Тип урока. Урок изучения нового учебного материала.
Цель урока- познакомить учащихся с явлением фотоэффекта . Формирование общих представлений о законах фотоэффекта.
Основные понятия. Квантовая физика, формула Планка, фотоэффект,
законы фотоэффекта, красная граница фотоэффекта, формула Эйнштейна для
фотоэффекта.
Демонстрационный материал. Интерактивная модель "Фотоэффект".
Самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение простейших экспериментов по интерактивной модели, решение задач.
Межпредметные связи на уроке:
Химия: Атом, электрон.
История: История развития квантовой теории.
Использование новых информационных технологий: интерактивная модель "Фотоэффект", компьютерный тест "Излучения и спектры".
Структура урока.
N
|
Задачи этапов урока
|
Время, минут
|
Приемы и методы
|
1
|
Контроль усвоения предыдущей главы с помощью комп. теста
|
15
|
Организация работы на компьютерах с электронным тестом "Излучение и спектры"
|
2
|
Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы
|
5
|
Беседа об истории развития квантовой теории
|
3
|
Объяснение нового материала
|
15
|
Объяснение фотоэффекта при помощи интерактивной модели
|
4
|
Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия.
|
9
|
Ответы на вопросы учащихся и решение задач.
|
5
|
Домашнее задание
|
1
|
Сообщение учителя
|
1) Контроль усвоения предыдущей главы с помощью компьютерного теста.
Перед началом урока учитель включает компьютеры и запускает на них
тестирующую программу, затем в класс запускаются ученики по количеству
компьютеров, и начинается тестирование. После окончания тестирования
выставить оценки в журнал.
2) Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы.
Короткий рассказ о зарождении квантовой теории, о проблеме объяснения
коротковолнового излучения с помощью теории Максвелла. Формирование
мотивации у учащихся к деятельности по освоению нового материала, в том
числе постановка темы и определение основных целей последующих уроков.
3) Объяснение нового материала
Объяснение нового материала начать с постановки цели урока. Рассказать о
наблюдении фотоэффекта Столетовым, после этого показать на экране
интерактивную модель фотоэффекта из электронного учебного пособия по
физике. Модель является компьютерным экспериментом по исследованию
закономерностей внешнего фотоэффекта. Можно изменять значение напряжения
U между анодом и катодом фотоэлемента и его знак, длину волны λ в
диапазоне видимого света и мощность светового потока P.
В эксперименте можно определить красную границу фотоэффекта и найти
работу выхода материала фотокатода. Можно измерить запирающий потенциал
Uз для различных длин волн и определить постоянную Планка h.
Во время объяснения по интерактивной модели задавать учащимся
проблемные вопросы: «Как повлияет на силу фототока увеличение
интенсивности света?», «Почему задерживающее напряжение зависит от
частоты света?» Предложить учащимся самостоятельно проверить по
интерактивной модели зависимость задерживающего напряжения от частоты и
интенсивности падающего света.
Дать представление учащимся о фотоэффекте.
Фотоэффектом называют вырывание электронов из вещества под действием
света. Фотоэффект был открыт Г. Герцем (1887 г.). Теория фотоэффекта
была развита А. Эйнштейном (1905 г.) на основе квантовых представлений.
Классическая волновая теория света оказалась неспособной объяснить
закономерности этого явления.
Согласно квантовым представлениям свет излучается и поглощается
отдельными порциями (квантами), энергия E которых пропорциональна
частоте ν E = hν
где h = 6,63•10–34 Дж•с – постоянная Планка.
Чтобы вырвать электрон из вещества, нужно сообщить ему энергию,
превышающую работу выхода A. Максимальная кинетическая энергия
фотоэлектрона определяется согласно Эйнштейну уравнением
Это уравнение объясняет основные закономерности фотоэффекта:
1. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с
частотой света и не зависит от падающего светового потока.
Если между фотокатодом и анодом вакуумного фотоэлемента создать
электрическое поле, тормозящее движение электронов к аноду, то при
некотором значении задерживающего напряжения Uз анодный ток
прекращается. Величина Uз определяется соотношением
2. Количество электронов, вырываемых с поверхности металла в секунду, прямо пропорционально мощности светового потока P.
3. Если частота света меньше некоторой определенной для данного
вещества минимальной частоты νmin, то фотоэффект не происходит («красная
граница фотоэффекта»)
4. У щелочных металлов красная граница лежит в диапазоне видимого света.
4) Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия
Совокупность всех известных экспериментальных фактов позволяет сделать следующие выводы:
• Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с
частотой света и не зависит от падающего светового потока.
• Количество электронов, вырываемых с поверхности металла в секунду, прямо пропорционально мощности светового потока.
• Если частота света меньше некоторой определенной для данного вещества минимальной частоты, то фотоэффект не происходит.
Ответы учащихся на вопросы:
- Что такое фотоэффект?
- Почему фотоэффект на цинковой пластине происходит только при облучении её ультрафиолетовым светом?
- Что такое задерживающее напряжение и отчего оно зависит?
- Какие факты свидетельствуют о наличии у света корпускулярных свойств?
Задачи по карточкам
1. Если поочередно освещать поверхность металла излучением с длинами
волн 350 нм и 540 нм, то максимальные скорости фотоэлектронов отличаются
в два раза. Это означает, что работа выхода электрона из металла равна:
[3×1019]
2. На сколько герц изменилась частота падающего на фотокатод излучения,
если разность задерживающих напряжений составляет 4,14 B? [1015]
3. Красная граница фотоэффекта для некоторого металла равна 0,5 мкм.
При какой частоте падающего света оторвавшиеся с его поверхности
электроны будут полностью задерживаться потенциалом в 3 B? [1015 Гц]
4. Какую скорость приобретают вырванные из калия электроны при
облучении его фиолетовым светом с длиной волны 0,42 мкм, если работа
выхода электронов из калия равна 2 эВ? [5,6×105]
5. Энергия фотона равна кинетической энергии электрона, имевшего
начальную скорость 106 м/с и ускорение разностью потенциалов 4 B. Найти
длину волны фотона. [1,8×10-7]
6. Металлическая пластина, работа выхода для которой равна 4,7 эВ,
освещена излучением с длиной волны 180 нм. Какой максимальный импульс
передается пластинке при вырывании электронов? [7×10-25 кг×м/с]
7. При облучении металла светом с длиной волны 500 нм фотоэлектроны
задерживаются разностью потенциалов 1,2 B. Какова задерживающая разность
потенциалов при облучении металла светом с длиной волны 400 нм? [1,8 B]
|