Воскресенье, 21.07.2024, 17:15                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [33]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [45]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ [55]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ЭКОЛОГИЯ » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Открытое мероприятие по экологии. Виртуальная экскурсия "День Земли"
13.09.2013, 11:10

Цели:

  • Расширить представления о планете Земля, её происхождении, особенностях, уникальности.
  • Раскрыть экологические и нравственные проблемы Земли.
  • Воспитать бережное отношение к природе и богатствам Земли.
  • Продемонстрировать взаимосвязь предметов естественного цикла (биологии, химии, физики).
  • Расширить кругозор учащихся, развивать ассоциативное мышление.

Этапы экскурсии:

  1. Вступительное слово ведущего-экскурсовода
  2. Просмотр видеофрагмента "Планета Земля лучшая!”
  3. Посещение зала "Происхождение Земли” (учитель физики)
  4. Блеф-игра
  5. Посещение зала "Техногенные катастрофы” (учитель географии)
  6. Установление причинно-следственных связей.
  7. Посещение зала "Биоиндикаторы” (учитель биологии)
  8. Лаборатория исследования "Биоиндикаторы” (учитель химии)
  9. Просмотр видеофрагмента "Планета Земля лучшая!”
  10. Заключительное слово ведущего-экскурсовода

Подготовка к экскурсии: участники делятся на три группы и рассаживаются за соответствующие столы

Оборудование: 3 образца сосны обыкновенной, вода, химический стакан, спиртовка, спички, мензурки, пробирки, прибор рН-метр, видеофильмы, презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор, печатный дидактический материал, таблички "ДА” или "НЕТ”.

Ход экскурсии

Вступительное слово ведущего-экскурсовода

Уважаемые посетители мы рады видеть вас в виртуальном музее Земли. Сегодня вы совершите экскурсию по залам музея, где не только получите интересную информацию, но и примете участие в творческих испытаниях и даже исследовании. Желаем вам приятных впечатлений!

50 лет назад Ю.А. Гагарин впервые увидел Землю из космоса и восторгался её красотой. Видеоролик "Планета Земля лучшая!” 

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Ни год, ни два, а миллиарды лет ... (С. Михалков "Стон Земли”)

А как же возникла наша планета?

Ответ на этот вопрос вы можете узнать в первом зале нашего музея

Посещение зала "Происхождение Земли”

Учитель физики:

- Давайте поговорим о возникновении нашей планеты? Теорий настолько много, что все перечислить – времени не хватит, да и не думаю, что это будет интересным и нужным. Пройдемся по не очень известным, но хитромудрым и экстравагантным.

Теория матрицы. Да-да, именно. Вы не ослышались. Фильм "Матрица” основан именно на этой теории. Есть мнение, что наша Вселенная – это чья-то компьютерная программа. С ума сойти, да? Невозможно представить себе мощность этого компьютера, да и вообще представлять, что мы все запрограммированы как-то не хочется. Но это всего лишь теория. Верить ей или нет – решайте сами.

Белые дыры – те же черные, только белые. Всем известно, что черная дыра поглощает все, что можно и нельзя. Сравнивая с белой – белая испускает из себя вещество. Получается, что нашу вселенную "выплюнули”. Опять же версия странна, но интересна этой своей странностью.

Ну и, если теория будет подтверждена, то мир физики со многими ее постулатами просто перевернется вверх тормашками.

Черные дыры. Существует теория, что черные дыры испускают не просто вещество, а новые вселенные. Тоже круто, согласитесь?

Теорий много, они все интересные, но давайте поговорим о классических теориях. Демонстрация видеофрагмента из фильма "Происхождение Земли” 

Многие ученые, астрологи, астрономы пытаются ответить на вопрос: откуда возникла планета Земля? Они строят теории, обсуждают факты в поисках истины. Строят множество теорий, которые зачастую в итоге сводятся к одному единому пониманию - доказать то, как и откуда появилась наша планета - человечеству пока не по силам!

Блеф-игра (учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить "ДА” или "НЕТ”, подняв соответствующие таблички).

1) Верите ли вы, что история нашей планеты насчитывает около 10-12 тысячелетий?

Ответ: Нет. Еще жрецы древнего Вавилона, основываясь на положении звезд и по их движению, пытались доказать значительно больший возраст. По их расчетам получилось, что наша планета существует около 4,6 млрд. лет)

2) Верите ли вы, что атмосфера Земли "улетучивается”

Ответ: Да. Благодаря тепловой энергии, скорость некоторых молекул, находящихся на внешней границе атмосферы Земли, увеличивается настолько, что они выходят за пределы зоны действия ее гравитации. В результате происходит медленный, но равномерный отток атмосферы в космос. Из-за того, что летучий водород имеет более низкую молекулярную массу, его молекулы легче развивают необходимую скорость, и "утекают” в космос быстрее. Поэтому в настоящее время атмосфера Земли не уменьшается, а окисляется, влияя на химическую природу жизни, сформировавшейся на планете. К тому же, атмосфера, насыщенная кислородом, сохраняет уцелевший водород, заключая его в молекулы воды.

3) Верите ли вы, что весна движется со скоростью примерно 50 километров в сутки.

Ответ: Да. Это определено по наблюдениям за соцветием отдельных растений.

4) Верите ли вы, что у нашей планеты есть двойник?

Ответ: Да. Гипотетическая экзопланета земного типа, которая лежит в пределах "зоны жизни” звезды, и по размерам и массе примерно равна массе Земли. Такие планеты представляют огромный интерес, как возможное будущее место обитания для человечества, поскольку эти планеты потенциально могут быть пригодны для жизни и по климату могут быть похожи на Землю (на них не очень жарко и не слишком холодно). Поиском землеподобных планет в зоне жизни будет занята миссия Кеплера, а также в будущем и другие миссии

5) Верите ли вы, что изменение магнитного полюса земли ведет к изменению климата на планете?

Ответ: Нет. Магнитные полюсы Земли перемещаются. Полюсы на Земле менялись местами уже много раз! Об этом можно судить по тому, что направление магнитного момента камней, образующих океанское дно, непостоянно. Каким оно будет, зависит от того, какой была ориентация полюсов в момент формирования камня в районе срединно-океанических хребтов.

Ведущий-экскурсовод:

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Ни год, ни два, а миллиарды лет,
Я так устала. Плоть моя покрыта рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек.
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

В.И. Вернадский сказал: "С человеком несомненно появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты”.

С действием этой геологической силы вас познакомит в следующем зале музея.

Посещение зала "Техногенные катастрофы”

Учитель географии:

Человек, став самой значимой биологической единицей на планете, часто не задумывается о последствиях своей деятельности для природы.

Давайте посмотрим, какие же "подарки” он создал себе сам:

1) Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).

2) Катастрофа природно-техногенная — разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей.

На какие группы можно разделить все виды техногенных катастроф?

а) техногенные катастрофы в море (разливы нефти в Персидском заливе, Атлантическом океане);

б) транспортные техногенные катастрофы железнодорожные, авиационные, автомобильные;

в) аварии на энергетических системах (Саяно-Шушенская ГЭС 2009 год);

г) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (при запуске космических ракет, строительстве и ремонт АПЛ, авария на Чернобыльской АЭС);

д) аварии с выбросом (угрозой выброса) химических опасных веществ (на химических предприятиях, комбинатах и при перевозке химических веществ);

е) внезапное обрушение зданий и сооружений

ж) пожары, взрывы

А теперь рассмотрим, какие техногенные аварии произошли в России за последние 65 лет:

1946 год. Взрыв парохода "Дальстрой” полностью разрушивший сооружения порта и повлёкший большие человеческие жертвы.

1957 год. Кыштымская авария на химкомбинате "МАЯК”, расположенном в закрытом городе "Челябинск-40” (ныне Озёрск) из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости, где содержалось около 80 кубометров высокорадиоактивных ядерных отходов..

1960 год. Катастрофа на Байконуре. На космодроме Байконур 24 октября 1960 года при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошёл взрыв.

(рассказ учащегося о катастрофе) 1970 год. Радиационная авария на заводе "Красное Сормово”. При строительстве атомной подводной лодки К-320 произошёл несанкционированный запуск реактора. При этом произошло значительное радиоактивное заражение территории цеха.

1977 год. Взрыв танкера на Сормовской нефтебазе.

1985 год. Радиационная авария в бухте Чажма. На АПЛ К-431, находившейся у пирса судоремонтного завода ВМФ, при перезарядке активных зон реакторов произошла неуправляемая самопроизвольная цепная реакция деления ядер урана

(рассказ учащегося о катастрофе) 26 апреля 1986 года Чернобыльская катастрофа, затронула не только СССР, но и Европу.

1988 год. Арзамасская железнодорожная катастрофа. Товарный поезд, произошёл взрыв. Взрывом был уничтожен 151 дом.

1989 год. железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу Теляк. (Челябинская область) в момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака топливо - воздушной смеси

2009 год. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате повреждения гидроагрегата № 2 произошел выброс воды из кратера турбины.

А теперь предлагаю вернуться к событиям произошедшим 11 марта 2011 года -техногенной катастрофе, о которой говорит весь мир, "Фукусиме”. 

Вам предстоит разобраться в хронологии события, его причинах и последствиях данной аварии. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал, из которого 1 группа должна выбрать причины, 2- хронологию самой техногенной катастрофы, 3- последствия. Время на выполнение задания 4 минуты. 

По окончании работы прошу оформить соответствующую часть доски и защитить свой проект (выбор)

Вопрос: Возможно ли подобное в России и почему?

Президент РФ Дмитрий Медведев в своём видеоблоге посвящённом событиям в Фукусиме отметил, что необходимо на международном уровне:

- ограничить строительство атомных станций в сейсмически опасных зонах;

- своевременно заменять старые, выработавшие свой ресурс реакторы на новые энергоблоки, сооружая их, естественно, с максимальными барьерами защиты.

Природа вся живет в круговоротах, человек же действует прямолинейно. Живя иллюзиями, он мнит себя властителем природы, развивает максимальную скорость - и не вписывается в очередной поворот. В результате - катастрофа. Можно и так сказать: он ведет автомобиль цивилизации вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.

Ведущий-экскурсовод

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли...
Очнетесь люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти.

Как определить пульс планеты, ощутить её дыхание, сохранить чистоту? Человек делает еще только робкие шаги в этом направлении.

В нашем быту обращается более 70 тысяч различных химических препаратов – синтетических веществ не существующих в природе.

Чутко реагируют на состояние окружающей среды живые организмы.

И мы переходим с вами в следующий зал музея Земли. В этом зале я познакомлю вас с живыми организмами - биоиндикаторами

Посещение зала "Фитоиндикация”

Учитель биологии

Фитоиндикация это один из способов биоиндикации, т.е. оценка состояния окружающей среды по реакции растений. Этот метод обеспечивает более раннее распознаванием возможностей опасности, исходящей от вредных веществ. Спецификой этого метода является подбор растений – индикаторов, обладающих характерными чувствительными свойствами при контакте с вредными веществами. Использование фитоиндикационных методов позволяет получить более объективную информацию о состоянии растений, произрастающих в зонах повышенной антропогенной нагрузки, а также дает основание для экологического прогноза на исследуемой территории.

В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Сейчас наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений – теплоэлектростанции, бытовые котельные, которые выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух окислы азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы.

Перед вами на столах лежит таблица растений – индикаторов.

Приведите примеры реакции растений на загрязнение атмосферы.

Признаки повреждения растений - индикаторов под влиянием химических веществ - загрязнителей атмосферы

Воздействующие вещества Растение-индикатор Внешние признаки повреждения растений
Сернистый газ Сосна обыкновенная

Ель европейская

Лишайники

 

Ясень американский

Концы хвоинок приобретают бурый оттенок.

Хвоя буреет и опадает.

Массовая гибель. При концентрации выше 0,3 мг/м3 наблюдается полное отсутствие лишайников - лишайниковая пустыня.

Обширное, междужилковое обесцвечивание листьев.

Аммиак Бегония, бобы, томаты

Липа сердцевидная

Граб обыкновенный

Погибают при образовании смога.

На нижней части листьев появляется глянцевитость или серебристость; при значительных концентрациях листья становятся тускло-зелеными, затем буреют и даже чернеют.

Фтороводород Гладиолус Некротическая ткань появляется на вершине листа, а затем распространяется вниз по всей ширине листа.
Соль для таяния льда Береза Появляются ярко – жёлтые, неравномерно расположенные краевые зоны, затем край листа отмирает, а жёлтая зона продвигается от края к середине и основанию листа.

Демонстрация слайдов по фитоиндикации

В последнем зале нашего музея вы попробуете исследовать экологическую ситуацию в разных районах нашего города по фитоиндикатору сосне обыкновенной.

Учитель химии

Фитоиндикация нужна не только специалистам, каждый человек должен знать окружающий его растительный мир, уметь пользоваться этим уникальным зеркалом природы.

Отрицательно воздействуют на растения практически выбросы, но особенно: окислы серы, частицы тяжёлых металлов, соединения фтора, фотохимическое загрязнение, углеводороды, окись углерода, содержащаяся в выхлопных газах автомобилей (Загрязнение воздуха и жизнь растений, 1988). Растения рано стареют, редеет и уродуется их крона, преждевременно желтеют и опадают листья и хвоя. По мнению Артамонова В.И. индикатором загрязнённости атмосферы может служить сосна обыкновенная. К примеру, в нормальных условиях хвоя сосны опадает через 3-4 года, а поблизости от источников загрязнения атмосферы – значительно раньше. Особенно чутко реагирует сосна на загрязнения сернистым газом. Под влиянием токсиканта хвоя сосны в зонах сильного загрязнения приобретает тёмно-красную окраску, затем отмирает и опадает, просуществовав всего год. В незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические (участки, где разрушен хлорофилл) точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

Для выполнения данной работы на территории г. Северодвинска было намечено 3 точки обследования:

№1 Парк вблизи территории завода "СМП”

№2 Лес в районе дачных участков

№3 Ягринский бор

Выполнение экскурсантами исследовательской работы по теме "Биоиндикаторы” и заполнение обобщающей таблицы.

Состояние атмосферного воздуха в г. Северодвинске, в общем, можно оценить как относительно чистое ("норма”). Более высокую степень загрязнённости воздуха в городе, вероятно, можно объяснить влиянием автотранспорта, наличием ТЭЦ.

По внешнему виду раствора в пробирках была определена степень помутнения. Чем чище воздух, тем больше воска на хвоинках, тем выше степень помутнения раствора. Результаты работы по тесту по Гертелю еще раз подтвердили адекватность оценки состояния атмосферного воздуха по классам усыхания и повреждения хвои.

Завершая экскурсию в виртуальном музее Земли мне хочется сказать: являясь частью природы мы всеми клеточками должны ощущать: не Земля принадлежит нам, а мы Земле.

А сейчас мы предлагаем выйти к доске вставить пропущенные слова в четыре закона экологии, выраженные в афористической форме:

Всё связано во всём.
Все должно куда-то деваться.
Ничто не даётся даром.
Природа знает лучше. (прокомментировать)

Видеоролик "Планета Земля лучшая!” 

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам жировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это люди как собственный приказ.
А то Земли не будет и каждого из нас.
(Михаил Дудин)

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: конспект урока, загрязнение природы, урок экологии в школе, учителю экологии, Скачать бесплатно
Просмотров: 3297 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru