Сценарий внеклассного мероприятия для 10 класса. Цель - знакомство детей с современными проблемами утилизации пластмассового мусора.
Задачи: развитие экологического мышления, формирование активной гражданской позиции, развитие интереса К делу охраны природы.
Форма: диспут с использованием ИКТ.
Ход урока
1. Рассказ.
Еще недавно в России полиэтиленовые пакеты были ценным предметом
домашнего обихода. Их стирали, сушили на веревочках. Пластиковые и
жестяные баночки и бутылки были редкостью. Их мыли, хранили и
использовали многократно.
Но прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары, плюс разруха в наших головах, все это превратилось в настоящее мусорное бедствие для России.
Первыми нашествие мусора ощутили города. Не избежали печальной участи
знакомства с цивилизацией леса и реки, ведь россияне так любят
"отдохнуть на природе”!
Маленькая помойка кажется незначительной, но, соединяясь с другими, становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит неэстетично, он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь.
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия
всей планеты. На каждого из 6 млрд. жителей Земли приходится около 1
тонны мусора в год. Если свалить накопившийся за год мусор в одну кучу,
то образовалась бы гора высотой с Эльбрус.
Одна из сторон жизни города – образование и накапливание огромного
количества твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы
просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды.
Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета - ухудшению здоровья.
Газообразные вызывают смог, отравляя все живое ядовитыми парами. Это
огромная проблема – твердые отходы в России накопилось 55 млн. тонн
бытовых отходов, и это только на зарегистрированных свалках. Почвы и
растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок.
2. Обсуждение проблем утилизации мусора (презентация).
Среди твердых бытовых отходов есть опасные специальные отходы, которые
нельзя хранить вместе с другими, необходимо уничтожать по специальной
технологии. Батарейки и лекарства, термометры и перегоревшие лампы
дневного света, остатки лака, клея, краски, дезодоранта – все это специальные отходы.
Проблема утилизации мусора актуальна для всех стран. Создавались
полигоны для мусора, строились заводы для сжигания мусора, но
эффективность подобных методов невысока: в атмосферу выбрасывались
токсичные вещества.
Мы работаем над разными видами технологий,
позволяющими из отходов получать полезные продукты. Во многих странах
существует особая система сбора бытовых отходов. Обычно используют
отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла,
опасных веществ. Это экономит средства и энергию при их переработке.
Отдельные виды мусора не уничтожаются, а перерабатываются в полезные
вещи.
3. Мозговой штурм "Мусору — вторую жизнь!"
Из мусора предложить востребованную продукцию. Для обсуждения
предлагается обычная пластмассовая бутылка. Предложенные идеи
записываются на доске. Учащиеся делают прогноз, какие идеи будут
востребованы у населения, какие они сами будут использовать в своей
жизни, учебе, отдыхе. Презентация "Мусор – тоже ресурс".
4. Анализ занятия.
Перейдем от выбрасывающего общества к обществу, которое
перерабатывает”. "Отходы – в доходы!” – эти слова должны стать лозунгом
для каждого из нас еще и потому, что природные кладовые не безграничны, а
продуманные технологии позволят экономить природные ресурсы.
Ребята делятся впечатлениями от занятия. Что их удивило, что понравилось, что они взяли полезного и важного для себя.
|