Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды. Р.Рождественский
Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова.
(На протяжении всего мероприятия звучит музыка)
Учитель: Ежегодно 22 марта, в день весеннего равноденствия,
отмечается Всемирный день Воды. Он был провозглашен Генеральным секретарем ООН в
марте 1971 года.
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных
Все зримое опять покроют воды… Ф.Тютчев.
"Вода – это жизнь”. Казалось, нет штампа привычнее, но более исчерпывающее
определение дать практически невозможно. Ведь самое главное для нас: Земля – это
наш дом, Воздух – отец, Вода – мать.
Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом на Земле – о воде. О том, как она
питает всех и все и спасает в жаркий день.
1-й ведущий: Ее породила Земля на заре своей жизни, когда была
раскалена, как огонь. Сродняясь с расплавленными породами, вода застыла в
гранитах и базальтах.
2-й ведущий: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В.
Петрянов-Соколов: "Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан,
покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет
назад зародилась жизнь – это вода”.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это только вода.
С водой, которая, то жидкая течет в реках и озерах, то паром стремится в
облака, то льдами замерзает на морозе, человек встречается с первых дней своей
жизни.
2-й ведущий:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это
А в сущности только вода.
Прекрасно, невоспроизводимо многообразие красок солнечного заката, его
золотых и багряных переливов, торжественны и нежны краски небосвода при восходе
солнца. Эта обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и
поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере.
1-й ведущий: Это великий художник – вода. Безгранично многообразие
жизни на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого
существа, если нет воды.
2-й ведущий: Послушайте, как прекрасно об этом пишет удивительный
знаток русской природы писатель С.Аксаков:
"Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Вода жива; она бежит
или волнуется ветром; она движется и дает жизнь всему ее окружающему…
И горные ключи, и низменные болотные родники бегут ручейками… Из многих таких
ручейков составляется речка”.
1-й ведущий:
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река… Н.Палькин
2-й ведущий: Вода – самое важное, самое главное вещество на Земле. Все
живое и неживое содержит ее, на планете нет ни одного тела или пылинки, которые
были бы лишены воды. Посмотрите на глобусе, почти 3\4 поверхности нашей планеты
занято океанами и морями. Наша планета названа Землей по явному недоразумению.
Правильно было бы назвать планету Вода.
1-й ведущий: Знаете ли вы, что если всю воду распределить равномерным
слоем по земному шару, то такой Мировой океан был бы глубиной до 4 км.
2-й ведущий: Знаете ли вы, что если всю воду собрать в одну каплю, то
ее диаметр оказался бы равным 1500 км.
1-й ведущий: Знаете ли вы, что основные запасы воды сосредоточены в
морях и океанах – около 1,4 млрд. км3.
2-й ведущий: Знаете ли вы, что пресная вода находится главным образом
в ледниках – более 30 млн. км3 , а также в реках и озерах – около 2
млн. км3.
1-й ведущий: Знаете ли вы, что в атмосфере содержится 14 тыс. км3
водяного пара. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве, вода входит
в состав комет.
1-й чтец:
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины жизни нашей красит
В своих трех важных ипостасях!
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется,
То застывает тонкой льдинкой,
красиво названной снежинкой,
То обретает легкость пара:
Была, и вдруг ее не стало.
2-й ведущий: Где вода – там жизнь. Пустыня богата теплом, землей, но
нет воды, и не может развиваться жизнь. Вода уникальна и незаменима. Растения на
80-90% состоят из воды, а животные на 75%.
1-й ведущий: Если человек потеряет 6…8% воды, наступает обморок, а
если 9…12% происходит нарушение обмена веществ, а потеря до 25% воды приводит
его к гибели. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд – "корабль
пустыни”, – не может прожить без воды больше 8 дней.
2-й ведущий: Чтобы жить, человеку в сутки требуется не менее 2 литров
воды. В зависимости от климата суточная потребность человека в воде может
составить 2,5-6л. На личные нужды человек расходует в сутки около 300 литров
воды в сутки. Если суточную потребность человека в воде принять за 2,5л, а
продолжительность жизни – 70 лет, получится, что за всю жизнь человек потребляет
около 60т. воды. Население земного шара каждые сутки потребляет 7 млрд. м3
воды.
2-й чтец:
Великий труженик – водица,
Ну как же ей не восхитится!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
1-й ведущий: Но не только для живых существ необходима вода,
трудно представить себе какую либо отрасль народного хозяйства, существование
которой было бы возможно без использования воды.
2-й ведущий: Упоминание о воде часто встречается в Книге книг –
Библии. В Новом Завете вода приобретает статус священной: Иоанн крестил всех в
воде, и сам Иисус, "крестившись… тотчас вышел из воды” (Мф. 3.16).
1-й ведущий: Вода течет, постоянно движется в ручьях и реках.
Древнегреческий философ Гераклит утверждал: "Нельзя дважды войти в одну и ту же
реку”. Не зря воду часто применяют для духовного и психологического очищения.
2-й ведущий: Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и
драгоценное, а бесценное не храним. Драгоценности, деньги охраняем, а озера,
родники – нет. Это совершенно непонятно.
1-й ведущий:
Беспечно,
по глупому щедро
Мы рушим природу вокруг… С.Смирнов
2-й ведущий: Сегодня, в начале третьего тысячелетия, пришло время
оглянуться на деяния человека. Земля в беде. Тех, кто ее портит, не задумываясь
о будущем, – легион. Почему же человек, осознавая необходимость воды, все-таки
так безоглядно относится к ней, не бережет ее? Кто ты человек? Человек разумный
или неразумное дитя?
1-й ведущий: Еще в XVI в. Елизавета I, королева Англии, объявила
премию за изобретение дешевого способа опреснения морской воды. Премия еще
никому не вручена.
3-й чтец:
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой
Леса теряют свою силу
Уходит нежный запах лип,
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб. И.И.Ландо
2-й ведущий: Недостаток чистой воды ощущается уже сейчас во многих
странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла
угроза загрязнения. Заводы, фабрики, электростанции потребляют и одновременно
загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в
реки и озера попадают различные продукты отходов, различные ядовитые вещества.
4-й чтец:
Не осталось живого места,
Не осталось живой воды.
Соли закислого железа
Убивают воду в Оби.
Стало душно в реке и затхло.
Никакого выхода нет.
Хоть бы рыбе дожить до завтра –
Прожила бы еще сто лет! В.Братинишский.
2-й ведущий: В такой реке гибнет все живое: рыба, микроорганизмы,
растения. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых
заболеваний. Река "болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.
5-й чтец:
Бросают в реку грязь и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру.
6-й чтец:
Спросите наших ветеранов,
И вам расскажут старики,
Как пили воду не из крана,
А только из родной реки.
А нынче будто бы из мести,
Легко, как бы назло врагам,
К твоим стремятся берегам –
Тебя штурмует транспорт бойко
И вдоль, и поперек:
Частенько ты бываешь мойкой
Водителям в конце дорог.
Швыряет с берега объедки
Гуляки праздная рука.
1-й ведущий: Ученые установили, что загрязненные сточные воды
необходимо разбавить в 100…300 раз, чтобы они стали пригодными для жизни
обитателей водоемов: растений, животных, микроорганизмов.
1-й чтец:
Смерть озера!
Испытывая муку,
Перед прозрачным кладбищем стоишь…
Молоками наполненную щуку
Пригнало ветром в никнущий камыш
… Трубите лоси! Выходи по зову
Ветвящаяся пламенем гроза!
Кто осквернил прозрачную основу,
Кто плюнул в материнские глаза! Ю.Линник
2-й ведущий: Озера и реки поддерживают водный режим регионов. Не
случайно говорят: "Лес и вода – брат и сестра” или индийская мудрость гласит:
"Лес – это вода, вода – это урожай, урожай – это жизнь”. Но рек и озер коснулась
недобрая рука человека.
А в русских озерах ноет
печаль такой синевы,
Как будто они виновники
сыновней людской вины. А.Вознесенский
1-й ведущий: Когда – то указом Ивана Грозного, а позднее и Петра I
руки рубили, если человек портил леса в радиусе 100м от реки, не дай бог, если
вблизи реки срубит дерево, то и головы лишится!
…Ко мне больные реки
Явились на прием,
Вползли ручьи – калеки
В мой сумеречный дом. С.Залыгин
2-й чтец:
Все тесно связано со всем.
Примеры мы не станем множить,
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
2-й ведущий: Человек постепенно утрачивает чувство красоты этого мира.
Изуродованные плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе озерные.
Да много бед приносит человек природе. Воды много, и в тоже время мало. Очень
мало. Все меньше остается воды пригодной для человека.
1-й ведущий: Человек может все. Но это вовсе не значит, что
человеку заказано все в природе! Пользоваться дарами природы надо с умом,
большим тактом и пониманием всех ее законов. Другими словами, нужно все время
помнить один из величайших законов "Не навреди!”.
2-й ведущий: Не мешай человек, Природа сама справится. Уместно
вспомнить первый закон, сформулированный Барри Коммонером "Природа знает
лучше!”.
3-й чтец:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне
Стали люди сильными, как боги
И судьба Земли у них в руках
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках,
Мы давно "освоили” планету
Широко шагаем в новый век
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли человек? А.Плотников
4-й чтец:
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек,
Барханов
И болот. Р.Рождественский
5-й чтец:
…И стала капля чистоты
Гор золота ценней.
Слушайте, запоминайте –
Веленью времени повсюду вы внимайте,
Храните, охраняйте, сохраняйте
Под солнцем обитание свое, да! Да! Да!
Знайте, люди и народы:
Мы дети малые одной большой Природы,
Мы делим с ней удачи и невзгоды,
Одна судьба у нас и у Нее. В Гурарий
6-й чтец:
Не дайте же ей, родимой, умереть, –
Вам внуки будут, правнуки признательны.
Поверьте, речка станет обязательно
В глаза вам с благодарностью смотреть. М.Глазков
1-й ведущий: Вот и закончили мы разговор об одной из самых насущных
проблем нашей планеты – о воде, о той страшной судьбе, которая ждет землян, если
они не найдут в себе мужества сказать: "Так дальше жить нельзя!” Нельзя
бесконечно и безнаказанно брать и отдавать то, что остается невостребованным
Природой.
2-й ведущий:
Да! Ничто тогда не спасет нас!
Ни плач, ни мольбы, ни угрозы,
Ни поздно предъявленный счет,
Ни горьких раскаяний слезы –
Ничто нас тогда не спасет! Н.Палькин
1-й ведущий: Более того, не только не востребованным, но и еще
вредным: отравляют чистую воду, губят все живое в ней, истощают запасы "голубой
нивы”. Остановись, человек, пока не поздно! Если ты конечно Человек с большой
буквы, да и вообще человек разумный – такой статус в организации живой Природы
ты сам себе определил!
Хотелось бы нам жить и знать
Ее не станут продавать?!
2-й ведущий:
А в мыслях все одно и тоже
Как ты вода прекрасна все же!
1-й чтец:
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою.
Библиотекарь:
И еще раз обращаюсь к вам.
Люди!
У нас в запасе
Есть какое-то время –
И, насколько возможно,
Мир этот надо улучшить. А Плитченко
Давайте посмотрим правде в глаза и не будем тем страусом, который прячет
голову в песок при надвигающейся опасности. Что мы выберем: путь в никуда, а
точнее, в пропасть, или путь к гармонии с природой, как того требует само наше
естество! |