Цель – познакомить детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.
Занятие можно начать с загадок о воде в разных состояниях.
Что в руках не удержишь? Что в решете не унесешь? (Вода.) Шел долговяз, В землю увяз. (Дождь.) Без досок, без топоров Через речку мост готов. (Радуга.) Зимой в поле лежал, А весной в речку побежал. (Снег.) Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед.) Дождь прошел, а я осталась На дорожке во дворе. Воробьи во мне купались На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня. (Лужа.) После
этого следует побеседовать с детьми, выяснив, где есть вода? В луже, в
реке, в море, в водопроводе, в растениях, животных и т. д.
Затем педагог может провести несколько
опытов, демонстрируя, что вода жидкая (принимает форму сосуда, в котором
находится), бесцветная (ее можно подкрасить акварельными красками),
прозрачная (в ней видны опущенные в нее предметы), хороший растворитель
(в ней растворяется сахар и соль), не имеет запаха (ее запах зависит от
растворенного в ней вещества), при нагревании вода превращается в пар
(нагреть на спиртовке), при охлаждении в – лед (показать заготовленный
заранее лед).
Чтобы наглядно показать, как через корень
растений по стволу поднимается вода, нужно взять тарелочку с
подкрашенной водой, опустить туда гигроскопический материал, например
марлю, и предложить детям понаблюдать, как вода постепенно поднимается
вверх, пропитывая нити марли. Корни растений имеют тонкие волоски (как
нити марли), по которым вода впитывается в основной корень и поднимается
по стволу.
Начав занятие в помещении, можно продолжить
его на свежем воздухе, понаблюдать за превращением воды из одного
состояния в другое. Например, провести наблюдение за испарением воды в
луже. Для этого в начале занятий на свежем воздухе нужно выбрать
какую-нибудь лужу в хорошо проветриваемом месте и обвести эту лужу мелом
по ее контуру. После прогулки, вернувшись в исходное место, юные
исследователи обнаружат, что лужа занимает меньшее место по сравнению с
началом их эксперимента, что солнышко сыграло роль спиртовки.
Если день прохладный, то детям можно
предложить на прогулке обратить внимание на то, что при дыхании у них
выходит пар изо рта, так как в выдыхаемом воздухе содержатся пары воды, а
человеческое тело теплее воздуха в прохладную погоду.
С наступлением небольших морозов можно
продолжить наблюдение за превращениями воды. Понаблюдать, как образуется
лед из воды. На прогулку нужно взять с собой песочные формочки с водой и
оставить их в укромном месте. К концу прогулки в формочках появится
лед. Следует обратить внимание детей на то, что лед твердый, хрупкий
(раскалывается при ударе), не имеет цвета, запаха, вкуса, но имеет
форму. После прогулки, уже в помещении, можно понаблюдать, как лед снова
превращается в воду.
За снегом можно наблюдать во время каждой
зимней прогулки, чтобы дети смогли обратить внимание на то, что снег
твердый, белый в чистых местах, не имеет запаха, вкуса и формы, но очень
разный в зависимости от погоды: липкий, как крупа, мягкий, колючий и
т. д. |