Пятница, 19.04.2024, 14:02                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [33]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [45]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ [55]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ЭКОЛОГИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок экологии с элементами патриотического воспитания "Слово о зеленом друге"
03.06.2013, 09:13

Цель урока: познакомить учащихся с лесными богатствами России, значением леса в военное время и в наши дни, рассмотреть вопросы охраны лесных богатств.

Оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, компьютерная презентация.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Называется он "Слово о зелёном друге”. Мы будем говорить о лесе, его героическом военном прошлом, его настоящем и будущем.

Ведущий: Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоёвано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники – деревья.

1-й ученик:

Их обжигала пламенем война,
Под их шатрами умирали люди,
И потому, быть может,
Седина на их коре,
Что путь был очень труден…
Стоят в веках свидетели войны,
Они всю жизнь глядят в реку с обрыва…
И каждому прохожему видны
Дубы, напоминающие взрывы.

Ведущий: Много могли бы рассказать о войне деревья. (Звучит песня "Священная война”). Видели они, как в памятном 41-м году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и сёла, леса и поля дым пожарищ. На защиту отчего края от немецко-фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса.

2-й ученик:

Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ
И в окружении врага…
Солдат спасали в битвах жарких
Раскинув ветви, как рога.
Земли родной тревоги, беды,
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну.

Ведущий: Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёзка. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодёжь. Берёза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.

3-й ученик:

Ты её увидишь – и забьётся сердце…
Сколько о берёзе сложено стихов!
Может быть довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?
Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И берёзы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.
Потому что помню небо в грозных грозах.
И когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая берёза
Доброй милосердия сестрой.
И во мне воскресли молодые силы,
Солнце засияло, засветлела высь!
Красота России, чистота России
В ней, берёзе белой, на века сплелись.

Ведущий: Невозможно представить нашу Родину без берёзовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний берёза волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу.

4-й ученик:

Деревья тоже воевали
И нас спасали от войны:
Стволы под пули подставляли
И гибли гордыми они.
И партизанили деревья.
Горели их сердца – костры.
А пламя, как знамёна, реяло,
Укрывшись в зарослях густых.
Деревья тоже воевали
И стойко вынесли войну.
Деревья тоже умирали,
Корнями к Родине прильнув.

5-й ученик:

Ни днём, ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной территории. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес помогал народным мстителям.

На каждом шагу врагу мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где за любым кустом, любым пригорком их могла настигнуть смерть.

6-й ученик:

Деревья ложились плашмя, как солдаты,
Редели ряды с каждым днём.
А немцы сжигали лесные квадраты
Губительным, шквальным огнём.
Строчил пулемёт в амбразуре бетонной,
Покоя не знал гарнизон.
Наш лес партизанский, могучий, зелёный
Весной наступал на бетон.
Под камнями кости захватчиков тлеют,
Их каски ржавеют вокруг.
А лес разрастается, лес зеленеет.
Наш верный помощник и друг.

Ведущий: Прошли годы… Заросли травой партизанские землянки. Не звучат в рощах автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы гранат. Ушла в прошлое война, на время не стёрло её следы в лесу.

7-й ученик (+8-й ученик):

Изранен он воронками и рвами,
Вот старая траншея, словно шрам…
Мы в этот лес приходим за цветами,
Он всё, что может, щедро дарит нам.
Как вся страна, лес тоже в сорок первом
Прикрыл собой дорогу на Москву.
От взрывов ветки вздрагивали нервно
И падали в опавшую листву.
Да что там ветки, если боль иная
Пронзает память – о погибших речь…
Лес до сих пор вздыхает, вспоминая
Всех тех, кого не смог от пуль сберечь.
Но зашумит вдруг громче и тревожней,
Грозу почуяв в ближней стороне,
И каждый листик отзовётся дрожью
На гром – напоминанье о войне.
Людей всегда радушно принимая,
Открытый солнцу и тугим ветрам,
Как молодеет он в начале мая!..
Как будто в день Победы ветеран.

Учитель: Лес в мирное время – это кладезь тишины, покоя и счастья. Как приятно в жаркий летний день войти под сень деревьев, ощутить прохладу и умиротворённость.

9-й ученик (+10-й ученик):

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капля рос.
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня.
Зальётся пеночка короткой, чёткой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.

Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком.
Берёт он для себя от щедрости твоей.
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё, и мачты кораблей.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать!

Учитель: На земном шаре в настоящее время леса занимают ? часть суши. Российские леса являются основой экологической прочности биосферы всего Северного полушария Земли, поскольку 22% площади лесов и 25% древесины мира находятся в России. Леса занимают 45% территории страны. К настоящему времени в России имеется 14 млн. га посаженных лесов, в основном на Европейской части. Распределение лесов на территории России очень неравномерно, в Европейской части России произрастает 20% всех лесов, а 80% лесов сосредоточено в Азиатской части нашей страны.

В лесных экосистемах основную биомассу продуцируют деревья. Это сложный тип экосистем, в составе которых есть не только деревья, но и кустарники, травы, мхи, лишайники. Разнообразно и животное население лесов.

Различают следующие основные типы лесов умеренных широт:

Хвойные леса – еловые, сосновые, пихтовые, кедровые, лиственничные. Эти леса занимают северную часть лесной зоны России, называемую тайгой, и верхнюю часть лесного пояса гор – Кавказа, Карпат, Памира и Тянь-Шаня. Они дают наиболее ценную древесину, и потому именно в тайге ведут основные лесозаготовки, часто истощающие леса.

Широколиственные и смешанные леса. Основные породы этих лесов – дуб, липа, вяз. Они размещаются к югу от тайги. На севере ареала к широколиственным породам примешиваются ель, пихта, сосна. Смешанные леса характерны для Украины, Белоруссии, стран Балтии и России.

Мелколиственные леса. Древостой в этих экосистемах состоит из разных видов берёзы, ольхи, осины. Чаще всего мелколиственные леса вторичны, т. е. растут на месте вырубленных широколиственных или хвойных лесов. Однако в Западной Сибири есть и первичные берёзовые леса.

Пойменные леса. Эти лесные экосистемы формируются в частях речных долин, заливаемых в весеннее время паводковыми водами. В составе пойменных лесов – различные виды ив, тополей, ольха чёрная. На высоких, заливаемых на короткое время участках пойм в зоне тайги формируются еловые и лиственничные леса, в зоне широколиственных лесов – липняки.

Во многих речных поймах леса уничтожены.

Лесные экосистемы очень важны для жизни биосферы: они обогащают атмосферу кислородом и поддерживают уровень содержания в ней углекислого газа. Леса играют большую роль в круговороте воды: покрытая подстилкой поверхность лесных почв впитывает дождевые осадки и снеговые воды, пополняя запасы подземных вод. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха.

По способу хозяйственного использования различают три группы лесов.

Леса первой группы располагаются вдоль рек и по побережьям озёр, а также вдоль крупных шоссейных дорог, в зелёных зонах городов, в заповедниках. Их вырубать нельзя!

Леса второй группы называют защитно-эксплуатационными. В таких лесах проводят рубки, но так, чтобы древостой полностью не уничтожался, и шёл процесс его самовосстановления.

Наконец, леса третьей группы – эксплуатационные. В таких лесах древостой можно вырубать почти полностью, оставляют лишь отдельные деревья как источники семян для восстановления леса естественным путём или проводится посадка деревьев.

Леса – важный объект хозяйственной деятельности человека. Различают главное и побочное лесопользование. При главном лесопользовании в лесах заготовляется древесина. При побочном – грибы и ягоды, лекарственные растения, орехи. К побочному лесопользованию относится и охота на лосей, кабанов, зайцев, куниц, колонков глухарей, рябчиков и других промысловых животных.

Леса играют рекреационную роль – это место отдыха городского и сельского населения. Обогащённый кислородом и насыщенный фитонцидами лес – источник здоровья.

Справочные данные (рубрика "Это интересно”):

1 га 20-летнего сосняка поглощает 9 т углекислого газа, а 60-летнего – 13 т.

Лес – санитар атмосферы:

1 га придорожного елового леса задерживает 30 т пыли в год, соснового бора – 38 т, а дубравы – 54 т.

На лесной опушке шириной 100 м запылённость воздуха составляет уже 65% от запылённости на открытом месте, на расстоянии 400 м она снижается до 38%, при 1000 м – до 25%, в 3 км – приближается к 5%.

Урожайность в лесу:

Грибов – 150-250 кг/га,
Ореха лещины – до 500 кг/га,
Брусники и черники – 300-350 кг/га (на вырубках – до 1,5-2 т/га),
Малины – 200-600 кг/га (на вырубках – до 3 т/га),
Кедрового ореха – от 250 до 600 кг/га (рекордный сбор – до 1,2-2 т/га),
С одного га зрелого берёзового леса можно получить 20-30 т сока,
Одно взрослое дерево липы "даёт” 70 кг мёда, 1 га липняка – это 1 т мёда.

Закрепление-беседа:

  1. В чём заключается биосферное значение лесов?
  2. Что такое побочное использование лесов?
  3. Какие группы лесов различают по их хозяйственному использованию?
  4. Какие негативные факторы воздействуют на леса в настоящее время?
  5. К каким последствиям может привести повсеместное истребление лесов?
  6. Что вы могли бы предложить для сохранения лесных богатств?
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: загрязнение природы, конспект урока, учителю экологии, урок экологии в школе, Скачать бесплатно
Просмотров: 2081 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru