Схема занятия:
1. На фоне тихо звучащей музыки
продемонстрируйте слайд (фотографию) одинокого
дерева и прочитайте стихотворение Е.Кочетковой:
Корни мои в глубину прорастают,
Жадно прохладную воду глотают.
Строен и прочен, могуч и тяжел,
Соками жизни наполненный ствол.
Ветви упругие в небе стремятся
С облаком белым и ветром обняться.
Солнышко листьев лучами коснется -
Тайная жизнь в моих недрах проснется.
С белкой, жуком, муравьишкой и птицей
Всем, что имею, могу поделиться.
Ходят ко мне кабаны и олени,
Мох и лишайник мне греют колени.
Людям, бредущим по тропам лесным,
Я навеваю счастливые сны.
И, обитая в двух разных мирах,
Соединяю я звезды и прах.
2. Продемонстрируйте следующий слайд (дуб с
пышной кроной) и прочитайте стихотворение
Э.Мошковской:
У Дедушки-Дерева добрые руки:
Большие, зеленые добрые руки.
Дедушка-Дерево добрый такой,
Белку качает зеленой рукой.
Какая-то птица на плечи садится,
Какая-то птица в руках суетится.
Жучище примчался - и сел, и качался,
И все восхищался, и все восхищался.
Стрекозы примчались и тоже качались,
И все свиристели в пуховой постели,
Смеялись, качались, качались, свистели!
Дедушка-Дерево пчел подхватил
И на ладони свои усадил.
У Дедушки-Дерева добрые руки,
Большие, зеленые добрые руки.
Наверно, их сто, или сто двадцать пять,
Чтоб всех покачать, чтоб всех покатать!
3. Под тихо звучащую музыку (Э.Бергланд «Сказочное
кольцо эльфинов») продемонстрируйте несколько
соответствующих слайдов и прочитайте
стихотворение В.Рождественского:
Вот старый дуб, -
Листва из звонкой меди
Могучий стан в извилинах коры -
Он весь гудит, рокочет о победе,
Как некогда на струнах гусляры.
Вот сосны. Прямоствольны и упруги,
Колючие - ветрам не разорвать,
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге
Спокойные, как Игорева рать.
И елки, неподвижны и суровы,
Роняя низко рукава ветвей,
Ждут, пригорюнясь - матери и вдовы,
Молчальницы в платочках до бровей.
А рядом боязливая осина
И вовсе простодушная ольха,
Глядят поверх кустов, как из-за тына,
На тропку, что тениста и глуха.
Но всех милей мне девушка-березка,
Пришедшая из сказок и былин,
Снегурочка, любимица Мороза,
Аленушка пригорков и равнин.
Ей любы наши зори, сенокосы,
Ромашки в росах, звонкие стрижи,
Зеленые она качает косы
Над волнами бегущей с ветром ржи.
4. Проведите беседу о красоте замечательных
творений природы – деревьев.
5. Предложите детям выполнить изображение
дерева в одной из предложенных художественных
техник:
«Мятая бумага»:
• лист бумаги хорошо смочите водой;
• не дожидаясь высыхания бумаги, широкой кистью
нанесите в левой части листа вертикальную полосу
коричневой краской (ствол дерева), а остальную
часть покройте пятнами произвольной формы
краской различных оттенков зеленого цвета;
• сомните лист в комок, а затем сразу же
разгладьте на столе ладонями, слегка прижимая;
• дайте бумаге как следует просохнуть;
• нарисуйте на зеленом фоне отходящие от ствола
ветви.
Примечание: Для передачи структуры коры дерева
можно при разглаживании листа формировать на нем
небольшие вертикальные складочки.
«Монотипия»:
• на гладкую поверхность палитры нанесите пятна
краски;
• не дожидаясь высыхания краски, сверху положите
лист бумаги (лучше мелованной или глянцевой) и
хорошо разгладьте его ладонью;
• лист снимите с палитры и рассмотрите
отпечаток;
• на фоне отпечатка нарисуйте силуэт дерева.
«Набрызг»:
• на лист цветной или белой бумаги уложите сухие
листья деревьев и травинки;
• на палитре разведите краски до консистенции
негустой сметаны;
• наберите краску на зубную щетку и с помощью
небольшой расчески разбрызгайте ее, добиваясь
равномерного распределения по листу;
• после высыхания краски уберите сухие листья.
Материалы:магнитофон; музыкальные записи;
слайдпроектор; слайды или художественные
фотографии деревьев; литературный ряд;
стандартный набор для рисования (для каждого
ребенка); бумага.
|