Вторник, 23.04.2024, 20:56                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [33]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [45]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ [55]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ЭКОЛОГИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок экологии "Природа Байкала"
13.12.2013, 12:43

Цели: Закрепить знания учащихся об озере Байкал и его обитателях.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к изучению озера Байкал;
  2. Познакомить учащихся с наиболее известными достопримечательностями озера Байкал
  3. Познакомить учащихся с уникальными обитателями Байкала.

Тип занятия: комбинированный

Оборудование и материалы:

  1. Презентация «Природа Байкала»
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор
  4. Книги и открытки, посвященные Байкалу
  5. Стенды для размещения выставки «Книги о Байкале»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Обратите внимание на стенды с книгами, которые установлены сегодня у нас в кабинете, чему посвящены все эти книги?

Ответ учащихся: Все эти книги о Байкале.

2. Актуализация занятия

Сегодня мы поговорим об одном из самых уникальных озер нашей планеты – об озере Байкал. Это не только одно из самых крупнейших озер мира, но одно из самых известных. По крайне мере в нашей стране о Байкале слышал практически каждый человек, да и по всему миру таких людей большинство.

3. Изучение нового материала. Презентация «Природа Байкала»

Байкал расположен на Границе Иркутской области и Бурятии.

Байкал – одно из десяти крупнейших озер мира. По площади Байкал занимает 8 место в мире среди озер и приблизительно равен площади такой страны, как Бельгия.

Длина озера – 636 км.

Ширина:
наибольшая – 79,5 км;
наименьшая – 27 км.

Длина береговой линии – 2000 км

Байкал – самое глубокое пресноводное озеро в мире.

Максимальная глубина – 1637 м (у восточного берега острова Ольхон).

Чаша Байкала состоит из трех впадин, разделенных подводными возвышенностями – порогами (Селенгинский отделяет южную впадину от средней, Академический подводный хребет, выступающий над водой на 210 м в виде Ушканьих островов, отделяет северную впадину от средней). Самая мелкая – северная впадина, ее максимальная глубина – 890 м, глубина южной – 1419 м, самая глубокая – средняя впадина – 1637 м.

Объем водной массы – 23 000 куб. км. Это в 92 раза больше, чем в Азовском море, в 4,3 раза больше, чем в Белом море. По объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр, уступая лишь Каспийскому морю, однако в Каспийском море вода солёная.

Байкал содержит приблизительно 20 процентов всемирного объема пресной воды.

Байкал не только одно из самых крупнейших озер мира, но и одно из самых древнейших, его возраст оценен в 25-30 миллионов лет. Некоторые ученые высказывают мнение, что Байкал является зарождающимся океаном, поскольку его берега расходятся со скоростью 2 см в год.

Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками. При этом западное побережье — скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья — более пологий (местами горы отступают от берега на десятки километров).

В Байкал впадают 336 рек и ручьёв, однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Самые крупные из них — Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Из озера вытекает одна река — Ангара.

В устье реки Селенга находиться знаменитый залив Провал, который образовался в январе 1862 года в северо-восточной части дельты реки Селенги. В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января (по новому стилю с 11 на 12 января) при сильнейшем землетрясении, продолжавшемся затем более года постепенно затухающими сотрясениями, под воды Байкала погрузилась часть побережья вместе с располагавшимися в Цаганской (Саганской) степи пятью бурятскими улусами.

Температура поверхностных слоёв воды в Байкале летом — +8…+9 °С, а в отдельных заливах — +15 °C. Температура глубинных слоёв — около +4 °C. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают, видны на глубине до 40 м. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8—10 м, и цвет становится сине-зелёным или зелёным. Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (96,7 мг/л), что может использоваться вместо дистиллированной.

Период ледостава в среднем 9 января — 4 мая; замерзает Байкал целиком, кроме небольшого, в 15—20 км протяженностью, участка, находящегося в истоке Ангары.

К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5—2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10—30 км, а ширина — 2—3 м. Разрывы происходят ежегодно примерно в одних и тех же районах озера.

Байкальский лёд преподносит учёным немало загадок. Так, в 1930-х годах специалисты Байкальской лимнологической станции обнаружили необычные формы ледового покрова, характерные только для Байкала. Например, «сопки» — конусовидные ледяные холмы высотой до 6 м, полые внутри. Внешним видом они напоминают ледяные шатры, «открытые» в противоположную от берега сторону. Сопки могут располагаться по отдельности, а иногда образуют миниатюрные «горные хребты». Также на Байкале существует еще один вид льда, называемый «сокуй».

На Байкале 27 островов, самый крупный из которых Ольхон, его площадь около 700 кв. км.

Ольхон находится на территории Прибайкальского национального парка и по достоинству считается одним из красивейших мест Байкала.

Существует, по крайней мере, две версии происхождения названия острова, обе проистекают из языка коренных жителей Ольхона - бурят. Согласно первой, название острова произошло от слова «ойхон» - «лесистый», согласно второй - от «ольхан» - «сухой». Обе вполне соответствуют облику Ольхона - он одновременно и сухой, и лесистый, поэтому отдать предпочтение какому-нибудь одному варианту затруднительно.

Западное побережье острова Ольхон, омываемое водами Малого Моря, большей частью пологое, со скалистыми мысами и глубоко вдающимися в берег бухтами. Восточное, напротив, горное, скалистое, круто обрывается в Байкал, глубоких бухт здесь нет. Именно на южном побережье Ольхона находится самая высокая точка острова - гора Жима (1274 м), возвышающаяся над Байкалом на 818 метров. И всего в 11 километрах от высшей точки Ольхона находится самое глубокое место Байкала - отметка 1637 м. В этих местах крутизна подводного склона вблизи острова достигает 30-40 градусов.

Ольхон достаточно велик для того, чтобы иметь собственные озера. Самые крупные и известные: Нурское, сливающееся с заливом Загли при высоком уровне воды в Байкале; Ханхой (Холой-Нур – с бурятского «холой» – горло, «нур» – оезеро), с целым ожерельем археологических памятников; Шара-Нур, единственное соленое озеро на Ольхоне.

На территории острова Ольхон находится несколько памятников природы, охраняемых государством, хотя весь Ольхон уже пора объявить памятником природы и начать действительно охранять.

Самый известный памятник природы Байкала - Шаманский мыс, он же мыс Бурхан, относится к природно-историческим памятникам. Бурхан расположен в средней части северного побережья Ольхона на окраине поселка Хужир. Изображение мыса фактически стало визитной карточкой Байкала.

Не менее живописны ландшафтные памятники природы: мыс Саган-Хушун (Белый мыс) - великолепный беломраморный мыс в северной части Ольхона, и мыс Хобой(клык), венчающий северную оконечность острова.

Ботанические памятники представлены реликтовым ельником на западном склоне горы Жима. Ельник обнаружен в 1965 году краеведом и учителем географии хужирской школы Николаем Михайловичем Ревякиным. Уникальность ельника заключается в том, что он сохранился с ледникового периода и выжил, несмотря на засушливый климат Ольхона, благодаря наличию подпочвенных вод.

Один из самых известных байкальских архипелагов – это Ушканьи острова.

Ушканьи острова — небольшой архипелаг со скалистыми берегами в средней части озера Байкал недалеко от полуострова Святой Нос (Бурятия), представляющий собой вершины подводного Ушканьего порога или Академического хребта.

В состав архипелага входит Большой Ушканий остров или Большой Ушкан площадью 9,4 км², и три маленьких островка (Тонкий, Круглый и Долгий).

Свое название острова получили от слова «ушкан» - так в Сибири раньше называли зайцев. Но зайцы на островах не водились. Название пришло с севера России, где поморы Белого моря морскими зайцами называли морских тюленей. Русские выходцы из европейского Севера, увидев на этих островах байкальского пресноводного тюленя нерпы, назвали их Заячьими, и так было зафиксировано на карте Семена Ремезова в 1701 году. Затем название Заячьи стали произносить по-сибирски Ушканьи и это название сохранилось до настоящего времени. Ушканьи острова остаются излюбленным лежбищем нерпы.

Ушканьи острова – это самое крупное лежбище нерпы на Байкале. Каменистые берега служат идеальным местом для отдыха тюленей. На льду, вблизи архипелага, зимой нерпа рождает детенышей.

Влияние человека на острова минимально, они входят в состав Забайкальского национального парка. Для посещения Ушканьих островов требуется специальное разрешение.

В связи с изолированностью, свойственной всем островам, на архипелаге сформировалась уникальная флора и фауна. На Большом острове хорошо сохранился первозданный лиственничный лес, некоторые деревья которого имеют особую форму с бутылкообразным утолщением ствола. Еще одно уникальное дерево – береза с черной корой и остроконечными листьями.

Одно из самых удивительных явлений острова – муравейники, общее число которых достигает нескольких тысяч. По плотности муравейников Большой остров не имеет себе равных в стране, на 1 га приходится 18-20 муравейников, а общее их число насчитывает несколько тысяч.

Муравейники известны не только своим количеством, но и размерами, высота некоторых достигает полутора метров.

Нерпа - это один из трех пресноводных тюлений в мире. Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко - в его северной и средней частях.

Питается непромысловой рыбой (голомянка, бычок). В год она съедает около тонны рыбы. В поисках пищи ныряет на глубину до 200 м и остается под водой 20-25 мин. Самцы достигают 130-150 кг, и длина их бывает до 1,8 м, самки по размерам меньше. Максимальная скорость плавания составляет 20-25 км/час. Живут нерпы максимум 55-56 лет.

Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти незамеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют хубунком.

Одно из удивительнейших существ, обитающих в Байкале - это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35 % состоит из жира. Она обитает на большой глубине озера Байкал и принадлежит к классу живородящих. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передает особенности экологии этих рыбок.

Питание у этих видов пассивное. Рыбы «парят» с помощью грудных плавников в воде с открытым ртом и могут мгновенно схватить пищу. Основная пища этих рыбок различные байкальские рачки.

Некоторые утверждают, что голомянка «тает на солнце». Жир этой рыбы, предположительно, использовался раньше в качестве масла для ламп и сыграл значительную роль в монгольской и китайской медицине. Во время войны ее вылавливали для того, чтобы восстанавливать силы раненых. Голомянкой питаются почти все рыбы, а также нерпа.

Осетр – самая древняя и самая крупная рыбы озера Байкал. "Омуль доставлял рыбопромышленникам хлеб насущный, осетр доставлял им богатство", - так писал И.Г. Георги в 1775 году. Уже в конце семнадцатого столетия наблюдается значительная эксплуатация рыбных угодий, которые принадлежали Посольскому монастырю. Наибольший вылов осетра составлял 250-300 тонн в год, с массой тела одной рыбы 150-200 кг (вторая половина XIX века). В результате вылова молоди и рыб в период нерестового хода запасы этого вида значительно сократились, и с 1945 г. был введен запрет на его промысел. Байкальский осетр занесен в "Красную книгу РСФСР" и "Красную книгу Бурятии" как редко встречающийся вид.

Первым исследователем, описавшим байкальского омуля, стал И.Г.Георги в 1775.

Омуль это, прежде всего лосось, относится к семейству сиговых, по латыни — Coregonus autumnalis migratorius (Georgi, 1775), прямым переводом из которого получаем «странствующий (мигрирующий) сиг». Байкальский омуль в течение своей жизни совершает многочисленные миграции, но такое называние связано, прежде всего, с одной из теорий происхождения омуля в озере. Якобы сиг, ещё в межледниковый период пришел из Северного Ледовитого океана, скорее всего через Лену и ее притоки. Косвенным подтверждением этого является с одной стороны северное обитание сига, а также наличие схожих с Байкальским арктического и якутского омулей, а с другой, способность лососевых жить в соленой морской воде. Русское называние этой рыбы — Байкальский омуль или просто омуль, ранее у коренных народов были входу свои называния — турку, туркучан (тунгус.), загун (бурят.).

Омуль является основным объектом промысла на Байкале. В 1969 г. ученые отметили значительное снижение численности омуля, и поэтому его промысел был запрещен. Благодаря разнообразным природоохранным мероприятиям к 1979 г. его численность была восстановлена и вновь разрешен промысел. В настоящее время численность вновь катастрофически сокращается из-за активного промысла.

Пресноводная нерпа – не единственное чудо Байкала. Встречаются в Байкале и другие необычные обитатели – это байкальские губки. Необычно в не то, что ее ближайшие родственники обитают в Охотском и Беринговом морях и абсолютно не способны переносить пресную воду.

И напоследок давайте познакомимся с байкальскими рачками. Самый знаменитый, среди них рачок – эпишура. Это самый многочисленный обитатель водной толщи Байкала, является живым фильтром. Именно благодаря этим рачкам Байкальская вода всегда остается чистой.

4. Подведение итогов. Викторина «Что мы знаем о Байкале»

  1. Что означает Слово Байкал?
  2. Байкал - это озеро, море, залив?
  3. Когда Байкал был впервые изображен на карте?
  4. Какая глубина озера Байкал?
  5. Сколько рек впадает в Байкал?
  6. Сколько рек вытекает из Байкала?
  7. Какая самая большая река, впадающая в Байкал?
  8. Как называется прозрачная рыба без чешуи, обитающая на большой глубине в озере Байкал?
  9. Какая самая крупная рыба в озере Байкал?
  10. Как называется пресноводный тюлень, обитающий на Байкале?
  11. Какой самый крупный остров на Байкале?
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець | Теги: конспект урока, загрязнение природы, урок экологии в школе, учителю экологии, Скачать бесплатно
Просмотров: 3028 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru