Цель:
- создание условий для применения учащимися
приобретенных знаний и умений на практике в
нестандартных ситуациях.
Задачи:
- познакомить учащихся с некоторыми новыми
способами применения бросовых материалов;
- выработать у учащихся умения и навыки,
необходимые в повседневной жизни;
- развивать творческие способности и
познавательные интересы детей младшего,
среднего и старшего школьного возраста;
- способствовать формированию эстетического
вкуса, бережного отношения к природе,
положительных качеств личности.
Используемые активные формы познавательной
деятельности: обсуждение проблемы,
практическая работа, кроссворд;
Используемые методы организации занятия:
ОБОРУДОВАНИЕ:
Ход урока
- репродуктивный;
- репродуктивно-творческий;
- работа со словарем;
- методы практической работы;
- наглядный метод обучения;
- проблемный метод;
- рассказ; беседа; консультация.
- работа с инструктивными картами, схемами.
- 4 стола (по количеству практических станций в
лабиринте);
- Рисунок "Незнайка с вопросом";
- Сундук с конвертом;
- Инструктивные карты;
- Образцы работ;
- Конфетные обертки;
- Пустые коробочки разных размеров;
- Трубочки от сока;
- Пластмассовые ячейки от Киндер - сюрприза;
- Пластилин;
- Цветная бумага;
- Ножницы;
- Клей;
- Коробка с песком;
- Кисточки;
- Фломастеры;
- Листы чертежной бумаги формат А-4.
Организационно - подготовительный этап.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой
встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова
постоянно стремится узнать что-то новое и
интересное.
-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наш
урок необычным и запоминающимся.
- Оглянитесь вокруг. Что сегодня не как всегда?
(ответы детей) Поприветствуем, друг друга доброй
улыбкой, настроимся на довольно трудное
загадочное путешествие по лабиринту, который
лежит перед вами.
- Как вы считаете, что такое "лабиринт"? (ответы
детей)
- А вот какое определение этого понятия дает
Ожегов, создавший в знаменитый словарь.
- Вот и мы сегодня зайдем в интересный лабиринт,
в котором на пути нам будут встречаться длинные
переходы, просторные залы, причудливые галереи,
тупики, не дающие возможности двигаться вперед.
- У вас появляется прекрасная возможность стать
первооткрывателями, исследователями, искателями
удивительных кладов, состоящих из полезных
знаний и умений. И каждый из вас попробует
сделать нашу планету чище и прекраснее,
превращая многочисленные отходы
жизнедеятельности человека в массу полезных и
нужных вещей (показать указкой на гору отходов и
на выставку поделок).
Конструктивный этап:
а) Основной этап.
-В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи,
которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего
часа. Какие вещи вы можете назвать? (ответы детей)
- Если природный материал, перегнивая, дает
плодородный слой почве, на котором потом растут
цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и
из полиэтилена, пластмассовые бутылки, пробки: не
перегнивают в почве, и поэтому их нельзя
закапывать или выбрасывать на землю так как они
засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они
при сжигании выделяют ядовитые вещества в
воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят
нашему здоровью. Поэтому, такие материалы
называют бросовыми. А ведь с каждым годом его
становится все больше и поэтому ученые, экологи
ищут пути утилизации, вторичной переработки
бросового материала. Строят специальные заводы,
но их еще очень мало. И пока ученые решают эту
проблему, творческие люди, народные умельцы
мастерят из них различные сувениры, поделки,
нужные в быту вещи. Мы с вами сегодня превратимся
в таких умельцев, и будем творить чудеса в
мастерской.
- И девизом нашего сегодняшнего
познавательного путешествия станет "ОЧЕНЬ
ЛЮБИМ МЫ ОТХОДЫ ПРЕВРАЩАТЬ В ДОХОДЫ"
- Путь по лабиринту отражен в маршрутном листе.
б) Систематизирующий этап.
- Наша первая остановка на пути - зал
удивительных открытий "Чудо-коробочка".
Посмотрите как много разных коробочек! Сколько
же из них можно сделать игрушек и сувениров! Что
для этого нам еще необходимо? (ответы детей)
-Мы уже не раз работали с разными видами бумаги.
Для чего вообще нужна человеку бумага? (ответы
детей) Вспомните, пожалуйста, какие поделки из
пустых коробочек вы уже делали. А сейчас вы
разделитесь на подгруппы и пофантазируете, каких
еще животных можно изготовить.
- какие материалы используются для работы?
- какие понадобятся инструменты?
- из скольких частей состоит поделка?
- как они соединены между собой?
Правила техники безопасности:
Ребята, вспомните, как безопасно работать с
ножницами?
Какие правила надо соблюдать, работая с клеем?
Работа по инструктивным картам:
- Движемся дальше по лабиринту.
- Ребята, посмотрите, что это у нас на пути за
препятствие? (кроссворд)
Мы не можем пройти дальше по галерее лабиринта,
пока его не разгадаем.
( коллективная работа- разгадывание кроссворда)
- Успешно выполнив задание, вы можете прочесть в
выделенных клетках название материала, с которым
нам предстоит работать в следующем уголке
запутанного лабиринта, (зашифрованное слово-
трубочка)
- Эта остановка значится в маршрутном листе как "Волшебная
трубочка"
- Вы любите получать подарки? (ответы детей)
- А дарить их? (ответы детей)
- Предлагаю вам разделиться на 2 группы и
изготовить в подарок разноцветные бусы. Будет
приятно и радостно и нам, и вам!
- Распределим работу (2 человека нарезают
трубочки, 2 нанизывают, 1 придумывает дизайн бус)
(коллективная работа), (пластмассовые трубочки
для сока, разноцветные, разной длины; леска.)
- Огромное спасибо за подарок!
- Движемся по маршрутному листу дальше.
Посмотрите ребята, кто это нам встретился на
пути? (Незнайка) У него к нам вопрос: ЧТО
ПОЛЕЗНОГО ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ Я СДЕЛАЮ,
ЕСЛИ НЕ БУДУ ВЫБРАСЫВАТЬ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ?
- Давайте поможем ему ответить.
(по мере того как дети высказывают свои
варианты, на доске появляются советы)
- Продлю жизнь вещам;
- Будет чище в городе
- Экономия семейного бюджета;
- Полезная вещь облегчит нашу жизнь;
- Изготовляя поделки, мы приобретаем умения и
навыки, необходимые в повседневной жизни.
-Движемся дальше!
-Вы ребята молодцы, уже прошли 4 препятствия, но
на пути еще много нового и интересного. Вперед!
- Посмотрите куда мы с вами попали? (учащиеся
рассматривают экспонаты)
- Принося вам, радость в виде вкусного шоколада
и игрушки внутри, он потом остается
невостребованным.
- А вот и наши киндер - сюрпризы: цветы,
гусеница, сделанные своими руками.
- Ребята, а какую форму имеет киндер - сюрприз?
(овал - правильной и вытянутой формы в виде яйца)
- А можно киндер - сюрприз представить в виде
туловища какого то животного, птицы, рыбы? (можно)
- Посмотрите сколько фигурок животных, рыбок,
птиц можно сделать, используя, киндер - сюрприз в
качестве туловища, причем расположить его можно
по разному: как в вертикальном положении, так и в
горизонтальном, (одновременно показ образцов
изготовленных и нарисованных на листах,
прикрепленных к доске)
- Значит, если добавить к киндер - сюрпризу
недостающие части задуманной фигурки животного,
вашу фантазию и творчество, то ваш киндер -
сюрприз преобразится, а вы станете настоящими
волшебниками.
Поможет вам в этом технологическая карта
порядка сборки изделия на примере поросенка.
(Обращаюсь к технологической карте на доске)
- Сделать лапки (они есть у всех, 2 или 4) можно
просто подставку, чтобы киндер - сюрприз был
устойчивым.
- Затем добавляем детали мордочки характерные
данному животному, в нашем случае пятачок и ушки.
- Добавляем глаза, рот, хвост.
-Я вам раздам инструктивные карты с планом
изготовления некоторых животных. Вы дома
самостоятельно сделаете сувенир либо по
инструктивной карте, либо, пофантазировав, став
на миг волшебником, придумаете свой.
- Но мы не можем пройти дальше не выполнив
задание (задание: придумайте стихотворение или
лозунг о использовании ОТХОДОВ)
- Посмотрите ребята, как много нужных, красивых
поделок мы изготовили сами своими руками из,
казалось бы, ненужных вещей. Мы прошли с вами по
лабиринту, и попали в последний зал, откуда уже
виден выход. Однако перед нами еще одна
интересная вещь- сундук.
- Откроем его?! Достаньте и прочтите задание.
(Задание: "Ребята, нарисуйте экологические
плакаты. Как нужно беречь природу? Может вы
придумаете новое применение бросовым
материалам!?")
- На прошлом занятии вы индивидуально или в
парах выполнили это задание. Кто может
представить свою работу. (презентация 1,2 работ)
Аналитический этап. Рефлексия.
- Ребята, какую пользу каждый из нас может
принести окружающему миру? (высказывания детей)
- Спасибо, ребята!
- Что вас удивило на сегодняшнем уроке? Что вы
почувствовали, гуляя по лабиринту?
- Как вы думаете, лично вы сможете сделать наш
город чище и красивее? И вот пришло время оценить
нашу совместную деятельность.
- Кто устал?
- Кому было интересно?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Где возникали сложности?
- Большое спасибо за работу!
- Вы прекрасно трудились, творили, сочиняли.
Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели,
пригодятся вам в дальнейшей учебе и повседневной
жизни! Сейчас мы возьмем ваши плакаты и лозунги и
прикрепим их на нашей игровой площадке. Но в
нашем сундуке есть чудо-конфетка, сделанная из
пластиковой бутылки она наполнена сладкими
призами для вас.
- Вы заслужили, угощайтесь! До новых встреч! |