Цель урока: Показать, что человек своей
хозяйственной деятельностью активно вторгается
в природную среду, отрицательно воздействуя на
природные процессы, что привело мир к
экологическому кризису.
Обучающая: сформировать представление о
воздействии человека на природу.
Развивающая: развить навыки работы с
различными источниками знаний, развить умения
работы в группах, учить учащихся публично
высказывать свое мнение.
Воспитательная: воспитание гуманности и
гуманизма, толерантности, а также
ответственности каждого за причастность к
мировым проблемам в контексте угроз
современному обществу.
Тип урока: интегрированный экологии и
обществознания.
Вид урока: Систематизация и обобщение
знаний, формирование ключевых компетенций в
предметах социогуманитарной направленности:
Учебные компетенции: Связывать воедино и
использовать отдельные компоненты знания.
Социально-личностные компетентности:
- Находить связи между настоящими и прошлыми
событиями.
- Вступать в дискуссию и вырабатывать свое
собственное мнение.
Исследовательские компетентности:
- находить и обрабатывать информацию;
- использовать альтернативные источники данных;
- представлять и обсуждать материалы разного
вида и типа в аудиториях, работать с документами.
Коммуникативные компетентности:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды
других людей;
- дискутировать и защищать свою точку зрения;
- выступать публично, вступать в дискуссию;
- читать карту, графики, диаграммы, таблицы
данных;
- литературно выражать свои мысли.
Организаторская деятельность и
сотрудничество:
- организовывать личную работу;
- принимать решения, нести ответственность;
- устанавливать и поддерживать контакты;
- справляться с разнообразием мнений и
конфликтов, вести переговоры;
- сотрудничать в команде и находить рациональные
пути решения проблем.
Термины урока:
- Экологический кризис.
- Экосистема.
- Модернизация.
- Экологическое равновесие.
- Здоровый образ жизни.
- Здоровье.
- Красная книга.
- Биосфера.
- Толерантность.
- Антропогенные факторы.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Ноутбук.
- Фломастеры и бумага для создания кластера.
Зрительный ряд:
- Книжная выставка по глобальным проблемам
человечества.
- Журнал "Экология” и газеты "Экология”.
Плаката и высказывания.
"Люди гибнут от неумения пользоваться силами
природы и от незнания истинного мира”.
Надпись на пирамиде Хеопса
"Жить счастливо и жить согласно с природой
одно и тоже”.
Сенека
"Природа – единственная книга, содержание
которой одинаково значимо для всех”.
И.В. Гете - немецкий поэт, ученый
"Природа побеждается только подчинением
ей...”.
Ф. Бэкон - английский философ
"Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить
нужды любого человека, но слишком мал, чтобы
удовлетворить людскую жадность”.
М.Ганди - индийский политический
деятель
"Экономическое развития общества в отрыве от
экологии ведет к превращению Земли в пустыню”.
РИО 92
"Необходим переход человеческого общества от
экономической к эколого-экономической системе”.
М.Стронг
- Музыкальный слайд-фильм "Разговор с Богом”.
- Слайды презентации по глобальным проблемам.
- Презентация "Влияние человека на природу”
(показывается под песню "Расскажите птицы”
А.Пугачевой, автор слов и композитор И.Николаев).
Подготовительный этап урока:
- Определение темы для проведения
интегрированного урока.
- Разработка программы и плана работы, подготовка
тем для выступлений учащихся, необходимый
наглядный материал, слайд-фильмы.
- Формирование и определение круга проблем для
дискуссии. Проведение консультационных занятий
учащихся с педагогами.
- Разработка правил выступлений и доведение их до
сведения учащихся.
- Назначение выступающих.
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие. Проверка готовности учащихся к
уроку.
Учитель экологии: Здравствуйте, уважаемые
гости, учителя, ребята. Сегодня у нас необычный
урок: опираясь на знания, полученные на уроках
биологии, обществознания, экологии рассмотрим
глобальные проблемы человечества и найдем пути
их решения. Показ слайдов "Влияние человека на
природу”
Учитель истории: Много о себе возомнил человек
с тех пор, как начал свое наступление на природу.
Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил
лозунг: "Нельзя ждать милости от природы, взять
их у нее – наша задача”
Постановка проблемы: Что же, руководствуясь
этим лозунгом, натворил "царь Природы” на Земле?
Учитель экологии: Давайте попробуем узнать, что
же он натворил и как исправить его ошибки. Тема
нашего урока "Взаимоотношения человека с
природой”. Вы работаете в группах, каждая группа
получает свое индивидуальное задание-
исследование, результаты, которых вы представите
публично на ораторской трибуне. На вашу работу
отводится 20 минут. Оценивание работ будет
проводиться по рабочим листам группы - учителем,
капитаном и самооценкой.
Работа групп по направлениям:
Лингвисты – найти и дать определения
терминам, которые появились с связи с влиянием
человека на природу и составить глоссарий на
доске.
Историки – изучить информационный материал,
обсудить и проанализировать полученную
информацию, составить логическую цепочку по
слайдам о влиянии человека на природу. Публично
представить результаты работы в виде
презентации.
Экологи – выявить влияние человека на
природу на разных этапах развития человечества и
экологические проблемы современности и наметить
пути их решения.
Учитель экологии: Подведение итогов проведем
афишированием работ групп, вспомнив требования к
выступлению. (Показ слайда-требования к
выступлению)
Итог урока:
Мы пришли к выводу, что человечество находится
у роковой черты. Давайте вместе найдем пути
выхода из экологического кризиса. Свои
предложения выхода из экологического кризиса
оформим записью на плодах яблока. Напишите на них
свои предложения и повести их на дерево познания,
при своих ответах используете термины глоссария
группы лингвистов. Предполагаемые ответы:
(Принятие законов, позволяющих защитить
окружающую среду, Международное сотрудничество,
ответственность каждого за причастность к
экологии окружающего мира, модернизация
производства, экологическое равновесие,
экологическая культура)
Решение каждой группы озвучиваются учащимися.
Учитель истории: По сути речь идет о
необходимости управления, но не природой, а
взаимодействием общества и природы,
взаимодействием человека с человеком.
По словам Н.Ф. Реймерса "управлять люди будут
на природой, а прежде всего собой”. Необходимо
создать общество, характеризуемое совокупностью
системы знаний и умений, рациональной
природопользовательской деятельностью, а также
уважительным, гуманистическим отношением ко
всему земному, к человеку и к окружающей среде.
Завершение урока – просмотр музыкального
слайда "Интервью с Богом”
Рефлексия и озвучивание оценок по работе групп.
Задание на дом.
Приложение №1. Рабочий лист группы
лингвистов.
Найдите в справочной литературе, учебниках
определения терминам, которые появились в связи
с влиянием человека на природу и составить
глоссарий на доске.
Термины |
Ф.И. уч-ся, которые работали |
Самооценка |
Оценка капитана |
Оценка учителя. |
Толерантность |
|
|
|
|
Антропогенные факторы |
|
|
|
|
Биосфера |
|
|
|
|
Красная книга |
|
|
|
|
Здоровый образ жизни |
|
|
|
|
Здоровье |
|
|
|
|
Экологическое равновесие |
|
|
|
|
Экологический кризис |
|
|
|
|
Экосистема |
|
|
|
|
Модернизация |
|
|
|
|
Приложение №2. Рабочий лист группы историков.
Изучите информационный материал о влиянии
человека на природу по приготовленным слайдам,
обсудите и проанализируйте полученную
информацию. Составьте логическую цепочку
слайдов, обратив внимание на основные открытия в
области науки, техники, цивилизации. Публично
представьте результаты работы в виде
презентации. Дайте к ней краткое пояснение.
Приложение №3. Рабочий лист группы
экологов.
Работая с текстом учебников и дополнительной
литературой, выявите влияние человека на природу
на разных этапах развития человечества и
экологические проблемы современности. Наметить
пути их решения.
Периоды |
Характеристика влияние
человека на природу. |
Ф.И.учащихся,
которые работали по вопросам |
Cамооценка |
Оценка капитана |
Оценка учителя |
Античность |
|
|
|
|
|
Средние века |
|
|
|
|
|
Настоящее время |
|
|
|
|
|
Ответьте на вопросы
1. Перечислите основные экологические
проблемы современности?
2. Каковы основные пути решения экологических
проблем? |