Цели урока:
- Образовательная: изучить физические
особенности различных агрегатных состояний
вещества, сформировать понятия: процесс
плавления и отвердевания, рассмотреть
особенности фазового перехода жидкость –
твердое тело.
- Развивающая: формировать у учащихся умение
выделять главное и существенное в излагаемом
материале, развитие познавательных интересов и
способностей школьников при выявлении сути
процессов.
- Воспитательная: воспитывать трудолюбие,
точность и четкость при ответе, умение видеть
физику вокруг себя.
Оборудование: ПК,
мультимедиа-проектор, компьютерная презентация,
сосуд с водой, в котором плавают кусочки льда
(температура 0оС), демонстрационный
термометр, термос, модели кристаллических
решеток, набор кристаллических и аморфных тел.
Тип урока: урок усвоения нового
материала.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала
(сообщение темы урока, формулировка целей и
задач, постановка перед учащимися учебной
проблемы).
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний (мини-конкурс
загадок).
- Этап информации для учащихся о домашнем
задании.
Это первый урок главы «Изменение агрегатных
состояний вещества». Он связан с темами
предыдущей главы. Весь урок сопровождается
показом презентации «Агрегатные состояния
вещества», в которую помещен необходимый
материал по данной теме.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Сообщение темы урока, целей и плана урока.
2. Этап подготовки учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала
На этом этапе используется фронтальный опрос и
беседа с целью активизации имеющихся знаний,
необходимых для изучения нового материала,
концентрации внимания, включения учащихся в
активную продуктивную работу.
– Из чего состоит вещество? –
Дайте понятие «внутренняя энергия
тела». –
От чего зависит внутренняя энергия
тела? –
В каких агрегатных состояниях может
находиться вещество?
В результате беседы делается обобщение: Любое
вещество, состоящее из атомов и молекул, может
находиться в одном из трех агрегатных состояниях
– твердом, жидком и газообразном.
3. Этап усвоения новых знаний
Изложение нового материала.
Изложение нового материала начинается с
простейшей демонстрации: из термоса достаю лед,
помещаю в стеклянный сосуд с ледяной водой.
Спрашиваю, где мы можем наблюдать похожую
ситуацию?
Проблемный вопрос: значит возможна
ситуация, в которой, при некоторых температурах
вещество может одновременно находиться в
твердом, жидком и газообразном состоянии?
– Что же отличает одно агрегатное состояние
вещества от другого?
– Каковы особенности молекулярного строения
газов, жидкостей и твердых тел?
(Заслушиваются мнения учащихся)
Давайте рассмотрим агрегатные состояния
вещества на примере воды.
(Поочередно рассматриваются особенности
расположения молекул в различных агрегатных
состояниях вещества).
Делаются выводы:
В разных агрегатных состояниях расположение
молекул различно; внутренняя энергия одинаковых
масс твердого тела, жидкостей и газов при
одинаковых температурах различна. Процесс
перехода «твердое тело – жидкость – газ» связан
с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких
превращениях вещество поглощает тепло и
кинетическая энергия движения молекул
возрастает. А в переходе «газ – жидкость –
твердое тело» процесс перехода связан с
выделением тепла. При этом скорость молекул и
внутренняя энергия уменьшаются.
Поэтапно заполняется схема определения
фазовых переходов. Переход «твердое тело – газ»
вызывает у учащихся затруднение, эти процессы не
рассматриваются в рамках основной школы 8 класса.
Процесс перехода из твердого состояния в
газообразное называется сублимацией или
возгонкой (сублимирует кусочек льда в морозный
день). Вообще любое тело в твердом состоянии, если
оно имеет запах – сублимирует.
Очень интересным процессом является процесс,
обратный сублимации десублимация. При этом
вещество из газообразного переходит в твердую
фазу (выпадение инея).
Вывод: существует шесть процессов,
которые определяют варианты перехода из одного
агрегатного состояния в другое: плавление,
кристаллизация, парообразование, конденсация,
сублимация, десублимация.
4. Этап закрепления новых знаний
На этом этапе решается следующая
учебно-воспитательная задача: закрепить в
игровой форме в памяти учащихся те знания и
умения, которые необходимы для повышения уровня
осмысленности изученного материала. Отвечать
право выбора предоставляется всем. Отвечает
первым тот, кто первый поднимает руку.
Викторина:
1. Что за невидимка:
в дом не просится,
а дверь откроешь, – прежде людей бежит? (Воздух,
газ, пар)
2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина.
(Туман)
3. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
4. На всех садится, никого не боится. (Снег)
5. Что в гору не вкатишь? (Вода)
6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто
его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная
девица. (Град)
7. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода)
8. Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Отвечая на такие интересные вопросы-загадки,
ученик лучше запоминает пройденный материал.
Такая форма закрепления новых знаний
способствует повышению интереса к предмету и
выработке у учащихся в природных явлениях
видеть физику.
5.Этап информации учащихся о домашнем
задании
Учебно-воспитательная задача этого этапа
состоит в том, чтобы сообщить о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения.
Подведение итогов урока, как работал класс, кто
работал особенно активно, оценивание самих
активных. Что нового узнали на уроке? Кратко
рассказать о четвертом состоянии вещества –
плазме. |