Цель – показать детям, как
образуется почва, что она состоит из органических и неорганических
компонентов, ее взаимосвязь с растениями и животными.
Материалы – комочки почвы, стакан с водой, спиртовка, обыкновенное стекло, увеличительное стекло, саперные лопаты.
Почва – это верхний плодородный слой
земли. Плодородие – главное свойство почвы. Для того, чтобы познакомить
детей с составом почвы, можно проделать следующие опыты.
1. Если бросить комочек почвы в воду, то из почвы выходят пузырьки. Значит, в почве есть воздух.
2. Если нагреть немного свежей почвы на
огне и подержать над нагретой почвой холодное стекло, то оно скоро
станет влажным. Значит, в почве есть вода.
3. Если продолжать нагревать почву, то
появится неприятный запах. Это горит перегной, который образовался из
остатков растений и животных. Перегной придает почве темный цвет.
4. Если прокаленную почву, в которой весь
перегной сгорел (она серого цвета), поместить в стакан с водой, то после
размешивания через некоторое время на дно стакана осядет песок, а
сверху – глина.
5. Если профильтровать воду, в которой
находилась почва, и поместить несколько капель на стекло, подержать
стекло над огнем, то вода испарится, а на стекле останется белый налет.
Это – соли.
Таким образом, в состав почвы входят:
воздух, вода, песок, глина, перегной, соли. В почве обитают также и
живые существа: микробы, животные (черви, насекомые и др.).
Образование почвы. Под действием ветра,
воды и растений, неравномерного нагревания камни в природе разрушаются.
На рыхлом слое, состоящем из песка, глины и мелких камешков растут
некоторые неприхотливые растения. Из их остатков образуется перегной.
Постепенно образуется почва. В ней селятся различные животные, которые
повышают плодородие почвы.
Разрушение почвы. Чтобы образовался
плодородный слой почвы толщиной в 1 см нужно 250–300 лет. А разрушить
его очень легко. Там, где уничтожены растения, почву размывает вода,
выдувает ветер. За последние сто лет на Земле разрушена 1/4 часть всех
плодородных почв. Науку о почвах создал замечательный русский ученый
Василий Васильевич Докучаев. Главная его книга – «Русский чернозем».
Чернозем – самая плодородная почва.
Растения и животные тесно связаны с
почвой. Корни растений дышат кислородом, который содержится в почве.
Корни растений всасывают из почвы воду, в которой содержатся
растворенные соли, без которых растения не могут жить.
Для животных почва является домом, для некоторых и столовой.
Растения укрепляют почву своими корнями,
защищают от действия потоков воды и сильного ветра. Из остатков растений
образуется перегной.
Животные, обитающие в почве (кроты,
дождевые черви, жужелицы, щелкуны, пауки, личинки мух и жуков), делают в
ней ходы, куда проникает воздух, измельчают почву, остатки растений.
Микробы превращают перегной, который образуется из остатков растений и
животных, в соли.
Найти в лесу или на лугу подходящее место.
Разделить детей на группы по 4–5 человек и предложить им вырыть
небольшие ямки, вывернув землю одним куском и положив его нижней частью
вверх, и после исследования аккуратно вернуть на место.
При помощи увеличительного стекла
рассмотреть обитателей почвы и сделать вывод на основе наблюдений.
Педагог загадывает детям загадку и рассказывает о пользе червей:
«Он носит поясок, хотя без рук, без ног. В земле живет. Когда ползет, рыхлит ее и удобряет. Так плодородье повышает».
Дождевые черви питаются отмершими частями
растений. Они их измельчают вместе с почвой, извлекая из них необходимые
для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную
слизистыми выделениями не переваренную массу вместе с почвенными
частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя
проникновению в нее теплого воздуха и влаги.
Под землей живут кроты. Круглый год эти
слепые землекопы роются в почве, выискивая всякую живность: насекомых,
их личинок, дождевых червей. Педагог предлагает детям обратить внимание
на кучки земли – кротовины, которые говорят о присутствии крота на лугу.
После прогулки можно предложить детям нарисовать обитателей почвы. |