Цель урока: познакомить учащихся с лесными
богатствами России, значением леса в военное
время и в наши дни, рассмотреть вопросы охраны
лесных богатств.
Оборудование: компьютер, экран,
медиапроектор, компьютерная презентация.
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас
необычный урок. Называется он "Слово о зелёном
друге”. Мы будем говорить о лесе, его героическом
военном прошлом, его настоящем и будущем.
Ведущий: Давно отгремели залпы Великой
Отечественной войны. Дорогой ценой было
завоёвано счастье жить и трудиться под мирным
небом. И память об этом живёт в сердцах людей.
Немало памятников и обелисков появилось на нашей
многострадальной земле. Они призывают не
забывать трагедий войны. Но есть и другие
памятники, живые, которые тоже напоминают о
военном времени. Эти памятники – деревья.
1-й ученик:
Их обжигала пламенем война,
Под их шатрами умирали люди,
И потому, быть может,
Седина на их коре,
Что путь был очень труден…
Стоят в веках свидетели войны,
Они всю жизнь глядят в реку с обрыва…
И каждому прохожему видны
Дубы, напоминающие взрывы.
Ведущий: Много могли бы рассказать о войне
деревья. (Звучит песня "Священная война”).
Видели они, как в памятном 41-м году обрушились на
нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе
огненные сполохи, охватил города и сёла, леса и
поля дым пожарищ. На защиту отчего края от
немецко-фашистских захватчиков поднялась вся
страна. И вместе со всем народом на защиту Родины
встали леса.
2-й ученик:
Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ
И в окружении врага…
Солдат спасали в битвах жарких
Раскинув ветви, как рога.
Земли родной тревоги, беды,
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну.
Ведущий: Самым любимым деревом у нашего народа
издавна была берёзка. Белоствольная красавица
щедро поила людей своим соком, лечила от недугов,
верно хранила девичьи тайны, собирала в
праздники на веселье молодёжь. Берёза делила с
народом радость и грусть в мирное время,
разделила она и тяготы войны.
3-й ученик:
Ты её увидишь – и забьётся сердце…
Сколько о берёзе сложено стихов!
Может быть довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?
Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И берёзы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.
Потому что помню небо в грозных грозах.
И когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая берёза
Доброй милосердия сестрой.
И во мне воскресли молодые силы,
Солнце засияло, засветлела высь!
Красота России, чистота России
В ней, берёзе белой, на века сплелись.
Ведущий: Невозможно представить нашу Родину
без берёзовых рощ. Полстраны украсила
белоствольная красавица. Удивительная красота и
чистота, простота и теплота соединились в ней. В
дни военных испытаний берёза волновала сердца,
поднимала в душе великую любовь к отчему краю,
вселяла веру в победу.
4-й ученик:
Деревья тоже воевали
И нас спасали от войны:
Стволы под пули подставляли
И гибли гордыми они.
И партизанили деревья.
Горели их сердца – костры.
А пламя, как знамёна, реяло,
Укрывшись в зарослях густых.
Деревья тоже воевали
И стойко вынесли войну.
Деревья тоже умирали,
Корнями к Родине прильнув.
5-й ученик:
Ни днём, ни ночью фашисты не знали покоя на
оккупированной территории. Летели под откос
вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты,
на дорогах подрывались автомашины с
гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская
война. И как верный друг, лес помогал народным
мстителям.
На каждом шагу врагу мерещились партизаны. В
сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло
фашистов трепетать от страха. Особенно они
боялись лесных массивов, где за любым кустом,
любым пригорком их могла настигнуть смерть.
6-й ученик:
Деревья ложились плашмя, как солдаты,
Редели ряды с каждым днём.
А немцы сжигали лесные квадраты
Губительным, шквальным огнём.
Строчил пулемёт в амбразуре бетонной,
Покоя не знал гарнизон.
Наш лес партизанский, могучий, зелёный
Весной наступал на бетон.
Под камнями кости захватчиков тлеют,
Их каски ржавеют вокруг.
А лес разрастается, лес зеленеет.
Наш верный помощник и друг.
Ведущий: Прошли годы… Заросли травой
партизанские землянки. Не звучат в рощах
автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы
гранат. Ушла в прошлое война, на время не стёрло
её следы в лесу.
7-й ученик (+8-й ученик):
Изранен он воронками и рвами,
Вот старая траншея, словно шрам…
Мы в этот лес приходим за цветами,
Он всё, что может, щедро дарит нам.
Как вся страна, лес тоже в сорок первом
Прикрыл собой дорогу на Москву.
От взрывов ветки вздрагивали нервно
И падали в опавшую листву.
Да что там ветки, если боль иная
Пронзает память – о погибших речь…
Лес до сих пор вздыхает, вспоминая
Всех тех, кого не смог от пуль сберечь.
Но зашумит вдруг громче и тревожней,
Грозу почуяв в ближней стороне,
И каждый листик отзовётся дрожью
На гром – напоминанье о войне.
Людей всегда радушно принимая,
Открытый солнцу и тугим ветрам,
Как молодеет он в начале мая!..
Как будто в день Победы ветеран.
Учитель: Лес в мирное время – это кладезь
тишины, покоя и счастья. Как приятно в жаркий
летний день войти под сень деревьев, ощутить
прохладу и умиротворённость.
9-й ученик (+10-й ученик):
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капля рос.
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня.
Зальётся пеночка короткой, чёткой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком.
Берёт он для себя от щедрости твоей.
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца
мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать!
Учитель: На земном шаре в настоящее время
леса занимают ? часть суши. Российские леса
являются основой экологической прочности
биосферы всего Северного полушария Земли,
поскольку 22% площади лесов и 25% древесины мира
находятся в России. Леса занимают 45% территории
страны. К настоящему времени в России имеется 14
млн. га посаженных лесов, в основном на
Европейской части. Распределение лесов на
территории России очень неравномерно, в
Европейской части России произрастает 20% всех
лесов, а 80% лесов сосредоточено в Азиатской части
нашей страны.
В лесных экосистемах основную биомассу
продуцируют деревья. Это сложный тип экосистем, в
составе которых есть не только деревья, но и
кустарники, травы, мхи, лишайники. Разнообразно и
животное население лесов.
Различают следующие основные типы лесов
умеренных широт:
Хвойные леса – еловые, сосновые, пихтовые,
кедровые, лиственничные. Эти леса занимают
северную часть лесной зоны России, называемую
тайгой, и верхнюю часть лесного пояса гор –
Кавказа, Карпат, Памира и Тянь-Шаня. Они дают
наиболее ценную древесину, и потому именно в
тайге ведут основные лесозаготовки, часто
истощающие леса.
Широколиственные и смешанные леса. Основные
породы этих лесов – дуб, липа, вяз. Они
размещаются к югу от тайги. На севере ареала к
широколиственным породам примешиваются ель,
пихта, сосна. Смешанные леса характерны для
Украины, Белоруссии, стран Балтии и России.
Мелколиственные леса. Древостой в этих
экосистемах состоит из разных видов берёзы,
ольхи, осины. Чаще всего мелколиственные леса
вторичны, т. е. растут на месте вырубленных
широколиственных или хвойных лесов. Однако в
Западной Сибири есть и первичные берёзовые леса.
Пойменные леса. Эти лесные экосистемы
формируются в частях речных долин, заливаемых в
весеннее время паводковыми водами. В составе
пойменных лесов – различные виды ив, тополей,
ольха чёрная. На высоких, заливаемых на короткое
время участках пойм в зоне тайги формируются
еловые и лиственничные леса, в зоне
широколиственных лесов – липняки.
Во многих речных поймах леса уничтожены.
Лесные экосистемы очень важны для жизни
биосферы: они обогащают атмосферу кислородом и
поддерживают уровень содержания в ней
углекислого газа. Леса играют большую роль в
круговороте воды: покрытая подстилкой
поверхность лесных почв впитывает дождевые
осадки и снеговые воды, пополняя запасы
подземных вод. Лесные почвы фильтруют воды,
стекающие с полей и промышленных площадок, и
очищают их от многих вредных примесей. Лесные
экосистемы испаряют в атмосферу влагу и
благотворно влияют на климат, повышая влажность
воздуха.
По способу хозяйственного использования
различают три группы лесов.
Леса первой группы располагаются вдоль рек и
по побережьям озёр, а также вдоль крупных
шоссейных дорог, в зелёных зонах городов, в
заповедниках. Их вырубать нельзя!
Леса второй группы называют
защитно-эксплуатационными. В таких лесах
проводят рубки, но так, чтобы древостой полностью
не уничтожался, и шёл процесс его
самовосстановления.
Наконец, леса третьей группы –
эксплуатационные. В таких лесах древостой можно
вырубать почти полностью, оставляют лишь
отдельные деревья как источники семян для
восстановления леса естественным путём или
проводится посадка деревьев.
Леса – важный объект хозяйственной
деятельности человека. Различают главное и побочное
лесопользование. При главном лесопользовании
в лесах заготовляется древесина. При побочном –
грибы и ягоды, лекарственные растения, орехи. К
побочному лесопользованию относится и охота на
лосей, кабанов, зайцев, куниц, колонков глухарей,
рябчиков и других промысловых животных.
Леса играют рекреационную роль – это место
отдыха городского и сельского населения.
Обогащённый кислородом и насыщенный фитонцидами
лес – источник здоровья.
Справочные данные (рубрика "Это
интересно”):
1 га 20-летнего сосняка поглощает 9 т углекислого
газа, а 60-летнего – 13 т.
Лес – санитар атмосферы:
1 га придорожного елового леса задерживает 30 т
пыли в год, соснового бора – 38 т, а дубравы – 54 т.
На лесной опушке шириной 100 м запылённость
воздуха составляет уже 65% от запылённости на
открытом месте, на расстоянии 400 м она снижается
до 38%, при 1000 м – до 25%, в 3 км – приближается к 5%.
Урожайность в лесу:
Грибов – 150-250 кг/га,
Ореха лещины – до 500 кг/га,
Брусники и черники – 300-350 кг/га (на вырубках – до
1,5-2 т/га),
Малины – 200-600 кг/га (на вырубках – до 3 т/га),
Кедрового ореха – от 250 до 600 кг/га (рекордный сбор
– до 1,2-2 т/га),
С одного га зрелого берёзового леса можно
получить 20-30 т сока,
Одно взрослое дерево липы "даёт” 70 кг мёда, 1 га
липняка – это 1 т мёда.
Закрепление-беседа:
- В чём заключается биосферное значение лесов?
- Что такое побочное использование лесов?
- Какие группы лесов различают по их
хозяйственному использованию?
- Какие негативные факторы воздействуют на леса в
настоящее время?
- К каким последствиям может привести
повсеместное истребление лесов?
- Что вы могли бы предложить для сохранения
лесных богатств?
|