-Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист и ни каменист он-
О. Фокина.
Цель: познакомить ребят с составом, свойствами почвы и удобрениями.
Методы:
1. Словесный (беседа, сообщения учащихся, обсуждение).
2. Наглядный:
- графическая наглядность (рисунки, таблицы, карта)"
- предметная наглядность (коллекции, препараты).
3. Практический (исследовательский).
4. Работа с книгой (учебник, научно-популярная литература).
5. Метод информации при помощи ТСО.
6. Учебный спектакль.
Оборудование:
- ТСО (графопроектор, магнитофон);
- иллюстрированный материал;
- лабораторное оборудование (пробирки, предметные стекла, спиртовки,
почва, реактивы, хим. стаканы);
- работы учеников;
- живые объекты (настой почвы);
- коллекции удобрений;
Идея проведения урока с ребятами разного возраста зрела давно. Темы: «Почва»,
«Минеральные удобрения», изучаются в 6 и 9 классах и эти темы наиболее
благодатные для интегрированного урока. 9 классы повторяют, а 6 классы
вовлекаются в развивающее, углубляющее и опережающее обучение. Девятиклассники
не только сами учатся, но и учат шестиклассников. Ребятам были даны опережающие
задания.
Задачи урока:
- Повторить и углубить знания о свойствах и составе почвы, значение почвы.
- Расширить знания об удобрениях «корни почвы», практическим путем
доказать качественный анализ наличия К+, РО43-,
NН4+ содержащиеся в сложных удобрениях.
- Продолжить воспитывать культуру бережного отношения к одной из оболочек
Земли – почве.
Учитель: Добрый день! Мы начинаем наш необычный урок.
(стук в дверь и передают пакет-сюрприз)
Что же это такое? Ребята, посмотрите, что там?
- Земля.
Учитель: Отлично. Сегодня мы будем говорить о ней, но не в большом
смысле, а об её почвенной оболочке. Тема нашего урока:
Живой покров Земли (почва).
-Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист и ни каменист он-
О. Фокина
Вопрос: Зачем необходимо «лелеять»? Почему? Тем более если он
«болотист и каменист».
На сегодняшнем уроке мы попробуем решить эту проблему. Начать урок о почве мы
решили с драматического события, которое произошло много лет назад. Небывалая по
своей силе засуха поразила одновременно многие страны мира. Тысячи людей умирали
от жажды и голода. Особенно много умерло детей. Человек переоценил свои силы,
неразумно использовал ресурсы, и, прежде всего почву, от устойчивости, которой
зависит жизнь на Земле. Поэтому, чтобы избежать утомления, истощения ее
необходимо знать.
- Прежде всего, про четыре узнай Мирозданья начала:
Воздух, огонь, животворная Почвы и влага,
Чьею струею родник бытия создается для смертных.
Так сказал один из мудрецов Древней Греции Эмпедокл.
Но любое знание уходит в глубь веков, например:
Мифы Древней Греции сохранили для нас не только красивые и увлекательные
истории, рожденные богатой фантазией её народа, но и результаты внимательного
наблюдения за природой. Греки считали почву «способной рождаться», «умирать» и,
что самое удивительное - «помнить»: им знакомо было такое явление, как почвенная
память. Сейчас посмотрим миф об этих способностях почвы - «умирать», «помнить»,
«рождаться». Сценка (участвуют учащиеся 6 и 9 классов. Учитель: Ребята, о каких свойствах почвы говорится в этом
мифе?
Ученик: Рождаться, умирать, помнить.
Учитель: Зачем создавались мифы?
Ученик: Передавать будущим поколениям.
Учитель: Но знания как процесс имеют способность накапливаться.
Человеком, обобщившим эти знания, является В. В. Докучаев, который у нас в
гостях, и мы даем ему слово.
На доске словарь – В. В. Докучаев. Почвоведение. 10 декабря 1883 года.
Почва.
На магнитной доске иллюстрация, увеличенная из книги Б. Г. Розанов.
В. В. Докучаев (ученик 9 класса в мантии и шапочке магистра, ученого).
Докучаев: Днем рождения считается 10 декабря 1883 г., когда я, Василий
Васильевич Докучаев, сын сельского священника из деревни Милюково Смоленской
губернии, выпускник и магистр Санкт- Петербургского университета.
Учитель: – Став выдающимся русским естествоиспытателем, блестяще
защитил докторскую диссертацию в этом университете, совершившую революционный
переворот в науке.
Докучаев: Я дал определение почвы, ставшее краеугольным камнем для
почвоведения, убедительно показал, что почва- это особое природное тело, такое
же самостоятельное, как минералы, растения, животные, вода и воздух.
Учитель: Спасибо уважаемому почвоведу В. В. Докучаеву- основоположнику
науки о почве – почвоведению.
Ребята! Вот здесь записано его определение. (На переносной доске).
Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы:
- Что такое почва? (по определению Докучаева).
- Каким образом она образовалась?
Ответы:
- «Почва – естественноисторическое тело,
- Образовавшееся путем сложного взаимодействия местного климата,
растительности и животных организмов, горных пород, рельефа местности и
возраста страны».
Ребята! Но есть ещё одно определение современного выдающегося отечественного
почвоведа Бориса Георгиевича Розанова. Но когда я буду говорить его, вы
внимательно слушайте и подумайте:
Чем она является для планеты? И какую роль играет?
(Запись на переносной доске). Почва это своеобразная кожа Земли, через
которую осуществляется постоянный обмен веществом и энергией между всеми
оболочками планеты. (Ответы ребят) (Иллюстрация: «Педосфера в системе
земных геосфер»). Почва – тоже оболочка – педосфера)
Учитель: Для продолжения урока мы открываем лаборатории. В каждой из
них девятиклассники-руководители, ответственные, а шестиклассники работают с
ними.
(На столах таблички названной лаборатории. Задания для лабораторий на
мониторах компьютеров).
1. Химико-биологическая № 1.
«Состав и значение почвы».
Карточка – задание.
1. Состав почвы
- песок (стакан, пробирка, вода);
- глина;
- воздух (пробирка, вода);
- вода (нагревание, на ощупь);
- перегной (нагревание, сгорание веществ, дым);
- минеральные вещества (фильтрование и выпаривание).
2. Каково значение почвы?
Литература: Розанов стр.18-19; Ботаника стр.33-35.
2. Химико-биологическая № 2.
«Свойства почвы» (цвет, вкус, СО2-поглощает, N2-поставляет,
обитатели).
3. Химическая № 1.
«Классификация удобрений»
Литература: Ботаника; Ж.. Биология в шк.№ 3 - 93 стр.18-19.
4. Химическая № 2.
«Качественный анализ питательных элементов, входящих в состав удобрений».
5. Биологическая.
«Влияние питательных элементов N, К, Р на растения».
6. Географическая.
«Виды почв Дальнего Востока» (опережающее задание)
7. Экологическая.
Литература: Розанов стр. 54, 66; Материал школьной экологической
конференции).
Задания.
Шестиклассники:
1. Назовите основных врагов почвы:
- эрозия (водная, ветровая);
- загрязнение (дать определение и назвать их).
Девятиклассники:
2. Раскрыть загрязнители на примере города:
- начать с факта по-нашему городу 1992 год;
- почвы кислые, отсюда растет много хвоща (один из индикаторов определения
РН почвы);
- выпадение «кислотных дождей» - Н2SО4, Н3РО4…,
много тяжёлых металлов Рb2+,Нg2+,Со2+,(нефтеперерабатывающий
завод) стр.68-69-ГОК (Розанов);
- еще один из индикаторов нахождения Рb2+ в почве – полынь
(серо-синий налет) и Zn2+ (дикая яблоня - яблоня Палласа,
накоплениеPb2+ в плодах, ул. Советская; длина хвоинок и толщина
стебля (школьная экологическая конференция: радионуклиды - желтеет хвоя –
Большехехцирский заповедник);
- излишняя минерализация (пестициды, гербициды).
3. Что мы можем сделать?
- вносить органику;
- менять культуры - севооборот;
- давать почве отдыхать;
- известкование;
- посадка деревьев;
- укрепление оврагов;
- известкование кислых почв;
- пескование глинистых почв.
8. Литературная (опережающее задание).
(дети рассказывают стихи о почве, которые сами сочиняли)
Учитель: На подготовку и заполнение таблицы на доске отводится 7-10
минут.
Отчет лаборатории
1-я лаборатория – опытным путем доказывают состав почвы, а значение
почвы из дополнительной литературы.
Состав почвы, значение |
Свойства почвы |
Качественный анализ минеральных
удобрений |
Влияние питательных элементов на
органы |
Песок, глина, воздух, вода, перегной, минеральные
вещества.
- Обеспечивает жизнь на земле.
- Поддерживает постоянное взаимодействие большого и малого
веществ на земной поверхности.
- Регулирует химический состав атмосферы и гидросферы.
- Регулирует биосферные процессы (плотность живых организмов
на Земле)
- Накопление активного органического вещества гумуса.
|
- Плодородие.
- Цвет.
- Вкус.
- Поглощает СО2 поставляет N2 корням растений.
|
KCl – хлорид калия Сl- +Ag+ = AgCl
(белый осадок)
а) К+ - на пламя.
б) NH4Cl – хлорид аммония
NH4+ + OH- = NH3 (аммиак)+ H2O
в)Са3(РО4)2 – суперфосфат простой.
РО3-4 + 3Ag+ = Ag3PO4
(желтый осадок). |
Азот – усиливает рост стеблей листьев, корней.
Фосфор – ускоряет созревание плодов.
Калий - влияет на рост корней, клубней, луковиц.
|
На доске словарь: Гумус, Плодородие, Сидераты.
Учитель: Что входит в состав почвы? Чем почва отличается от горных
пород?
2-я лаборатория – дают определение плодородию – основное свойство почвы. Гумус
– продукт разложения микроорганизмами органических остатков до минеральных
веществ.
Ответы ребят:
1. Гумус образуется в почве при разложении бактериями, грибами мёртвых
органических остатков, прежде всего растительных, (перегной - отмершие части
растений и животных). Он под действием микроорганизмов превращается в гумус, от
которого зависит плодородие почвы. Общий запас гумуса в почве на планете
(≈1.5*1018г) - это аккумулятор солнечной энергии на поверхности Земли. Без
гумуса почва мертва, становится бесплодной. Плодородие определяется наличием
такого компонента или фактора, который находится в минимуме или максимуме. (рис. «Бочка плодородия»).
2. Все природные цвета почв создаются сочетаниями определённых веществ:
гумус, оксиды марганца, сульфиды металлов - чёрный; белый - известь; кремнезем,
глинозем; красный - безводные и маловодные оксиды железа; жёлтый - многоводные
оксиды железа, сульфаты железа, голубой - соединения закиси железа; зелёный -
минералы оливин, глауконит. По физическим и химическим свойствам - кислые, щелочные, малогумусные,
тучные, рыхлые, плотные.
3. Почва часто оказывается настолько вкусной, что некоторые животные
употребляют ее в пищу. Олени и лоси во время поста рогов поедают глинистые и
солончаковые почвы. Один олень или изюбр может в это время съесть до 5 кг глины!
Когда обезьяны в неволе теряют шерсть, им нужно позволить полакомиться глиной
(содержит кремний), волосяная защитная рубашка быстро восстанавливается.
4. а) Длительное время считали, что CO2, расходуется в основном на
фотосинтез. Выяснилось, что около трети всего CO2 в атмосфере поглощают торфяные
почвы.
Учитель: Так можно ли осушать и уничтожать торфяные и болотистые
почвы?
б) Раньше считалось, что азот поставляют в основном клубеньковые бактерии,
живущие в особых наростах на корнях бобовых растений. Оказалось, что в первую
очередь растения поглощают азот, который поступает к корням растений из
вторичного органического «сырья» - опавших листьев, остатков погибших
организмов. Это сырьё перерабатывается благодаря неустанной, кропотливой работе
микроорганизмов почвы.
5. Иллюстрации:
а) Цветной рисунок;
6) 1 см3 почвы = 10.000.000 бактерий; 200.000 простейших; 2 км грибных волокон.
Учитель: Из чего же составлена почва?
Что произойдёт, если погибнет 0.5 га почвы?
Ребята на факультативном занятии приготовили почвенный настой. Если
рассматривать его под микроскопом - картина фантастическая: (ТСО -
графопроектор, на пленке обитатели почвы).
Масса микроскопических грибов, водорослей, бактерий, амёб, беспорядочно
снующих туда и сюда инфузорий; коловратки, арцелы, клещики, стелонихия,
дефлюгия.
Группа ребят исполняет песню. (газета «Биология»).
Учитель: Так какую роль для почвы играют микроорганизмы, которых вы
увидели и о которых услышали? (образуют перегной, гумус)
3-я лаборатория.
1. Ученик: испокон веков человек называл землю кормилицей своей, но
ведь и кормилице нужен корм. Выражение «корм для земли» - удобрения.
Прислушайтесь, как звучит оно: « У-добр-ение»! Какой корень? - «добр» от слова
«добро». И в самом деле, удобряя землю, человек делает её добрее. И земля в
ответ на доброту щедро расплачивается высокими урожаями.
2. Схема на доске:
Удобрения
Органические: Навоз, торф, птичий помет, сапропель,
сидераты, зола. |
Минеральные: Азотные, калийные, фосфорные. |
И органические и минеральные удобрения содержат элементы азот, калий, фосфор,
необходимые растениям, так же, как и человеку, хлеб, мясо, молоко.
3. Морфологическая характеристика минеральных удобрений:
(демонстрация коллекции)
Азотные (мочевина, селитра) - цвет - белый, структура - крупные кристаллы,
хорошо растворимы, подкормка. Фосфорные - суперфосфат - цвет - сероватый,
структура - порошок или гранулы, плохо растворимые, перед посевом. Калийные
(калийная соль, хлорид калия) - цвет - розоватый, кристаллы, хорошая
растворимость, подкормка.
4. B современном экологическом земледелии всё большее внимание уделяют
сидератам.
Сидераты - это культуры, земная масса которых не вывозится c поля, a
запахивается в почву. (Иллюстрация «запахивание органики»).
O них знали ещё земледельцы древнего Рима и Древней Греции. В среднем запашка
сидератов эквивалентна внесению на гектар 30-50 т. навоза.
Учитель: Что является кормом для земли? Какие удобрения? Что такое
сидераты?
4-я лаборатория - отчитываются, как проводили качественный анализ питательных
элементов, входящих в состав минеральных удобрений. Демонстрируют пробирки с
результатами; уравнения реакций записаны в таблице.
5-я лаборатория - влияние питательных элементов на органы растения.
(Учебник "Биология" 6 класс, "Химия" 9 класс)
(Данные внесены в таблицу)
Учитель: Но если в почву вносить слишком много удобрений, то
растительная продукция становится непригодной для человека.
Учитель: Так, что необходимо знать, чтобы получить хороший урожай и
почве не навредить?
Слово 6-й лаборатории - географам.
Учитель: минуточку. Все посмотрите на эту карту «Размещения почв»
(цветная иллюстрация из книги Пальмана).
Вот территория Дальнего Востока.
Бордовый цвет - горы, чёрный - леса, зелёный - подзолы, синий - тундра.
Учитель: Какого цвета больше всего? (Бордового)
Так много ли пригодных почв? (нет)
Учитель: A сейчас послушаем, что скажут географы.
(на доске большая карта Дальнего Востока)
Ученик: На территории Дальнего Востока несколько видов почв: на севере
– тундрово-глеевые, эти почвы мало плодородные, т. к. находятся в зоне вечной
мерзлоты и перенасыщены влагой.
В средней части – бурые таежные. Бурые - из-за соединений железа,
горно-таежные - малоплодородные из-за выветривания; на юге – подзолистые,
названы так, потому, что внешне похожи на золу. Образуются вследствие того, что
здесь преобладают хвойные деревья. A в хвоинках содержится креновая кислота. При
опаде она вымывается в почву и разрушает плодородный слой, делая её
малоплодородной. B долине Амура - бурые лесные, в них слой гумуса больше, чем в
других почвах края, т. к. здесь зона смешанных лесов. Эти почвы наиболее
плодородны из всех почв Хабаровского края.
Учитель: хорошо. Переходим к отчёту.
Слово 7-я лаборатории – экологам.
Ученик: Минеральный состав почвы накапливается тысячелетиями, а если
его уничтожить, то создать его снова человек практически не может, что приводит
к превращению продуктивных почв в пустыни или неудобья. (Иллюстрация).
Выработанные карьеры забрасываются и зияют открытыми ранами на теле планеты.
Вокруг шахт огромные пирамиды пустой породы - они занимают плодородную землю.
Вокруг скважин нефтеразработок почва залита нефтью, почвенный покров -
безжизненный. Главным врагом почвы является эрозия: разрушение почвы водой –
водная, выдувание ветром – ветровая. Водная эрозия двух видов - размыв (овраги)
- и смыв (плоскостная) (Иллюстрация - «Поступки и следствия»)
Учитель: Причина эрозии? (вырубка лесов)
Ученик: Природная почва - экологически чистая среда, безопасная для
обитающих в ней или на ней организмов, включая человека до того момента, пока не
загрязнена.
Загрязнение - нарушение экологического соответствия или равновесия из-за
поступления в среду каких-то посторонних веществ. (Словарь)
Главные загрязнители - органические и минеральные кислоты (серная, соляная,
азотная); тяжёлые металлы (ртуть, кобальт, свинец, цинк, медь и др..);
органические ядохимикаты; нитраты; радионуклиды; нефтепродукты.
Способ загрязнения почвы - c атмосферными осадками, пылью, газами, водами,
химическими удобрениями, ядохимикатами и т. д.
Ученик: А я расскажу подробнее, как происходит загрязнение почвы.
а) Выпадение кислотных дождей происходит в зонах прилегающих к крупным
металлургическим и энергетическим предприятиям. 28 и 31 июля 1992 года в нашем
городе наблюдался залповый выброс SО3 и SO2 газов. Сильный дождь, в котором эти
газы растворились, превратился в «кислый дождь» и это облако ушло на Амурсталь.
Почва насытилась большим количеством H2SO4. У культурных растений на огородах
сгорела ботва, у деревьев пожелтели листья. Было оформлено постановление «o
наложении штрафа на администрацию завода» и выделены средства на возмещение
убытков населению. Отсюда почвы нашего района закислены, o чём свидетельствует
произрастание хвоща. Доказательством того, что кислые почвы угнетают растения
мы, к школьной экологической конференции, проанализировали размеры хвоинок и
толщину ствола деревьев у школы и в парке (хвоинки 6-8 см, ствол 11-15 см).
б) Вокруг промышленных, горнодобывающих предприятий и вдоль автострад - почвы
загрязнены тяжёлыми металлами – цинком, свинцом, ртутью. A они имеют свойство
накапливаться в органах растений. Пример - яблоня Палласа (дикая яблонька) - в
плодах накапливается Рb2+ (который приводит к раковым заболеваниям).
Учитель: Можно ли есть яблочки? (ни в коем случае нельзя)
в) Одна из проблем города и школьной территории - интенсивное зарастание
полынью. Ребята, готовясь к школьной экологической конференции, выяснили, что
это растение приспособлено к существованию в условиях присутствия в почве
катионов цинка и свинца, которые она накапливает. Об этом также свидетельствует
серо-синеватый налет. (Экологически чистое расстояние - 30 км от автострады)
г) Особенно опасно загрязнение почв радионуклидами (при авариях, атомных
взрывах, при неправильном захоронении отходов), они накапливаются почвами и
поступают в растения. У хвойных растений начинают желтеть хвоинки, стебель и
хвоя растут медленнее, (так был обнаружен могильник радионуклидов в
Больше-Хехцирском заповеднике).
Учитель: Таких примеров можно приводить очень много.
A что можете сделать вы, чтобы сохранить, улучшить этот живой покров Земли?
Ответы учеников:
- Посадка растений.
- Вносить органику.
- Менять культуры - севооборот.
- Давать почве отдыхать.
- Известкование кислых почв.
- Пескование – глинистых почв.
- Укрепление оврагов.
- Не жечь костры и листья, т. к. погибнут микроорганизмы, а многие из них
уничтожают вредных микроорганизмов.
Учитель: Большое спасибо всем. Из всего услышанного и увиденного
сделайте
Вывод.
Так почему необходимо «лелеять болотистый или каменистый лоскут отеческой
земли»?
Ответы учеников.
Учитель: Но у нас есть еще литераторы
8-я лаборатория - читают стихи o почве собственного сочинения.
Учитель: Чтобы это значило? (картина, нарисованная ученицей 9 класса -
На лугу мирно пасутся коровы).
Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Ответ: Вместе c растениями и микроорганизмами они участвуют в создании самого
удивительного на свете полимера - перегноя или гумуса.
Итак, ребята, самое большое экологическое значение имеет соотношение между
тем, что нужно, и тем, что можно, т.e. гармония.
Урок окончен, до свидания. |