Цели:
- расширить знания в области естественных наук;
- развить познавательный интерес к проблемам большого города, в том числе
- г. Таганрога, с целью личного вклада в решение этих проблем;
- помочь в творческом поиске предложений по уменьшению шумовой нагрузки в г. Таганроге;
- продолжить работу со схемами, таблицами, статистическими материалами.
Задачи:
- Изучить влияние техногенных факторов на здоровье человека.
- Сформировать понятие шума.
- Дать представление о последствиях воздействия шума на живые
организмы, в том числе на организм человека с целью профилактики
болезней вызванных шумом.
- Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов.
Шум в прошлом и настоящее время
Первые дошедшие до нас жалобы на шум мы находим у римского сатирика
Ювенала. По его свидетельству, в столице трудно было заснуть – мешали
скрип, громыхание обозов на узких улицах, брань возниц. "Большая часть
больных, – писал Ювенал, – умирает в Риме от бессонницы". Юлий Цезарь в
50 г. до н. э. вынужден был запретить ночное движение экипажей по
городу. Королева Англии Елизавета I, заботясь о ночном покое своих
подданных, запретила любые схватки и громкие семейные ссоры после 22
часов. В те счастливые времена супружеские разлады были, чуть ли не
единственным источником шума! В немецком языке слово "шум" появилось
только в 16 в. Но видимо до нашего столетия это явление не слишком
беспокоило население, так как еще в 1909 г. большой толковый словарь
Мейера не включил такую статью в свой словник. Шум в основном – продукт
техники и поэтому стал опасен сравнительно недавно. "Когда-нибудь
человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с
шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой", – предсказывал почти
сто лет назад бактериолог Роберт Кох (1843–1910). Когда вблизи
отдыхающего неандертальца раздавался громкий рев хищника или другой
подобный звук, возникающее из-за этого состояние стресса приводило к
сужению кровеносных сосудов и повышению кровяного давления, что
позволяло нашему далекому предку тут же среагировать и либо дать отпор
неожиданному нарушителю покоя, либо спастись бегством.
В наше время на человека в течении дня воздействуют самые
разнообразные шумы. И хотя мы этого не замечаем, наш организм реагирует
на них также, как реагировал организм неандертальца. Если к тому же и
после работы или учебы мы проводим свободное время под громкие звуки
магнитофонной музыки или телевизионного детектива, в котором сыщики и
детективы обмениваются громкими выстрелами, состояние стресса не
покидает нас и в период отдыха. Но, не зная, что физиологические
реакции организма зовут нас в ответ на шум к быстрым и активным
действиям, мы, как правило, неподвижно сидим на мягком кресле, не
позволяя организму активно отреагировать на стресс. Напряжения,
накапливающиеся за много лет таких ситуаций, могут повредить здоровью и
подготовить почву, например, для язвы желудка или инфаркта. Поэтому
необходимы меры по ограничению шумовой нагрузки на нашу психику. Здесь
могут помочь не только законы, но и каждый из нас может и должен
участвовать в борьбе с шумом.
Шум на производстве
Многолетние клинические наблюдения показали, что длительное
воздействие производственного шума может привести к развитию комплекса
патологических нарушений. Исследования показали изменения со стороны
слухового анализатора, центральной нервной и сердечно – сосудистой
систем. Шум обладает аккумулятивным эффектом, т. е. акустические
раздражения, накапливаясь в организме все сильнее угнетают нервную
систему. Поэтому перед потерей слуха, возникает функциональное
расстройство центральной нервной системы. Особенно страдает
нервно-психическая деятельность организма. Нервно-психические
заболевания выше среди работающих в шумных условиях. Шумы оказывают
вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает
рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных
случаев и травм на производстве.
На многих производствах шум достигает 90–110 дБ и более, способствуя
увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда на
10-15%, ухудшая его качество. Вызванная шумом глухота заняла первое
место среди профессиональных заболеваний. Опасность постоянной глухоты
возникает в том случае, если на человека много лет ежедневно в течении 8
часов действует шум со средним уровнем 85 дБ. Такой уровень, как
правило, достигается лишь на производстве. У многих рабочих, постоянно
имеющих дело с шумными машинами, например, сверлильными станками,
возникают устойчивые нарушения слуха. Больше всего страдают от шума
люди, работающие в черной и цветной металлургии, в текстильной
промышленности и в подземном строительстве. Здесь отмечаются шумы
интенсивностью свыше 100 дБ. Опасен и строительный шум, производимый
машинами, которые работают на стройплощадках.
Многочисленные исследования также показали, что шум оказывает
негативное воздействие на деятельность желез внутренней секреции,
желудка и кишечника, вызывая, например, обострение язвенной болезни.
Таким образом, шум действует на все органы и системы органов
человека. И поэтому является одним из опасных загрязнителей окружающей
среды.
От шума можно заболеть
Пять лет регулярных дискотек – и каждый четвертый посетитель
теряет слух. К таким выводам пришли ученые-акустики, которые занимаются
исследованием различных звуков и их воздействием на организм.
Лучшая звуковая среда для человека – негромкий разговор (45-50
децибел (дБ). Полная тишина (меньше 20 дБ), вопреки распространенному
мнению, не так полезна, потому что даже слабослышащий человек в такой
обстановке слышит движение крови в сосудах и биение собственного
сердца. Расслабиться в этой ситуации невозможно.
Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже
нагрузка. Гул транспорта, громкая музыка, шум работающей стиральной
машины или пылесоса безобидны, если они – явление временное.
Непрерывная шумовая нагрузка постепенно разрушает здоровье. Человек,
постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и
становится раздражительным, забывчивым, чаще страдает от слабости и
головокружения, которым не может найти объяснения.
Если от шума выше 65 дБ может нарушиться сердечный ритм и вырасти
пульс, то после 80-90 дБ шум уже способен вызвать пароксизмальную
тахикардию. Инфразвуки (низкочастотные) человеческое ухо практически не
различает, зато именно они вызывают чувство тревоги, боли в ушах и
позвоночнике, а при длительном воздействии приводят к нарушению
периферического кровообращения. Как следствие – дистрофия органов и
преждевременное старение организма. Источник инфразвука – машины,
мчащиеся на скорости 100 км/ч и быстрее, и работающие поршневые
компрессоры (есть на любом заводе и во многих продовольственных
магазинах).
Вместе с загрязненным воздухом и неидеальной чистоты водой шумовая
нагрузка приводит к ослаблению иммунитета и открывает путь болезням.
Влияние уровня шума на организм человека
Источники шума |
Уровень шума |
Влияние на организм |
Шепот |
20 дБ |
безвреден |
Негромкий разговор |
30-40 дБ |
Ухудшается сон |
Громкий разговор |
50-60 дБ |
Снижается внимание, ухудшается зрение |
Перемена в школе |
80дБ |
Изменение кровотока кожи, возбуждение организма |
Мотоцикл
Автобус
На производстве
Реактивный самолет |
86 дБ
91 дБ
110 дБ
102 дБ |
Нарушение слуха, утомляемость, головная боль, заболевания сердца |
Взрыв |
130-150 дБ |
Болевые ощущения, смерть |
Экологическая защита от шума
- Строить автодороги в туннелях или закрывать их спецнадстройками.
- При постройке домов учитывать, каково будет их расположение
относительно автомобильных и железных дорог. Санитарно-защитная зона от
жилых домов до продольной оси пути, например, железной дороги должна
быть не менее 200 метров, а в районах мостов – 300 метров.
- Использовать зеленые насаждения как содействующие уменьшению интенсивности шума.
- При застеклении домов на шумных улицах использовать
звукоизолирующие оконные конструкции, имеющие средний коэффициент
звукоизоляции свыше 50 дБ.
- В автомобилях звукопоглощающими материалами покрывать стенки,
днища, багажник и место расположения двигателя. При этом шум
уменьшается не только в салоне автомобиля, но и в окружающей среде.
Наши исследования
Мы хотим рассказать о социологическом опросе, проведённом среди
учеников нашей школы об условиях их проживания (внешних факторов) и
влияние этих условий на их здоровье.
Опрос показал, что при ответе на вопрос: " проходят ли перед вашим
домом трамвайная линия” большинство учеников младших классов отвечали
утвердительно на этот вопрос.
При ответе на следующий вопрос, касающийся проезда в общественном
транспорте, в 1-3 классах ответы разделились следующим образом:
- 22% – ездят на трамвае около получаса в день и от 15 – 45 минут на автобусе.
- 57% – ездят не более 2 раз в неделю по 30-50 минут.
- И оставшиеся 21% сказали, что если ездят, то редко.
При ответе на вопрос: "сколько часов в день вы слушаете музыку и нас поразили результаты:
- 30 % всех опрошенных занимаются этим более 5 часов в день.
- 62% – от 1 до 5 часов.
- И лишь 8% опрошенных слушают музыку менее часа.
А теперь рассмотрим вопрос, который тесно связан с экологическим
состоянием района и здоровьем людей его населяющим. Мы спросили: "
Какие крупные промышленные объекты находятся в вашем районе, или около
него?”
Очень радует, что практически все опрошенные указали нам известные
им предприятия. Среди них были названы: Таганрогский молочный комбинат,
Красный Котельщик, ТАГМЕТ.
Естественно предприятия выделяют много вредных веществ и
"производят” много шума (о шуме и его влиянии на здоровье человека мы
рассказывали раньше). Мы решили узнать как, по их собственному мнению,
влияет этот фактор на их здоровье, мешает ли он учёбе. И вот какие
любопытные данные мы получили:
- 41% ответили, что он не мешает, потому что они привыкли.
- 10% он никогда не мешал, и не мешает.
- 49% считает, что их здоровье слабое, и успеваемость ниже, чем бы они хотели.
По этому поводу мы решили привести высказывание одной из учениц 9 класса:
"Шум отрицательно влияет, из-за него у многих болит голова, и урокам
он мешает, я не могу сосредоточиться и делаю много ошибок”.
Ну, и как с этим бороться.
Мы решили узнать мнение по этому поводу наших опрашиваемых.
Ребята предложили многое:
- Младшие школьники в принципе отвечали однообразно, что надо
посадить больше деревьев. Но даже в этих ответах было какое-то участие.
Особенно нам понравился ответ ученика 3 класса о том, что деревья
необходимы людям для жизни, но, к сожалению, их вырубают для того,
чтобы строить магазины, ставить гаражи.
- Старшеклассники были более разнообразнее, и вот, что они
предложили: сделать поменьше машин, всяких заводов, поставить на все
предприятия шумоуловители и многое, многое другое. Как ответила одна
ученица: " чтобы написать всё, что сделать надо ни бумаги, ни времени
не хватит”.
На этом, наверное, подведём итог. В нашей работе мы, по возможности,
показали факторы влияющие на здоровье и попытались дать рекомендации,
каким образом улучшить наше и ваше самочувствие.
И, что ещё можно добавить, наверное, только одно: БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! |