Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Подготовка к уроку: На предыдущем уроке
учащиеся получили задание измерить площадь
подошвы обуви, в которой они ходят. Указание по
выполнению работы описано в учебнике на странице
82 (учебник А.В.Перышкин "Физика - 7",
издательство Дрофа 2006 год) задание 6. Результаты
своих измерений и вычислений учащиеся должны
принести на урок.
Средства обучения: ПК, интерактивная доска,
мультимедийный проектор, электронная
презентация урока, индивидуальные карты
учащихся.
- Образовательные: обобщение и повторение
материала, связанного с давлением;
совершенствование практических навыков
вычисления давления; развитие экспериментальных
умений, навыков логического мышления,
обоснования своих высказываний, показ связи
изучаемого материала с жизнью, а также учет
давления в технике, быту и природе.
- Воспитательные: формирование
познавательного интереса к физике и
положительной мотивации к учению, развитие
культуры общения и культуры ответа на вопросы.
- Развивающие: развитие логического мышления,
коммуникативных способностей, умения
пользоваться языком физики в новой обстановке.
Задачи урока:
- Творчески и самостоятельно выполнять учебные
задачи.
- Мотивированно организовывать свою
деятельность.
- Следовать этическим нормам и правилам ведения
диалога.
- Оценивать свою деятельность.
- Учитывать мнение других.
1. Организация работы на уроке.
Проверка готовности класса к уроку, мотивация
на работу.
У каждого ученика на столе находятся
индивидуальные карты с заданиями, которые
необходимо выполнить.
2. Целевая ориентация.
Физик видит то, что видят все: предметы и
явления. Он, так же, как и все восхищается
красотой и величием мира. Но кроме этого он видит
еще и закономерности событий и явлений.
Истинному физику свойственен дар понимания
природы явлений. И мир становится во стократ
прекрасней, а эстетическое чувство человека
развивается и насыщается новыми неповторимыми
впечатлениями. Вопрос "почему?" - главный вопрос
в физике. Задавайте его почаще и не переставайте
удивляться! Ведь "познание начинается с
удивления!" (Аристотель).
Цель нашего урока: рассмотреть различные
случаи проявления давления в технике и природе.
3. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с
новой физической величиной - давлением твердых
тел.
Что характеризует давление?
Как определяют давление тела на поверхность?
Слайд №3. Проверяем знание формул.
Учащиеся составляют всевозможные формулы из
данных букв в индивидуальных картах. Один ученик
у доски.
В каких единицах измеряется давление?
Слайд №4. Повторение перевода единиц "Найди
пару".
Cлайд №5. Посмотрите на экран. Вы видите
множество тел (например: рюкзак, коньки, лыжи, нож,
подушка, деревянная дощечка и т.д.). Тела,
оказывающие большое давление переместите на
левый столбик таблицы, а тела, оказывающие
маленькое давление переместите на правый
столбик таблицы.
Сформулируйте вопросы по картинке.
(Примерные варианты вопросов:
- Почему на подушку приятнее класть голову, чем
на наклонную деревянную дощечку?
- Почему у рюкзака широкие лямки?
- Какая обувь наиболее подходит для походов по
разной местности? Почему?)
4. Основная часть.
1. Постановка проблемы.
Слайд №6.
Вышел слон на лесную дорожку.
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
"Можешь и ты наступить на мою".
Одинаковый ли результат получится в итоге?
(Ученики предлагают различные версии, идет
обсуждение).
Перед вами лежат индивидуальные карты.
Посмотрите массы и площадь опоры муравья и слона,
решите задачи.
Слайд №7. На доске - правильное решение задач.
Сравните ответы и ответьте на вопрос.
Слайд №8. Правда ли, что женщина создает
давление на почву больше, чем слон?
Решаем задачу про шпильку.
Слайд №9. Заметьте, давление, оказываемое
женщиной на шпильке в 10 раз больше давления
слона.
А какое давление на почву оказываете вы? Дома
измерили площадь подошвы обуви, в которой ходите.
Зная свою массу, решите задачу.
Физминутка.
Слайд №10. Действуя малой силой на маленькую
площадь поверхности можно создать большое
давление (оса, пчела, комар, кактус, шипы розы).
Слайд №11. У хищников (крокодил, тигр, акула) есть
клыки, позволяющие им небольшим усилием
создавать большое давление на тело жертвы. Удав,
обвивается вокруг тела жертвы, напрягает мышцы
(т.е. увеличивает силу) и создает большое давление
на нее. Птицы имеют клювы и когти.
Слайд №12. Увеличивая площадь поверхности можно
уменьшить давление. Решаем задачу про гусеничный
трактор. Результат сравниваем с давлением,
оказываемым учеником.
5. Закрепление.
Давайте проверим, как вы усвоили тему?
Расставьте картинки по группам (уменьшение и
увеличение давления). Слайд №13.
1. Почему под рельсы укладывают шпалы?
2. Почему все режущие и колющиеся инструменты
имеют маленькую площадь опоры?
3. Настил из хвороста (гать) облегчает переход по
болоту? Почему?
4. Почему олень может сравнительно легко бегать
по снегу?
5. Почему острым ножом легче резать хлеб?
6. Для чего шины грузовых автомобилей и шасси
самолетов делают значительно шире, чем легковых?
7. Зачем у лопаты верхний край, на который
надавливают ногой, изогнут?
8. Для чего увеличивают площадь опоры нижней
части фундамента?
9. Если при неизменной площади силу увеличить в 2
раза, то давление :
10. Если при неизменной силе площадь уменьшить в
3 раза, то давление :
6. Рефлексивная часть.
- Мы выяснили, что с проблемой давления человек
часто встречается в своей деятельности: на
транспорте, в технике, в строительстве.
- Мы узнали, как можно увеличить и уменьшить
давление на практике.
- Мы также увидели, что и в животном мире велика
роль давления в их борьбе за существование.
Итак, урок подошел к концу. Вы были приветливы,
любознательны, активны - всем спасибо!
А сейчас я прошу вас изобразить ваши
впечатления (рисунок на слайде № 14) нашего
занятия.
7. Домашнее задание.
Параграф 34.
Задачи:
Двухосный прицеп с грузом имеет массу 2,5 т.
Определите давление, оказываемое прицепом на
дорогу, если площадь соприкосновения каждого
колеса с дорогой равна 125 см2.
Одинаковое ли давление мы оказываем на
карандаш, затачивая его тупым и острым
карандашом? |