Цели:
- Познакомиться с примерами деятельности воды в природе;
- Закрепить понятия «вода», «состояния воды», «вода в природе»;
- Показать необходимость охраны вод;
- Познакомиться с примерами водных стихийных бедствий и природных явлений;
- Рассмотреть значение воды в хозяйственной и бытовой сфере деятельности человека;
- Расширять знания учащихся о широко распространенном в природе веществе, о важности воды;
- Развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, способности выступать с докладами на публике.
Оборудование: компьютер, экран, проектор,
звуковоспроизводящие устройства, компьютерная презентация открытого
урока «Вода и ее роль в природе».
Предварительная подготовка:
Перед проведением данного урока проводится предварительная
подготовка докладов, создание презентации. Учитель готовит тесты по
теме, на которые учащиеся ответят по завершении урока. Данный урок
проводят для учащихся 5 классов.
Ход урока
1 этап - Организационный момент.
- Дорогие ребята и учителя! Сегодня мы с вами собрались для
ознакомления с интересной темой о роли воды в природе и жизни человека.
Но все ли мы знаем об этом удивительном веществе? Давайте попробуем
представить, как бы выглядела Земля, если бы с нее внезапно исчезла
вода. Моря океаны бы пересохли и покрылись толстым слоем солей, раньше
растворенных в воде. Горные породы бы разрушились, в их состав тоже
входит вода. Погибли бы все растения и животные. Так давайте поговорим о
воде! Вода образует гидросферу - водную оболочку нашей планеты. Вода
присутствует всюду на Земле. Она является одной из могущественных
владычиц Земли, влияет на Землю как архитектор и скульптор, влияет на
климат, и на жизнь на Земле. Вода дарит людям свою энергию. Она же
является средой обитания для многих живых организмов.
Вода окружает нас всюду, где бы мы ни были. Она присутствует в воздухе в почве, в телах живых организмов.
Казалось бы, что о воде- то мы с вами все знаем. Но оказывается
много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами,
явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся. А помогут нам
специалисты-ученые: биолог, химик, физик, географ, метеоролог, геолог,
эколог, медик и спасатель МЧС.
(специалисты поочередно представляются перед аудиторией)
2 этап - Актуализация знаний по теме «Вода на Земле».
Учитель: Уважаемые ребята! Прежде чем мы с вами
начнем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить об известных
свойствах и значениях воды на Земле.
Фронтальный опрос по теме (список вопросов):
- Назовите свойства воды, которые вам уже известны?
- В каких агрегатных состояниях вода присутствует на Земле?
- Как связаны между собой составные части гидросферы? Назовите их.
(по ходу проверки демонстрируются верные ответы на слайдах презентации)
3 этап - Изучение новой темы.
Учитель: Вода-это химическое вещество и поэтому у воды есть свои «химические секреты». О них нам расскажет специалист-химик.
Химик-Вода является универсальным природным
растворителем. Изучая в лаборатории химический состав подземной воды,
можно установить, откуда эта вода и каков её химический состав. В
составе воды химики находят до 50 различных элементов. Чаще всего в
воде встречаются: поваренная соль, железо, сера, медь. Иногда
встречаются серебро, радий и даже мышьяк. В состав подземных вод входят
разные вещества и поэтому свойства подземных вод тоже различны. Бывают
лечебные подземные источники, а бывают и ядовитые для живых организмов.
В ядовитых источниках содержатся вредные для живых существ химические
вещества. Это: свинец, киноварь, медь. В состав воды могут входить
примеси нефти, а также ядовитый газ сероводород. В составе же морских
вод встречаются все известные химические элементы, существующие на
Земле. Но больше всего в составе морских вод солей, особенно поваренной
соли на 1 литр до 35 грамм соли.
Ребята скажите, откуда же берётся соль в океанах и морях?
(варианты ответов учащихся)
Соль в океаны и моря поступает с суши с материков и островов, ее выносят реки, впадающие в моря.
Учитель: Каковы энергетические свойства воды? Об этом нам расскажет специалист-физик.
Физик-Вода-это источник разнообразной энергии на
нашей планете. Первый вид энергии поставляемый водой-это тепловая
энергия подземных вод-гейзеров и горячих источников. Много гейзеров в
вулканических районах земли, где грунтовые воды расположены не далеко
от центра вулкана. В настоящее время на Камчатке в России используются
гейзеры для отапливания помещений в зимний период (демонстрация
видеофрагмента о гейзерах).
Второй вид энергии воды-механическая энергия. Энергия воды
укрощается на гидроэлектростанциях, где превращается в необходимое для
человека электричество. Гидроэлектростанции и в местах бурного течения
рек. Это свойство механической работы воды известно давно. Так
строились мельницы на речках и ручьях. Вода вращала колесо, а оно
вращало жернова, которые и измельчали зерно в муку.
Со временем человек научился использовать свойства водяного пара.
Все вы видели, как пар над кипящем чайником приподнимает крышку.
Водяной пар выполняет механическую работу. Это свойство и заметили люди
и вот уже были созданы паровые машины-чудо техники вращающие колесо,
качающие подземные воды, приводящие движение станки, паровозы и др.
такую энергию, которая способствовала быстрому развитию промышленности,
науки и техники (демонстрация слайда о паровой машине и паровозе).
Учитель: Значение пословицы «Вода камень точит» и роль воды в формировании облика Земли нам объяснит специалист-географ.
Географ - Воды текущие по поверхности Земли
совершают большую разрушительную работу, они изменяют рельеф Земли. Если
на пути реки встречаются горы, она либо огибает их, либо прорезает
себе русло глубоко в горах. Говорят, что вода камень точит. По пути
движения к морю вода, как мельница, размалывает камни и обломки скал. В
Китае река Хуанхэ ежегодно выносит 1380 миллионов тонн плодородного
грунта, а горы становятся всё ниже и ниже. Водопады тоже совершают
работу. Это-вода падающая с высоты. Вода разрушает скалы, и водопад
каждый год отступает (демонстрация видеофрагмента о водопаде). В горах
вода и ветер также играют свою разрушительную роль. Если в горные
трещины попадает вода, а потом замерзает, она увеличивает эти трещины и
откалывает, таким образом, камни. Известно, что замерзшая вода
увеличивается в объеме на 1/10.Это свойство вам уже знакомо. Вспомните
опыт с водой в стеклянной бутылке. Бутылка с водой после замораживания
лопается. Иногда зимой замерзает вода в водопроводных трубах, и тогда
трубы лопаются.
Учитель-Спасибо специалисту- географу за интересный
рассказ о влиянии воды на рельеф Земли. Хотелось бы узнать о том, как
вода влияет на климат Земли. По этому вопросу нас проконсультирует
специалист в области климата и погоды Земли – метеоролог.
Метеоролог-В морях и океанах имеются теплые и
холодные течения. Это большие массы воды, имеющие определенную
температуру и передвигающиеся в определенном направлении. Различают
тёплые и холодные течения. Теплые течения можно сравнить с трубами
водяного отопления. Они подводят тепло к хранителю теплоты - морю.
Морской ветер относит тепло моря к материку. Вместо тёплых течений для
нагрева одного сантиметра береговой линии пришлось бы сжигать несколько
сот тонн каменного угля. Холодные же течения наоборот несут холод к
материку. Так морские течения влияют на климат Земли.
Самые известные теплые течения это-Гольфстрим, Куросио, а холодное-Ойясио (демонстрация видеофрагмента о морских течениях).
Кроме океанических течений на климат Земли оказывают влияние снежное и ледяное покрывало.
Снег защищает почву, посевы от мороза. Между снежинками заключён
воздух. Воздух не пропускает тепло. Снег же содержит до 85% воздуха.
Поэтому температура под « одеялом» всегда бывает выше нуля. А весной
когда снег тает, он снабжает почву влагой т.к. в 1 см3 содержится 0,15
грамма воды. Есть пословица, отражающая это влияние снега на
растительность и урожай «Много снега, много хлеба».
В Якутии есть посёлок Оймякон, а в его окрестностях озеро, где
зимняя температура воздуха доходит до – 700 С.А рыба в этом озере не
замерзает, дело в том, что ледяной покров озера защищает воду от
охлаждения ниже + 40 С.Известно, что солёная вода замерзает при более
низких температурах. Поэтому соленые водоемы долгое время не
покрываются льдом зимой.
Учитель: Какие еще замечательные секреты таит в себе вода? Что в ней содержится? Об этом нам расскажет геолог.
Геолог-В состав вод Мирового океана входит много
солей, минералов и все химические элементы. Подсчитано, что «золотой
фонд» Мирового океана составляет около 8 миллионов тонн. В будущем так
будут получать необходимое полезное сырье. В настоящее время ведутся
такие разработки по получению золота, урана и др. ценные полезные
ископаемые, но они пока еще очень трудоемки. В настоящее время
добывается соль из морской воды. Например, в 1 литре воды из Мёртвого
моря содержится 200 грамм калийной соли. Эта соль является ценным
удобрением для растений. В основном из морской воды добывают калийную,
поваренную, горькие соли, соли брома и йод.
Учитель: О влиянии воды на живые организмы, о жизни в водной среде расскажет специалист- биолог.
Биолог-В составе любого живого организма вода
занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При
массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и
лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 64%
состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего
тела больше всего воды содержит мозг-81%.В крови и железах-73-80,%
т.е. из 5 литров крови почти 4 литра это вода, меньше всего воды в
костях от 22 до 34%.
В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и
фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85-90% воды, а вот в
сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть
необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей.
Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить
утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под
увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это
микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много
разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски,
ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной,
который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода
содержит болезнетворных микробов опасных для человека и других живых
организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и
уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в
питьевую воду бактерии чумы, из-за нечистоплотности людей. Через воду
могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской
язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к
воде (демонстрация видеофрагмента о значении воды для живых организмов).
Учитель: Вода может быть не просто необходимой для
человека, но и лечебной. Какая вода является лечебной, об этом нам
расскажет специалист-медик.
Медик-Вода может быть лечебной, минерализированной
или минеральной. Кроме того, она может быть естественной и
искусственной. Минеральную воду применяют при лечении органов
пищеварения, почек, печени и других заболеваниях по назначению врача.
Лечебная польза воды есть и при обычном принятии ванн с морской водой
или в виде отваров и настоев из лекарственных трав.
Во времена средневековья не во всех странах люди соблюдали личную
гигиену. Они не мылись, не ухаживали за кожей, волосами, не чистили зубы
и не меняли часто одежду. Даже короли не считали для себя необходимым
ежедневно мыться. В 1601 году при осаде города Остенде испанская
принцесса Изабелла клялась: «Я не сменю своего платья до тех пор, пока
город не будет в наших руках! Осада длилась три года. Принцесса
сдержала клятву. В те времена люди пудрились и опрыскивали себя духами,
чтобы прикрыть грязь и отбить неприятный запах грязного тела. Грязь и
отсутствие гигиены приводило к большим эпидемиям различных заболеваний.
Позднее врачи научились стерилизовать медицинские инструменты, что бы не способствовать распространению болезней.
Учитель: Вода может быть верным другом, а может
быть грозным природным явлением или даже стихийным бедствием. Подробнее
об этом нам расскажет специалист МЧС.
Специалист МЧС-Все знают, что нужно соблюдать
осторожность при купании в реках, озерах и морях. Но не все знают, что
помимо этого существуют и другие опасности в окружающей природе с
участием водной стихии. Это ливневые дожди, наводнения, оползни, сели,
цунами, снежные лавины. Люди должны знать об этих природных бедствиях,
которые угрожают всему живому и в том числе человеку. Многие из этих
бедствий не возможно предупредить заранее и поэтому важно знать, где
они происходят, что лучше к ним подготовится и снизить отрицательные
последствия (демонстрация фрагментов об стихийных бедствиях: ливневых
дождях, наводнениях, оползнях, селях, цунами, снежных лавинах).
Учитель: Человек с каждым годом оказывает все
большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками,
удобрениями и прочими вредными веществами. Возникла необходимость в
охране природы. Об этом нам расскажет специалист –эколог.
Эколог: Вся жизнь на Земле не может существовать
без воды. Загрязнение воды несет гибель всему живому. И каждый из нас
должен бороться за чистоту воды. А теперь посмотрите на картинку и
расскажите, что на ней неправильно.
(демонстрация картинки с изображением реки, в которой плавают
бутылки и прочий мусор. Ученики рассказывают о необходимости содержать
водоемы в чистоте).
Учитель: Ребята, мы ознакомились с рассказами
специалистов о многообразии свойств и значений воды на Земле. А теперь
пришло время викторины. Тот, кто правильно ответит на вопрос, будет
награжден призом. Итак, приступаем. Желаю всем успеха!
Вопросы викторины:
Вопросы от химика:
- Какие химические вещества встречаются в воде морей, океанов, подземных вод?
- Как образуются пещеры под землей?
Вопросы от физика:
- Какие машины и устройства работают при помощи воды?
- Как можно использовать механическую и тепловую энергию природных вод?
Вопросы от географа:
- Права ли пословица «Вода камень точит»?
- Почему замерзшая бутылка с водой лопается и разбивается?
Вопросы от метеоролога:
- Как влияют на климат Земли тёплые и холодные течения?
- Почему зимой в озерах и реках не замерзают рыбы и другие, живущие там обитатели?
Вопросы от геолога:
- Возможно ли добывать золото, железо и медь из морской воды?
- Какие минеральные вещества добывают из вод Мертвого моря?
Вопросы от биолога:
- Как бы вы объяснили выражение «Вода-это жизнь»?
- Кто может скрываться в капле воды из водоема?
Вопросы от медика:
- Какая вода считается лечебной?
- В чем главная причина средневековых эпидемий различных болезней?
Вопросы от спасателя МЧС:
- Какие природные стихийные бедствия с участием воды происходят в природе?
- Из-за чего случаются наводнения в природе?
Вопросы от эколога:
- Как влияет загрязненность воды на человечество?
- Что может произойти если мы не будем беречь нашу речку?
Подведение итогов викторины. Награждение призами учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о разнообразном
значении воды в природе и жизни человека. В средствах массовой
информации сообщалось об исследованиях воды и ее новых свойствах.
Учеными- исследователями доказано, что вода является информационной
структурой, которая впитывает в себя негативные и положительные эмоции
живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! А вода
будет только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду!
Цените её и уважайте. Вода-это настоящая и будущая жизнь на Земле. |