Четверг, 21.11.2024, 22:58                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [33]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [45]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ [55]

Статистика

Онлайн всего: 69
Гостей: 69
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ЭКОЛОГИЯ » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Экологический суд
06.06.2013, 18:12

Бурное время перемен и новации, которое сегодня переживает страна и школа, проявляется в активном обновлении содержания и форм учебно-воспитательного процесса. Недаром в концепции модернизации российского образования отмечается, что наряду с уроком - основной формой учебного процесса необходимо шире практиковать и другие формы обучения и воспитания. Одной из составляющих учебно-воспитательного процесса является внеурочная работа по предмету, которая помогает обогатить знания, стимулирует познавательную активность, способствует развитию индивидуальных качеств учащихся, раскрытию их творческого потенциала. Нам хотелось бы познакомить Вас с некоторыми формами внеурочной работы по предмету, которые практикуются в нашей школе. Систематическое проведение внеклассных мероприятий помогает расширить кругозор учащихся, внести соревновательные элементы в учебный процесс и укрепить представление о знаниях как важнейшем факторе развития личности и ее высокой общественной оценки. Участие школьников в подготовке и проведении мероприятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний. Важным аспектом этой деятельности является и то, что совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.

В нашей школе внеурочная работа ведется круглогодично: предметные недели, День Интеллектуальных игр, конкурс "Ученик года”, элективные и факультативные курсы и многое другое. Сегодня мы хотели бы познакомить Вас только с проведением предметной недели. В рамках предметной недели мы стремимся охватить наибольшее количество детей и подготовить мероприятия разнообразные по содержанию и формам. Мероприятия должны быть основательно продуманы и действительно интересны учащимся:

  • выставка газет на самые разные и актуальные темы для учащихся ("Байкал – жемчужина Сибири”, "Что могут химики?”, "Основы питания школьника”, "Химические вещества в повседневной жизни” и многое другое).
  • Викторины, конкурсы, игры по биологии, химии, географии.
  • Интегрированные мероприятия по географии, химии, биологии ("Что? Где? Когда?”, "Из истории развития науки”, "По следам Шерлока Холмса”, научно – практическая конференция "Загадки чая. Неизвестное об известном”, экологический урок – суд.

В нашей работе будут представлены две разработки – это научно – практическая конференция "Загадки чая. Неизвестное об известном”, экологический урок – суд.

В ходе работы мы постарались обобщить весь опыт проведения подобных мероприятий, подготовка заняла много времени и потребовала творческого подхода, как с нашей стороны, так и со стороны учащихся. Одной из главных целей наших мероприятия является развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения основ предмета, предметных и межпредметных знаний и умений, развитие предметной культуры.

Задачи, через которые достигается данная цель, мы разделили на три группы:

  • Воспитание нравственных качеств достигается через обучение учащихся правилам поведения и общения в группах и в классе;
  • Воспитание творческих качеств выражается в обучении приемам эффективной познавательной деятельности и усвоении методов творческой деятельности;
  • Развитие предметной культуры осуществляется через изучение методов предметного познания, выполнения творческих и практических заданий, изучения закономерностей и теорий, имеющих межпредметное значение.

Подготовка мероприятия проходила в несколько этапов:

  1. Создание рабочих групп, постановка задачи;
  2. Отбор материала;
  3. Обработка, полученной информации;
  4. Выполнение практической части;
  5. Проведение мероприятия.

Экологический суд.

Планета когда-то прекрасной была.
И реки струились, прозрачней стекла.
Был снег белоснежным
И дождь, как слеза,
Сияла на солнце небес бирюза.
Планету
Природы искусный резец
Мильонами лет
Превращал в образец.
Но.....сейчас
Истыкали трубы просторы небес.
Отравлены воды, испакощен лес.
Плывут облака,
Точно черная ночь:
Дышать и животным,
И людям невмочь........

Ведущий: Позвольте начать!

Представляем вам суд присяжных заседателей (3-4 человека из класса) и наш верховный суд (завучи, комиссия на открытом уроке). А так же адвоката человечества (ученик) и прокурора природы (ученик).

Судья: К нам поступило дело, в котором истец "природа” обвиняет ответчика "человечество” в нанесении серьезного ущерба истцу. Прокурор, что вы можете нам сообщить?

Прокурор: Свердловская область входит в число регионов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. Свердловская область, особенно ее уральская часть (Средний Урал), отличается очень высоким уровнем загрязнения воздуха, воды почв.

На промышленных предприятия нашей области приходится около 7% годового общего объема выбросов вредных веществ по России. В результате происходит деградация геосистем, появляются зоны, опасные для проживания людей.

Концентрация промышленного производства в Свердловской области превышает средний уровень по РФ в 4,6 раза. Промышленные центры области насыщены предприятиями, которые в силу особенностей, используемых технологий наносят наибольший ущерб природной среде.

Экологический прессинг усиливается значительным износом основных производственных фондов, устаревшим оборудованием.

Так, свыше половины доменных и мартеновских печей имеют возраст более 50 лет. Износ основных фондов многих крупных предприятий, по данным Областного фонда, имущества составил 65 %.

К промышленному загрязнению окружающей среды добавилось сельской хозяйство, обусловленное нерациональным использованием удобрений, ядохимикатов, непродуманной мелиорацией. Чрезвычайные экологические происшествия и экологические катастрофы обостряют экологическую ситуацию.

Не случайно в перечень наиболее загрязненных городов России включены Н.Тагил, Екатеринбург, Каменск-Уральский и некоторые другие города области. Состояние природной среды в этих городах может быть определено как экологически острое и даже кризисное. Проживание в них становится опасным для людей. Все это требует срочных решений и практических действий по выходу из кризисной ситуации. Я вызываю первого свидетеля – атмосферу.

Атмосфера: Я важнейший компонент окружающей среды, степень загрязнения которого прямо влияет на состояние природных экосистем и здоровье человека. Именно я становлюсь чаще всего первичным природным объектом, непосредственно воспринимающим токсические выбросы. И к чему это ведет?

Адвокат человечества: Подождите, подождите! Миллионы лет в атмосферу поступал дым и загрязняющие вещества в результате извержения вулканов, природных потопов, пыльных бурь. Человечество не имеет к этому отношения, не правда ли?

Атмосфера: Да, это так. Но я была способна поглотить и удалить эти естественные загрязнители. Например, угарный газ (СО) и сернистый газ (SO2) со временем превращались в углекислый газ (СО2) и сульфат; которые усваивались растениями. Например, без СО2 невозможен процесс фотосинтеза в растениях:

n CO2 + m H2O —> Cn(H2O)m+ n O2

С тех пор, как люди научились пользоваться огнем, к природным источникам загрязнения прибавились новые. Но и с этими избыточными поступлениями загрязнителей я длительное время справлялась. Так продолжалось до эпохи промышленной революции. С середины XX века добавился транспорт и его количество постоянно растет. Давайте пригласим нашего главного эксперта и послушаем его.

Эксперт: Основными источниками загрязнения на сегодняшний день являются

  • Добывающая промышленность
  • Черная и цветная металлургия
  • Химическая промышленность
  • Транспорт

Давайте рассмотрим это подробно.

Шахтер: Известно, что Урал славится богатством недр. Минеральные ресурсы Свердловской области складываются из месторождений полезных ископаемых разных по значению.

Железные руды на территории области представлены месторождениями магнетита и бурого железняка. Крупнейшие месторождения магнетита: Высокогорское, Лебяжинское, Покровское, Гороблагодатское, близ города Первоуральска и Качканара, Евстюнинское. Крупные месторождения бурого железняка: Алапаевское, Каменское, Ивдельское, Песчанское.

В области есть ряд крупных месторождений медных руд: Красноуральское, Дегтярское, Турьинское, Меднорудянское, Пышминско-Ключевское

Алюминиевые руды: северный Урал "Красная Шапочка”, Кальинское, Черемуховское, Алапаевское, Каменское.

Марганцевые и никилиевые руды: Полуночное (г. Ивдель), близ ст. Марсяти (марганец), Липовское (г. Реж) – никель.

Золото и платина: Березовское золото (самое старое в России), рассыпное золото бассейн реки Туры, Салды, Тагила; платина: в наносах рек Лобвы, Косьвы, Ис, Тагила.

(Продемонстрировать таблицу нерудных полезных ископаемых

Атмосфера: При добыче полезных ископаемых меня загрязняют большим количеством пыли, углекислого газа. Все это ведет к возникновению "парникового эффекта” и как следствие изменение климата.

Адвокат человечества: И вы считаете, что это настолько серьезно?

Атмосфера: Давайте спросим об этом ученых – химиков.

Химик: Хорошо известно, что в парниках и теплицах температура воздуха всегда выше, чем снаружи. Причина в том, что солнечный свет проникает через прозрачную пленку или стекло и нагревает землю внутри теплицы. Нагретая земля выделяет тепло в виде длинноволнового инфракрасного излучения, которое не может проникнуть обратно. В нашем случае СО2 и некоторые другие газы (CH4, N2O5, NO, NO2 и др.) выполняют роль пленки или стекла. Мы считаем, что средний рост приземной температуры составляет около 0,30С за 10 лет. Так к 2025 году температура возрастет на 10С.

Атмосфера: Вот видите! И вы считаете, что это не очень серьезно?

Адвокат человечества: А что в этом плохого? Не будет холодных зим, людям будет тепло и уютно.

Атмосфера: Вы считаете, будет уютно? Вызовите биолога.

Биолог: Наиболее существенно это скажется на полярных районах. Возможность более интенсивного таяния горных ледников и полярных льдов, достаточное для поднятия уровня Мирового океана за это время на 20 см. если температура возрастет на 4-50С, то это грозит затоплением значительных территорий. Миллионы людей будут вынуждены покинуть обжитые места. Более сильное воздействие это окажет на сельское хозяйство. Произойдет перераспределение осадков. Потребуется время, чтобы растения приспособились к новым климатическим условиям.

Все это прогноз на будущее. Но и сегодня парниковый эффект дает о себе знать. Увеличение интенсивности ультрафиолетового излучения на 10% может привести к росту заболеваемости раком кожи на 26%, увеличить рост заболеваемости глаз у людей на 6% (главным образом за счет катаракты).

Это приводит к снижению урожайности. Ежегодно мы теряем урожай стоимостью от 1 до 5 млрд. долларов.

Атмосфера: И это еще не все! Знает ли человечество, какое количество загрязняющих веществ выбрасывается в промышленности?

Ученый-географ: Около 300 лет Средний Урал развивается как крупный индустриальный район России. Промышленный комплекс Свердловской области очень сложен. Он включает более 5400 предприятий различных отраслей и форм собственности.

Химик: Рассмотрим только доменный процесс

(Проиллюстрировать доменные процессы)

Выделяется огромное количество СО2.

Атмосфера: А транспорт?

Химк: Известно, что при сжигании топлива, при металлургическом производстве, в выхлопах транспорта присутствуют окислы серы и азота, которые взаимодействуют с влагой воздуха, образуя кислоты:

SO2+H2O—> H2SO3

NO2+H2O—> HNO3.

Мы провели эксперимент. Поместили лист растения в кислоту. Посмотрите, что получилось (раздать по партам).

Биолог: Токсическое действие кислотных осадков на растительность связано с нарушением воскового покрова листьев, делая растения более уязвимыми для насекомых, грибковых заболеваний. Кроме того, SO2 и другие газы проникают в устьица листовой пластинки, где образуют с межклеточными жидкостями кислоты, поражающие клеточные структуры.

Атмосфера: Суд присяжных заседателей, я считаю, что доказала вам объективность своих претензий к человечеству?

Судья: Адвокат человечества, что вы можете нам сказать?

Адвокат человечества: Все что говорила атмосфера отчасти верно, но обратите внимание, что очень много сделано человечеством, чтобы предотвратить все эти последствия. На трубы ставятся фильтры, производство стремятся сделать безотходным, работают над снижением выхлопных газов автомобилей и заменой топлива для транспорта.

Прокурор природы: Но ведь загрязняется не только атмосфера. Вызываю следующего свидетеля – водяной.

Водяной: Всякий раз, когда заходит речь и возможности жизни на других планетах, нас интересует присутствие на них воды. Без воды существование жизни не возможно. И хотя на Земле много воды использовать мы можем только пряную воду, а ее не более 1% от всего запаса влаги. И как ее использует человек? Традиционно от химических отходов старались избавиться как можно скорее и проще. Все жидкие отходы и сточные воды с самыми различными составами загрязнителей сбрасывались в канализационные системы или водоемы. В условиях промышленного региона загрязнение водных экосистем стоками промышленных предприятий сегодня превратилось в важнейшую экологическую проблему. Сточные воды на промышленных предприятиях в результате использования воды для производственных целей и последующего ее сброса за пределы промышленной площадки. Чем "теснее” соприкосновение воды с перерабатываемым на предприятии сырьем, чем значительнее ее роль в ходе технологического процесса, тем в большей мере изменяется ее физический и химический состав.

Токсические вещества, поступающие в водоемы, образуют два класса: тяжелые металлы и органические вещества синтетического происхождения. И те и другие хорошо растворимы в воде и поступая в живые организмы нарушают их нормальное функционирование, что приводит к тяжелым заболеваниям: развитие рака, появление мутаций, врожденные дефекты у детей. Кроме того, они могут вызывать серьезные заболевания печени, почек, подавление иммунитета (врач СЭС, вызывается следующий свидетель).

Водяной: И вред причиняется не только морям. Неблагоприятное воздействие оказывается и на водных обитателей. В загрязненной воде снижается активность практически всех ферментов, гормонов, белков, регулирующих развитие и рост организмов. Особенно это влияние опасно для спермы и молоди водных организмов. В загрязненной среде практически все организмы быстро вымирают, часто не из-за прямого токсического влияния, а в силу невозможности размножения.

Адвокат человечества: Чтобы исключить поступление токсичных веществ в водные экосистемы, применяются приемы очистки и обезвреживания сточных вод:

  1. Охлаждение горячих стоков на градирнях и в бассейнах;
  2. Осаждение взвешенных веществ в специальных ловушках;
  3. Нейтрализация кислых стоков известью или доломитом;
  4. Биологическая очистка стоков;
  5. Применение специальных физико-химических методов нейтрализации промышленных стоков;
  6. Использование в промышленности замкнутых циклов водоснабжения, когда вода многократно участвует в технологическом процессе

Водяной: Но и используя все перечисленные методы загрязнения вода поступает в водоемы.

Адвокат человечества: На сегодняшний день многие ученые заняты этой проблемой. Вырабатываются два пути защиты водоемов от токсичных веществ:

  1. Изменение технологического цикла и широкое применение замкнутых систем водопользования
  2. Более полное очищение, извлечение и вторичное использование наиболее ценных веществ, входящих в состав промышленных стоков

Прокурор природы: Давайте заслушаем врача СЭС о состоянии водного ресурса Свердловской области.

Врач СЭС: По данным Экологического бюллетеня правительства Свердловской области, основными источниками загрязнения поверхностных вод можно назвать следующие: в р.Чусовую и ее притоки поступают промышленные и бытовые сточные воды г. Полевского, Дегтярска, Ревды, Первоуральска. Концентрация хрома ниже Первоуральска иногда превышала ПДК в 32 раза, меди – в 32 раз, марганца – в 11 раз, цинка – в 4,2 раза. Вода Волчикинского водохранилища (источник водоснабжения г.Екатеринбурга) содержит: железо – 2,6 ПДК; медь – 29 ПДК; цинк – 4,7 ПДК; марганец – 16 ПДК. р.Исеть – медь – 58 ПДК; нефтепродуктов – 45,5 ПДК; марганца – 23 ПДК и т.д.

Прокурор природы: Спасибо! Следующий свидетель – земля.

Земля: Меня загрязняют токсичные вещества из воздуха, минеральные удобрения и пестициды, широко применяемые сельском хозяйстве. Даже после прекращения загрязнения атмосферы я остаюсь источником поступления токсичных веществ в растения, а через них – к животным и человеку. Специфическим неблагоприятным фактором в Свердловской области стала ориентация горнодобывающей промышленности на добычу минерального сырья открытым способом. Это приводит к резкому применению гидрологического режима рек, накоплению больших объемов вскрышных пород. В результате недостаточных природоохраняемых мер меня загрязняют солями тяжелых металлов и другими соединениями органического и минерального происхождения.

Максимальная концентрация хрома во мне обнаружена в районе Уралмаша, цинка и меди – в районе Вторчермета, кадмия – в районе ВИЗа. Подобная картина и в других городах области. Так в Кировограде – содержание меди и цинка в сотни раз выше ПДК. Так, влияние выбросов г. Красноуральска отчетливо прослеживается по повышенным концентрациям в почвах меди, цинка, мышьяка, сульфатов на расстоянии свыше 22 км.

Адвокат человечества: В последнее время резко сократилось использование минеральных удобрений, агрохимикатов. Разработаны учеными новые достаточно эффективные методы восстановления на рушенных земель.

Прокурор природы: Загрязняя воздух, почву и воды человечество причинило вред и живым организмам. Мой следующий свидетель – леший.

Леший: Современное состояние лесов в значительной мере определяется исторически сложившимися предпосылками. Еще во времена Строгоновых (1558г.) ежегодно использовали 1 млн. м3 леса. Особенно обострилось положение в ХХ веке, когда численность заводов превысила сотню. В России при лесозаготовках используется 50-70% срубленной биомассы. Загрязнение воздуха тяжелыми металлами привело к тому, что на расстоянии 1,5 км от Красноуральска, Ревды и многих других, продолжительность жизни хвои сосны снижена на 50-60%, ели и пихты от 30 до 50%.

Адвокат человечества: Первые мероприятия по охране лесов были предприняты еще при Петре I . Деятельность выдающихся уральских лесоводов - первый в мировой практике пример массового и целенаправленного искусственного возобновления леса. Применяются меры: замена сплошной вырубки частичной; сокращение подроста и зрелых семенных деревьев, искусственное возобновление леса за счет посева семян или высадки саженцев.

Прокурор природы: человечество не только вредит окружающей среде. Все эти факторы влияют и на самого человека. Давайте спросим врачей.

Врач: здоровье населения не определяется только загрязнением окружающей среды. Это и обеспеченность жильем, характер и режим работы и отдыха, уровень медицинского обслуживания, количество и качество питания и т. д. В числе прочих вредоносных для здоровья факторов особое место занимают пагубные привычки к курению и спиртному. В свердловской области сегодня продолжительность жизни среднестатистического мужчины менее 60 лет, женщины- 70,5 лет. По мнению советника президента РФ по экологии Яблокова существует две основные экологические проблемы, связанные со здоровьем человека:

1. Опасность генетических поражений. В течении последних 3-6 лет на 1-3% увеличилась частота врожденных уродств.

2. Проблема чистой воды. (с водой в организм поступает основная масса токсичных веществ).

Также нельзя сбрасывать со счетов загрязнение воздуха.

В свердловской области почти 350 тысяч детей страдает заболеваниями различных органов и систем, имеют отклонения нервно-психического развития.

Так общая заболеваемость детей, проживающих вблизи медеплавильных и алюминевых производств в 1, 5-2 раза выше по сравнению с городами, где их нет. Вызывает опасение и здоровье женщин, проживающих в промышленных районах. Так как у них чаще наблюдаются осложнение беременности и родов. Решить проблему здоровья населения очень непросто. Потребуются огромные усилия и средства, чтобы обеспечить людям чистую окружающую среду и уровень жизни.

Прокурор: Спасибо, всем моим свидетелям. Суд присяжных каков ваш вердикт.

Судья: Человечество безусловно виновно! Или людям есть, что еще нам сказать.

Люди: Проект!

Суд: Мы выслушали всех присутствующих. Я повторяюсь, человечество виновно! Но… Люди пытаются изменить создавшуюся ситуацию. Вынесем им приговор условно и встретимся лет через десять.

Все свободны!

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: конспект урока, загрязнение природы, урок экологии в школе, учителю экологии, Скачать бесплатно
Просмотров: 3049 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru