Цель – активизировать представление детей о водоеме как природном сообществе.
Перед прогулкой педагог вспоминает с
детьми, что такое природное сообщество, рассказывает, какие существуют
водоемы, какие растения и животные обитают в озере, которое они посетят
во время очередной прогулки. Дети делают вывод, что озеро – это тоже
природное сообщество. Педагог предлагает детям рассмотреть влажный
зоопрепарат «развитие лягушки», где можно увидеть икринку, головастика
перед выходом из икры, головастика с наружными жабрами, головастика с
внутренними жабрами, головастика с задними конечностями, головастика с
передними и задними конечностями, лягушонка с остатками хвоста и,
наконец, сформировавшегося лягушонка, посмотреть свой дневник природы за
первый класс и рассказать о развитии земноводного.
На подходе к озеру педагог просит детей
внимательно посмотреть вокруг и найти знакомые растения. Знатоки
называют иву, ракиту, черемуху, лапчатку гусиную, калужницу, чистяк,
лютик едкий, незабудку лесную.
Найдя местечко, где можно безопасно
подойти к воде, педагог предлагает детям назвать водные растения и
посмотреть, какие из них уже появились. Знатоки называют рогоз,
тростник, камыш, кубышку, кувшинку, стрелолист, ряску. (В конце мая
появляются кубышка и кувшинка белая).
Желтоглазые цветы смотрят из воды. Или, может, это не цветы? Может, это рыбаки у реки Позабыли про свои поплавки? В. Кожевников Кувшинка является показателем чистоты водоема, она занесена в Красную книгу.
Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда – привязан плот, Он никуда не поплывет Е. Серова Затем знатоки рассказывают, какие животные живут в воде и у воды, читают стихи об этих животных и загадывают загадки.
Хоть не заяц, скачет шибко. Плавать может, но не рыбка. Он зеленый, как листочек, Ловит мошек среди кочек. Он с ужами не в ладу, В тине дом его, в пруду! (Лягушонок.) Цапля
Стоит остроносая цапля в круге, И не шевелится, проказница! На левой стоит или правой ноге, Какая тут, собственно, разница? Т. Попов Это кто же лентой черной К ручейку скользит проворно? Сквозь кусты пробрался ловко, А на маленькой головке, (Все об этом знать должны) Пятна желтые видны! (Уж.) Длинноногий, длинноклювый, Длинношеий, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязный, Ловит в них лягушек, Веселых попрыгушек. (Журавль.) Пестрая крякушка Ловит лягушку, Ходит вразвалочку, Спотыкалочкой. (Утка.) Выдра – рыбакам пример, Ведь она не браконьер: Ловит дичь в стихии водной, Только чтоб не быть голодной. Этот редкий водный житель Поиграть большой любитель, Покружиться, поплескаться, На воде покувыркаться… Погримасничает даже! Выдра! – что еще тут скажешь. Г. Попов Бобры
Не сидят бобры без дела. Чтобы речка не мелела, Без простоев, без авралов Из подручных материалов Сделают каскад запруд, Тут же на воде живут, И в меню бобрином лишь Ветки, листья да камыш. Где бобры – живет река, И бобры живут пока. Г. Попов Знаток животных рассказывает о лягушке.
Человек всех животных притесняет, считая
себя царем природы, но лягушке приходится особенно худо. Дети часто
бросают в них камни, пинают их ногами, мучают слабых животных, не
способных постоять за себя. Но несмотря на всю нелюбовь к этим бедным
существам, человек очень часто использует их в своих целях. Например,
лягушачьи лапки в некоторых странах считаются изысканным кушаньем.
Лягушки используются для проведения различных опытов. Медики сделали
немало различных открытий, проводя опыты над этими животными. В
благодарность за это великим мученикам поставили памятники в Париже и
Токио. В настоящее время большинство людей начинают понимать, что
поступать жестоко с животными нельзя. В некоторых странах, например,
чтобы лягушки не погибали на дорогах под колесами машин, собираются
строить специальные переходы для лягушек и других земноводных. Когда
лягушки создают семью и собираются выводить маленьких лягушат, можно
услышать их концерты. Такое пение можно услышать только в мае. (Если
лягушки не захотят петь в присутствии незваных гостей, то можно
послушать магнитофонную запись лягушачьего концерта).
Лягушка – хороший охотник. А вот чем она питается, сказано в загадках.
Не зверь, не птица, а нос – как спица. (Комар.) Лягушка может поймать комара на лету.
Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.) Не найдешь на белом свете Силачей таких, как эти, Трудовой такой семьи! Кто же это? (Муравьи.) Сидит бык, у него шесть ног – и все без копыт. (Жук.) Голубой аэропланчик Сел на желтый одуванчик. (Стрекоза.) А
сама лягушка – лакомство для уток, следы которых можно обнаружить около
озера. А вот аист, цапля, журавль, выдра, которые тоже питаются
лягушками, а также бобры встречаются в местах, где редко бывает человек.
Лягушка – животное полезное, так как она
поедает многих насекомых, не позволяя им сильно размножаться и наносить
ущерб природе. Сами же лягушки, являясь пищей аистов, журавлей, выдр и
многих других животных, способствуют тому, чтобы эти животные
существовали в природе. «Плохих» животных нет. Все животные нужны для
сохранения равновесия в природе.
Педагог спрашивает, чему бы дети хотели
научиться у лягушек, и они, как правило, отмечают такие, на их взгляд,
положительные качества лягушки, как умение прыгать, быстро плавать,
ловко ловить мошек.
Знатоки говорят о том, что водными
жителями являются раки и моллюски. Раки служат санитарами, уничтожая
погибших животных. Моллюски, живущие в двухстворчатых ракушках, очищают
воду от остатков растений и мелких животных. Делают они это во время
питания, пропуская через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и
другие живые существа.
Прудовики держатся среди листьев растений,
которыми питаются. Катушки живут на дне, питаются илом и водорослями.
Улитки прудовиков и катушек дышат атмосферным воздухом.
Летом на воде можно видеть клопа-водомера и жучка-вертячка, которые питаются насекомыми.
Из насекомых над водой сразу можно узнать комаров и стрекоз, которые прилетели на водоем отложить свои личинки.
В конце прогулки можно сыграть в игры «Рыбаки», «Ястреб и утки», «Сеть питания». |