Цели:
- сформировать понятие баллистического
движения, исследовать параметры его движения;
- развивать умения работать с электронным
учебником;
- научить моделировать физические процессы с
помощью компьютера;
- развивать мыслительные навыки (анализ, синтез,
логику, умение делать выводы);
- совершенствовать общеучебные умения:
планировать свои действия при моделирование
процесса, оформлять результаты наблюдений.
Оборудование: компьютерные обучающие
программы: "Физика. Мультимедийный курс 10–11-е
классы” ООО "Руссобит Паблишинг”, 2004, программа
"Физика. 7–11-е классы. Практикум.”, ООО ФИЗИКОН,
2004) , поурочные карты, презентация в Power Point.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: тема сегодняшнего занятия
"Баллистическое движение”.
Вы должны понять, что называется
баллистическим движением, от чего зависит
дальность, высота и полета тела при
баллистическом движении. В ходе занятия вы
будете заполнять бортовой журнал.
В начале изучения темы мы познакомимся с
понятием Баллистика и историей баллистики.
Сообщение ученика по теме и компьютерная
презентация
Учитель: Ответьте на вопросы:
- Что называется баллистикой?
- Какова траектория баллистического движения?
- Является ли баллистическое движение движением
с ускорением?
- Под действием какой силы происходит движение?
- Приведите примеры, где в жизни мы встречаемся с
баллистическим движением?
Ученики: метание гранаты, бросание мяча в
баскетбольное кольцо, подача в волейболе,
закидывание червяка на рыбалке.
Учитель: Запишите в бортовые журналы
определение:
Баллистика – раздел механики, изучающий
движение тел в поле тяжести Земли.
Учитель:
При стрельбе из пушки, при метании
И из шланга клумбы поливании
Наблюдаем непростое мы движение
Причина его сложности – земное притяжение!
Линия движения – парабола простая
Или баллистическая сложная кривая?
Как можно установить дальность полета снаряда,
высоту полета, время баллистического движения
тела?
Мы проведем компьютерный эксперимент, создадим
модель баллистического движения и выясним, от
чего зависит дальность и высота полета тела, если
оно движется под углом к горизонту.
Каковы будут гипотезы исследования?
Учащиеся выдвигают гипотезы исследования:
Дальность и высота полета тела при
баллистическом движении зависит:
- от скорости бросания;
- от того, под каким углом к горизонту брошено
тело;
- от сопротивления среды.
Учитель: Для проверки гипотез проведем ряд
компьютерных экспериментов . Смоделировать
баллистическое движение тела нам поможет
компьютерная программа "Физика. 7–11-е классы.
Практикум.” лаборатория № 1.9. "Полет
снаряда”.
Учащиеся совместно с учителем разрабатывают план
исследования:
1) Установить зависимость дальности полета и
максимальной высоты подъема от начальной
скорости движения.
Измерим дальность и высоту полета, изменяя
скорость бросания при постоянном значении угла
бросания. Результаты занесем в таблицу. Проводим
исследования движения тела без учета сил
сопротивления движению.
2) Выявить зависимость максимальной высоты
подъема и дальности полета от угла под которым
тело брошено к горизонту.
Измерим дальность и высоту полета, изменяя угол
бросания при постоянном значении скорости
бросания. Результаты занесем в таблицу.
Учащиеся проводят лабораторный эксперимент.
Все индивидуально выполняют опыты в
компьютерном варианте. Учитель: Подведем итог ваших исследований.
Ученики: Высота и дальность полета тела
зависит от начальной скорости бросания и угла
бросания.
Учитель: Какова зависимость дальности и
высоты полета от начальной скорости движения
тела?
Ученики: Дальность и высота полета тела прямо
пропорциональна квадрату скорости бросания
тела.
Учитель: При каком значении угла бросания
дальность полета максимальна?
Ученики: При значении угла бросания 45°.
Учитель: При каком значении угла бросания
высота полета максимальна?
Ученики: При значении угла бросания 90°
Учитель: изменим условие эксперимента и
попытаемся определить от чего зависит время
полета тела при баллистическом движении.
Лаборатория № 1.10. План исследования
разработайте самостоятельно.
Одному ученику дается индивидуальное
задание: Используя ресурсы сети Интернет
найти информацию о баллистическом движении и
формулы для вычисления дальности и высоты полета
тела, брошенного под углом к горизонту.
Учащиеся проводят лабораторный эксперимент.
Все индивидуально выполняют опыты в
компьютерном варианте.
Учитель: Подведем итог ваших
исследований.
Ученики: Время движения тела при
баллистическом движении зависит от начальной
скорости движения тела и угла бросания..
Учитель: Какова траектория движения
тела, если тело брошено горизонтально?
Ученики: Ветвь параболы.
Проверяется индивидуальное задание.
Демонстрация баллистического движения
снаряда, показано, что максимальная дальность
полета при 45°. Даны формулы для вычисления
дальности и высоты полета тела.
Информацию о баллистическом движении вы можете
в мультимедийном учебнике. Программа "Физика.
Мультимедийный курс Х–ХI классы” Учебник §13.
Запишите формулы в бортовой журнал.
Учитель: Мы проводили
эксперимент без учета силы сопротивления
воздуха. Но влияние сопротивления воздуха на
скорость движения тел весьма ощутимо.
Если начальная скорость пули равна 870 м/с и
направлена к горизонту под углом 45° при
отсутствии сопротивления воздуха дальность
полета пули должна равняться 77 км. На самом же
деле она не превышает 3,5 км. Во много раз
уменьшается и наибольшая высота подъема пули.
Уменьшить влияние сопротивления воздуха можно
увеличением массы пули или снаряда, а также
уменьшением начальной скорости. Первое
используется в дальнобойной артиллерии, а второе
в минометах.
Учитель: Попробуем применить
полученные знания на практике.
В комедии Грибоедова "Горе от ума” есть
слова "Строжайше б запретил я этим господам на
выстрел подъезжать к столицам”.
Есть такое выражение "Не подпускать на
пушечный выстрел” на какое это расстояние, мы
сейчас и выясним.
Предположим, что выстрел сделан под углом 30°,
а масса снаряда 20 кг. Верхняя точка траектории
полета находится на высоте 3125 м (сопротивление
воздуха не учитывать).
Совместно разрабатывается алгоритм решения
задачи, затем учащиеся расчеты производят
самостоятельно.
Учитель: Дома вам предстоит
решить 3 задания, данные в бортовом журнале.
Подведем итог нашего занятия.
Учащиеся делятся на две группы. Рефлексия в
форме интервью: вопрос по теме "Баллистическое
движение” задает вопрос одна группа – отвечает
вторая группа, затем группы меняются.
Учитель:
Знаем точно мы теперь, друзья.
Многое зависит от угла бросания
Хочешь дальше тело отправлять
Так бросай его под сорок пять.
Хочешь бросить выше камень свой
Угол бросания должен быть прямой.
|