Эколого-краеведческая игра-экспедиция
«Светлячки», организуемая для учащихся 3-х классов по сезонным циклам в
рамках внеклассной работы, является третьей составляющей первой ступени
программы-системы «Чистая Земля – XXI век».
Цель работы педагога – способствовать
формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду
на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей,
активной личной позиции; содействовать личностному развитию ребенка и
наиболее полной его самореализации.
Дети изучают законы природы, делают добрые
дела для растений, животных и передают свои знания друзьям, родителям,
знакомым, просвещают их, показывая личным примером, как нужно приводить в
порядок наш общий Дом – планету Земля.
Образовательное пространство светлячков
еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениями и
животными, животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме, знакомство
со способами приспособления живых организмов к среде обитания позволяет
младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах
как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи
организмов. Знакомство с экологическими законами помогает формированию
представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Знакомясь с социальным окружением,
светлячки изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю и
культуру своего родного края. Строить взаимоотношения со своим
окружением третьеклассники стараются в соответствии с кодексом чести
юного эколога, который пытаются разработать самостоятельно.
Нравственный кодекс юного эколога1. Будем мы стараться природу изучать,
Чтобы грамотно ее законы выполнять.
2. Мы сильными будем и смелыми.
В большой поход пойдем.
Красоту природы в сердце принесем.
3. Мы посадим деревья.
Пусть будет их больше кругом,
Пусть цветок, зверек и птица
Найдут под ними свой дом.
4. Папу, маму уважаем
И во всем им помогаем.
5. И радость, и беду мы делим пополам,
Как положено настоящим друзьям.
6. Мы добрыми к людям будем,
И тогда обойдет нас беда.
Мы добрыми к людям будем,
И радость придет к нам тогда.
7. Книг хороших и умных мы много читаем,
Интеллект свой упорно мы развиваем.
8. Организм свой, закаляя, в любую погоду гуляем.
9. Мы видим краски на лугах,
Слышим песни в лесах,
Чувствуем запах воздуха и дождя
И как прекрасна наша Земля.
10. Мы волю укрепляем,
Трудности с достоинством преодолеваем.
11. Вырастем, как наши герои – земляки,
Чтобы Родине любимой пользу принести.
У
светлячков есть своя эмблема, на которой изображено солнце – источник
света, тепла и жизни на Земле. Солнце символизирует стремление детей
нести свет жизни.
Наша планета Земля – это общий «дом» для
человека, животных и растений, грибов и микробов. Чтобы в доме было
приятно жить, нужно, чтобы он был чистым, его надо украшать. Это должны
делать все люди, но не все это понимают, – вот такие умозаключения можно
слышать от детей, которые занимаются экологизированной
краеведо-турист-ской деятельностью не первый год. Наводить же порядок в
«доме» следует по экологическим законам. А тому, кто их не знает, надо
рассказать об этих законах, т. е. просветить. Примерно в таких беседах с
третьеклассниками возникает идея стать светлячками, нести свет жизни,
хотя бы своим младшим товарищам, а можно и родителям. Но самим-то
светлячкам еще нужно многое узнать, и они отправляются в
эколого-краеведческую экспедицию, которая так и называется –
«Светлячки». |