Данное занятие предназначено для
школьников 5–8-х классов, еще не изучавших тему
«Птицы» на уроках биологии, и предполагает
получение школьниками новой информации (о совах)
и закрепление ее в процессе выполнения
конкурсных заданий. Разработку можно
использовать для проведения классных часов,
занятий в кружках эколого-биологической
направленности, внеклассной работы по биологии,
при организации «Дня птиц» в школе.
Подготовительная работа не требует
больших затрат времени. Необходимо подготовить
двух ведущих для информационной части, за 1–2
недели сообщить ребятам о проведении такого
занятия, порекомендовать дополнительную
литературу, объявить конкурс рисунков «Наши
совы». Для желающих можно организовать
изготовление домиков для сов в школьной
мастерской или предложить им изготовить такие
домики в домашних условиях. Рисунки и домики
могут быть использованы при оформлении занятия,
а также служить дополнительным источником
информации.
Хорошо, если на занятии будут
присутствовать представители лесничества. Они
могут сделать небольшое выступление о пользе сов
для лесного хозяйства и о видах сов, обитающих в
данной местности, а также участвовать в оценке
ответов ребят.
Для участия в конкурсной программе
класс делится на команды по 5–6 человек (по
желанию учащихся). Если класс (группа ребят)
небольшая, то можно организовать личное
первенство на звание «Лучший знаток сов в
классе». По окончании занятия команды,
показавшие лучшие результаты, награждаются
памятными сувенирами, грамотами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Ребята! Союз охраны птиц
России ежегодно проводит кампанию «Птица года».
Цель этой кампании – привлечь внимание
населения к определенному виду птиц, по
возможности организовать их охрану и изучение,
сформировать у людей положительное отношение к
этим птицам. В 2005 г. птицей года была объявлена
сова (хотя это название не вида, а целого отряда
птиц).
В рамках этой кампании мы проводим сегодня наше
занятие – «День Совы». Вы узнаете о совах много
нового. Будьте внимательны, постарайтесь
запомнить то, что вы услышите. Ведь после
завершения информационной части вам предстоит
участие в конкурсной программе. Но, конечно, там
вам пригодятся еще и ваша смекалка, умение
работать в группе, знания, которые вы почерпнули
из предложенной литературы. Удачи вам!
I. Информационная часть
1-й ведущий. Совы – незаслуженно
гонимые птицы. Ночной образ жизни, нередко
пугающий голос, необычная внешность – все это
издавна создало им репутацию вестников
несчастья: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова,
либо сам сатана», «Сова не принесет добра»...
2-й ведущий. А вот южные европейцы –
греки и итальянцы, наоборот, считали сову
символом мудрости и называли «совоокой» женщину
с большими красивыми глазами. Питаясь в основном
грызунами, совы являются очень полезными для
человека птицами.
1-й ведущий. Крючковатый клюв,
острые загнутые когти, питание теплокровными
животными, наконец, отрыгивание «погадок» из
непереваренных перьев, когтей, шерсти и зубов
съеденных животных – все эти признаки делают сов
похожими на дневных хищных птиц.
2-й ведущий. Однако детальное
исследование анатомии сов показало, что сходство
с представителями отряда дневных хищных птиц
чисто поверхностное. В современной систематике
выделяют сов в особый отряд, близкий к
сизоворонкам, удодам и особенно козодоям.
1-й ведущий. У сов мягкое, очень
рыхлое оперение, делающее их полет бесшумным,
большие глаза обращены вперед и окружены так
называемыми «лицевыми дисками» из радиально
расходящихся перышек. Пальцы сов обычно оперены
почти до самых когтей, причем наружный палец
может отворачиваться назад. Ушные отверстия
большие, часто прикрыты складкой кожи, что
указывает на хорошо развитый слух.
2-й ведущий. Окраска сов неяркая,
чаще всего сероватая или буроватая, с пестринами.
Самцы и самки окрашены сходно, но самки крупнее
самцов. Самая большая из сов, филин, имеет общую
длину 62–72 см, при размахе крыльев 150–180 см. Самая
мелкая из встречающихся у нас сов – воробьиный
сычик – имеет длину 17–20 см при размахе крыльев
45–45 см.
1-й ведущий. Размножаются совы один
раз в году. Яйца откладывают в дуплах, расщелинах
скал, брошенных гнездах других птиц, на земле, в
сооружениях человека. Собственно гнезд совы, за
редким исключением, не строят. Совы моногамны –
пары у них постоянные. Насиживают яйца главным
образом самки, но в выкармливании птенцов
принимают участие оба родителя.
2-й ведущий. Насиживание
продолжается около месяца. Насиживать совы
начинают с откладки первого яйца, поэтому птенцы
в гнезде разновозрастные. Развитие птенцов
происходит по птенцовому типу: они вылупляются
опушенными, но слепыми, с закрытыми ушными
отверстиями и глазами.
1-й ведущий. Совы ведут ночной образ
жизни, хотя видят и днем. У всех сов хорошо
развиты слух и зрение. Характерной особенностью
сов является их способность к точной локации
слабых звуков, которые издают их жертвы – в
основном грызуны и ночные насекомые.
2-й ведущий. С хозяйственной точки
зрения совы – очень полезные животные, так как их
основной пищей являются мышевидные грызуны –
вредители сельского и лесного хозяйства. Поэтому
в большинстве стран сов охраняют.
1-й ведущий. Большинство сов ведут
оседлый или полуоседлый образ жизни, за
исключением северных и горных форм. Настоящих
перелетных птиц среди сов мало, среди них
например, ушастая сова.
2-й ведущий. В Нижегородской
области оседло живут восемь видов сов, кроме
того, два вида прилетают гнездиться и два вида –
на зимовку. Совы, встречающиеся в нашей
Нижегородской области: серая неясыть,
длиннохвостая неясыть, бородатая неясыть,
ястребиная сова, сычик-воробей, домовый сыч,
мохноногий сыч, болотная сова, филин, ушастая
сова, сплюшка, полярная (белая) сова.
II. Конкурсная часть
Учитель. А теперь переходим к
конкурсам. Вы будете работать в группах. Садитесь
поудобнее, чтобы обмениваться мнениями друг с
другом и в то же время не мешать другим группам.
Отвечать на задание будете после того, как
обсудите его в группе, составите общий, наиболее
полный и правильный ответ. Каждый в группе имеет
право высказать свою точку зрения. Умейте
слушать и слышать друг друга. Другие группы могут
дополнять ответы своих товарищей, выслушав их. В
зависимости от полноты и правильности ответов
группе присуждаются баллы, которые фиксируются в
сводной таблице. По сумме набранных баллов будет
определена группа-победитель.
Первый конкурс – «Конкурс
внимательных и наблюдательных»
Учитель. Каждая группа получает
лист с текстом. Необходимо внимательно прочитать
текст, по описанию определить, о каком виде сов в
нем идет речь. Внимание! В каждом тексте есть
подсказка, воспользуйтесь ею! За верно
определенный вид группа может получить 3 балла.
Название вида необходимо записать на листе для
ответов с указанием номера группы и номера
карточки-задания. Кроме того, группа может
заработать еще 2 балла, если по завершении работы
с текстом один представитель группы по памяти
перечислит признаки, по которым вы узнали данный
вид. Время для работы – 5 минут.
Задание первой группе
Это самая крупная из сов: длина крыла
около 0,5 м, хвост – 24–29 см. Общий окрас оперения –
рыжий, с большими черными продольными пестринами
и легкой поперечной струйчатостью, ушные пучки –
черные. Когти и клюв – черные, радужина
ярко-оранжевая. Когти очень длинные, загнутые и
острые, и представляют собой страшное оружие.
Очень не любит соседства человека. Гнездится или
на деревьях, чаще всего занимая гнездо
какой-нибудь крупной птицы, или в гнилом пне, или
прямо на земле. Птица оседлая. Яйца откладывает в
мае. Встревоженная или рассерженная птица издает
отвратительный хохот и визг, сопровождая их
щелканием клюва. Основа питания – мышевидные
грызуны, но в когти этой совы может попасть и
заяц, и глухарь, и гусь. Еще эту сову зовут пугач,
или ухало. (Филин.)
Задание второй группе
Это средних размеров сова, одна из
самых распространенных в нашей области. Общий
тон оперения ржаво-желтый с темно-бурыми пятнами.
Низ гораздо светлее верха, в темных пестринах. На
голове почти незаметные ушные пучки, не длиннее 3
см. Радужина желтая. Длина крыла около 30 см, хвост
– 15 см. Держится не только по болотам, но и в
степях, лугах, кустарниках, сосновых борах и
еловых раменях. Это сова открытых мест.
К нам прилетает в конце апреля. Не боится света,
довольно часто летает днем, наибольшую
активность проявляет на закате, рассвете, в
лунные ночи.
Пища ее очень разнообразна: она питается
грызунами, насекомыми, выхватывает из воды рыбу,
задирает болотную и степную дичь, но в основном
это типичный мышеед. Ее можно считать самой
полезной из сов.
В ее названии два слова: одно из них –
прилагательное, по месту ее обитания. (Сова
болотная.)
Задание третьей группе
Это самая маленькая из наших сов: крыло
– 10 см, хвост – 7 см. Окраска сверху серо-бурая с
белыми крапинками, снизу, наоборот, светлая с
бурыми пестринами, оперенье «лица» беловатое,
радужина желтая.
В нашей области гнездится изредка, но довольно
часто наблюдается во время осенних кочевок.
Гнездится в глухих хвойных и смешанных лесах,
откладывая в дупло 2–3 яичка размером 3х2,5 см.
Несмотря на свои крошечные размеры, по
кровожадности не уступает филину: помимо
насекомых и мышей охотно питается мелкими
птичками. В названии этого вида два слова: первое
содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -ик,
а второе – название одной из самых
распространенных у нас птиц. (Сычик-воробей.)
Задание четвертой группе
Это птица небольших размеров. Ее
окраска серая с продольными черными пестринами,
сверху немного темнее, чем снизу. Ушные пучки
выражены хорошо. Радужина желтая.
Гнездится всегда в дуплах, особенно охотно
выбирает старые фруктовые деревья. Птица очень
доверчивая, селится и охотится по соседству с
человеком. Днем охотится изредка, но света не
боится. Пищу составляют почти исключительно
насекомые, особенно майские жуки и крупные
ночные бабочки, редко может поживиться птичкой
или мышкой.
В наши края прилетает поздно – не раньше
середины апреля.
Ее имя связано с тем, что человек обычно делает
ночью. Кажется, что именно об этом она «говорит»,
когда издает свой крик. (Сплюшка.)
Задание пятой группе
Это довольно крупная сова, с большой
круглой головой, лишенной ушных пучков. Глаза
очень темные, когти черные. Встречаются две
цветовые вариации оперения: пепельно-серая и
рыжая, и в том, и в другом случае основной фон
испещрен темно-бурыми пятнами и поперечными
волнистыми линиями, на крупных перьях крыла –
белые пятна.
Это одна из наших самых обычных сов. Живет в
лесах, богатых дуплистыми деревьями, которые
охотно выбирает для гнездования. Это сильная
птица, легко берущая хомяка, зайчонка, куропатку,
но основная её добыча составляют мышевидные
грызуны. Летом она также ест много насекомых –
преимущественно ночных бабочек. Охотится
исключительно ночью, не переносит света, летает
низко над самой землей. Людей не боится, часто
появляется у жилья, особенно зимой (когда
гоняется за голубями).
Видовое название состоит из двух слов: первое
прилагательное (по основному цвету окраски),
второе связано с ее великой прожорливостью. (Серая
неясыть.)
Второй конкурс – «Верю – не верю»
Учитель. Сейчас я зачитаю вам ряд
предложений, а вы должны оценить их правильность,
обозначив кружочком верные и треугольником –
неверные. В результате у вас на листах для
ответов должна получиться цепочка значков.
Каждый верно поставленный значок приносит
команде один балл. Всего за этот конкурс команда
может получить 10 баллов.
1. Все совы – хищники.
2. Совы – это полезные с хозяйственной точки
зрения птицы.
3. Совы очень плохо видят.
4. Каждый год совы образуют новые брачные пары.
5. Все птенцы у сов одного возраста.
6. Основной корм сов – мышевидные грызуны.
7. Некоторые виды сов могут питаться рыбой.
8. Совы – ближайшие родственники дневных хищных
птиц.
9. Самцы у сов крупнее самок.
10. Совы ведут в основном ночной образ жизни.
Третий конкурс – «Сказочники среди
нас»
Учитель. Когда я была маленькой,
мне довелось прочитать сказку Виталия Бианки
«Сова». Наверняка многие из вас читали
замечательные рассказы этого писателя. Так вот,
готовясь к нашему занятию, я вспомнила эту
сказку, и решила взять из нее несколько
предложений, перепутать их последовательность и
предложить вам составить из них свою маленькую
сказку. Вам необходимо указать правильную
последовательность событий, выписав на листы для
ответов номера предложений в нужном порядке.
Правильно выполненное задание принесет группе 8
баллов. Время для выполнения – 10 мин. (Каждая
группа получает один и тот же набор предложений.)
1. He
стало совы – расплодились мыши.
2. Сова обиделась и улетела в лес.
3. Мыши стали разорять шмелиные гнезда.
4. Пришлось мужику мириться с совой.
5. Не стало шмелей – не опыляются травы, их
урожайность понизилась.
6. Худо стало мужику без молока.
7. Мало стало травы – корова не дает молока.
8. Мужик сказал сове: «Нет от тебя пользы».
(8, 2, 1, 3, 5, 7, 6, 4.)
Четвертый конкурс – «Знатоки наших
сов»
Составить список видов сов, известных
членам группы. За каждый названный вид – 1 балл.
Пятый конкурс – кроссворд
За каждый правильный ответ (слово) – 1
балл. Время на выполнение задания – 10 минут.
1. Птица 2005 года. (Сова.)
2. Самая крупная сова. (Филин.)
3. Основное «орудие» для добывания пищи у сов. (Когти.)
4. Вид неясыти, в названии которой упоминается
предмет гордости и украшения лица мужчины. (Бородатая.)
5. Еще одно название филина. (Ухало.)
6. Отрыжка совы из непереваренных перьев, шерсти,
когтей съеденных животных. (Погадка.)
7. Перелетная сова нашей местности. (Ушастая.) |