________
F1-?
Решение:
Ответ: 20Н.
Давайте повторим:
- Что изучали на уроке?
- На каком явлении основана работа
гидравлического пресса?
- Что является основной деталью в устройстве
гидравлического пресса?
- Где применяется гидравлический пресс?
- Можно ли создать машину, подобную
гидравлической, используя вместо жидкости газ?
Домашнее задание: |